Крещение в переводе с греческого языка означает “погружение в воду”. Это первое Таинство, которое дает возможность человеку посвятить свою жизнь Богу и приобщиться к Христианской Церкви. Крестик для крещения младенца — обязательный атрибут Таинства.
“Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.” (Ин. 3.5)
Главными условиями для крещения взрослого человека является вера в Святую Троицу. Веру должно подкреплять желание изменить жизнь, покаявшись во всех грехах, совершенных до Таинства. Крещение младенца совершается по вере родителей и его крестных отца и матери.
Крестят младенца призывая Бога Отца, Сына и Святого Духа и три раза погружая крещаемого в воду. Так человек очищается от всех грехов и становится полноправным членом Церкви. После Крещения христианин может приступать к другим Церковным Таинствам (например, Исповедь и Причастие). Паисий Святогорец говорил:
«вода имеет очистительный смысл, поэтому священник в Таинстве Святого Крещения погружает человека в воду. Человек омывается от первородного греха, очищается от грехов, его осеняет Благодать Божия, он облачается во Христа и становится новым, возрожденным человеком. Это результат Святого Крещения. Когда Никодим, придя ко Христу, спросил Его, как человек может родиться вновь, Христос ясно ответил ему: «Ами́нь, ами́нь, глаго́лю тебе́, а́ще кто́ не роди́тся водо́ю и Ду́хом, не мо́жет вни́ти во Ца́рствие Бо́жие». В Таинстве Святого Крещения человек становится новым, совершенным творением Бога после грехопадения» (“О грехе и покаянии”).
Во время Крещения младенца нарекают христианским именем. Чаще всего оно совпадает с данным при рождении. Ему надевают нательный крест как свидетельство того, что он является последователем Иисуса Христа. Так выражается готовность всей своей жизнью служить Богу и людям. Сам Спаситель говорил:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Для православного человека крест – один из главных символов христианства. Это великая святыня, напоминание о смерти Иисуса Христа и его Воскресении из мертвых.
Традиционным видом православного нательного креста считается восьмиконечное распятие: вертикальный столб пересекают 3 перекладины. На верхней перекладине написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» – таковой была вина Спасителя. К средней перекладине были прибиты руки Иисуса Христа. На нижней косой перекладине располагалась подпорка для ног.
Каждый элемент распятия обязателен и имеет свое символическое значение. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Один конец перекладины, устремленный вверх, указывает на раскаявшегося разбойника, который первым и вошел с Господом в Царствие Небесное. Конец перекладины, смотрящий вниз, свидетельствует о разбойнике, который насмехался над Иисусом. Тем самым он лишил себя возможности вечной жизни.
“Кресты каждого из нас – это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни… Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился. Но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал” (Паисий Святогорец “Слова. Семейная жизнь”).
Нательный крест является символом смерти и воскресения Христа. Крещенный человек с этого времени становится последователем Христа. Надетый на ребенка при крещении крест следует носить не снимая, под одеждой. Это правило распространяется на всех мирян, так как поверх одежды крест могут носить только священнослужители. Если одежда не закрывает крестик, не нужно пытаться его специально спрятать и тем более снять. В этом нет ничего предосудительного. Речь идет о случаях, когда крест выставляют на показ намеренно, как украшение.
Не имеет значения, из какого материала изготовлен нательный крест. Чаще всего используют деревянный, золотой или серебряный крестик для крещения ребенка. Также нет никакой разницы, носить ли нательный крест на шнурке или на цепочке. Единственное соображение — удобство для ребенка. Чаще всего родители выбирают шелковый или кожаный шнурок. Ведь цепочка может порваться и тогда крест потеряется.
Православные христиане относятся к кресту как к святыне, поэтому берегут его. Но если крестик все же потерялся, придавать этому печальному событию мистический окрас не нужно. Любые суеверия являются грехом. Следует купить новый крестик и более прочную цепочку или шнурок.
К сожалению, многие далекие от Православия люди надевают крест ребенку как талисман, оберег, защита от “сглаза”, “порчи”. Это является заблуждением. Такой магический подход существенно отличается от православного отношения к нательному кресту.
Безусловно, по вере в Иисуса Христа и благоговейному отношению к кресту человек получают защиту Бога от темных сил. Об этом мы читаем в одной из вечерних молитв: “Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.” Но такое отношение придается не ювелирному изделию из золота и серебра, а Распятию. То есть символу жертвы Иисуса Христа и Его последующего Воскрешения из мертвых. Как писал Иоанн Златоуст:
“Если бесы боялись Креста, а не силы Распятого, то говорящим так заграждают уста два разбойника (от их крестов не происходило чудес)”.
Преподобный Ефрем Сирин:
“Назнаменуем животворящий крест и на дверях, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных, Сие-то оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; но спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку, украшай все члены свои животворящим крестом…”.