Кремация – это процесс сожжения тел умерших людей. Сегодня тела сжигают в специально оборудованных учреждениях – крематориях. Тело умершего предварительно регистрируют с присвоением идентификатора, а затем сжигают вместе с гробом. Останки измельчаются в прах, который затем помещается в специальную урну. Место дальнейшего хранения погребальных урн называется колумбарием. Такие хранилища оборудуются на кладбищах и при крематориях. Кремация в Православии в последние годы стала особенно актуальной.
Кремация практиковалась еще с древности, зачастую как специальный обряд, связанный с языческими верованиями. Но в наше время кремация получает всё большее распространение, в том числе в России. У этой практики есть как сторонники, так и противники. Вопросом “можно ли кремировать православного человека” часто задаются люди, вынужденные хоронить своих близких.
Русская Православная Церковь не одобряет кремацию и не признаёт её нормой погребения. В православной традиции приемлемым способом погребения является захоронение тела в земле. Чтобы понять, почему Церковь против кремации, нужно знать об отношении к телу человека в Православии.
Древняя христианская традиция рассматривает тело человека не просто как оболочку для души, а как храм Духа Святого, к которому следует относиться с благоговением. Созданное по образу и подобию Бога, наше тело свято и способно постигать Его благодать. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются именно над телом, а в Евхаристии через тело человек причащается Святых Христовых Таин. Причащается через тело не только как сотворённое Богом, но и как искуплённое Им.
Тело – это не материальная тюрьма для невещественной души, это одна из важнейших составляющих человека как сложного организма (дух, душа, тело). Человек – это задуманный Богом священный союз души и тела.
Одним из важнейших христианских догматов является воскресение всех мёртвых после Второго Пришествия Христа. Это будет воскресение не только души, но и тела, по образу Воскресения Спасителя. Таким образом, наши тела будут участвовать в Спасении, в нашем вступлении в вечную жизнь. Конечно, похороненные в земле тела превращается в прах, но Бог восстановит их, обновит и преобразит.
Почему нельзя кремировать православных христиан? Сжигая тело, мы проявляем неуважение к нему, участвуем в его сознательном разрушении, словно показывая своё равнодушие или неверие во всеобщее воскресение мёртвых.
Греческая Церковь бескомпромиссна: кремация в Православии абсолютно недопустима. Русская Православная Церковь в этом плане более снисходительна. Хотя также рассматривает кремацию как нежелательное явление, уходящее корнями в язычество.
Церковь не считает, что люди, чьи тела сожжены, не воскреснут, и не лишит поминовения христианина, тело которого по каким-то причинам было подвержено кремации. Особенно, если это случилось вопреки воле усопшего. В интернете довольно популярным остаётся поисковый запрос “кремация и Православная Церковь”. Это свидетельствует о том, что для многих людей немаловажно мнение Церкви по данному вопросу.
Кремация часто преподносится как современная, удобная и целесообразная с практической точки зрения процедура. Но в то же время умалчивается, что она неэкологична: продукты горения наносят вред окружающей среде. Задумайтесь, сколько дыма и копоти выводит в атмосферу обычный крематорий в течение хотя бы одного года.
Также кремация спорна с точки зрения морали даже без учёта того, что Церковь отрицательно относится к кремации. Так как кости не сгорают, их выгребают и перемалывают. Всё это походит, скорее, на утилизацию биологических отходов, а не на достойные проводы в иной мир близкого любимого человека. Иногда прах даже присыпают тальком для лучшего вида.
Сторонники кремации аргументируют её необходимость разрастанием кладбищ и более высокой стоимостью традиционного погребения. Но если нет мест на одном кладбище, можно обратиться к другому, третьему. Разница между стоимостью кремации и традиционного погребения преувеличена, и её всегда можно свести к минимуму.
На некоторых кладбищах, например, на Перепечинском кладбище в Московской области, власти предоставляют бесплатные участки для захоронения, платить там нужно лишь за выкапывание могилы (такие места есть и в других городах). Поиск места для захоронения в нашей необъятной стране не должен быть критической проблемой.
В конце концов, каждый решает сам, что ему важнее. С одной стороны, собственный комфорт с экономией времени и денег. С другой, уважение к человеку. Добрая традиция, которая призвана сделать человека более духовным, и благое соблюдение христианского обычая.