У тех, кто готовится крестить ребёнка, может возникнуть вопрос: кто покупает крестик на крестины девочке? Чтобы узнать ответ, необходимо разобраться в значении Крещения и роли крёстных родителей. Крещение – не просто торжественный религиозный обряд, а великое священнодействие. Оно именуется Церковным Таинством, поскольку совершается при невидимом участии Самого Господа. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:
«В Таинстве происходит встреча Бога с человеком, их единение. Благодать Бога нисходит на нас и освящает всё наше естество – душу и тело».
В Православии существуют и другие Церковные Таинства: Исповедь, Причастие, Венчание и т.д. Они являются важнейшими составляющими христианской жизни. Однако участвовать в этих священнодействиях может лишь тот, кто принял Крещение. Это самое первое Таинство для верующего, которое делает его православным христианином, членом Святой Церкви.
В Таинстве Крещения можно выделить следующие основные моменты. Крещаемый трижды во всеуслышание отрекается от сатаны и заявляет о своём желании приобщиться ко Господу. Также участник Таинства произносит священный текст Символ Веры, который является кратким изложением основных положений Православия. Таким образом человек признаёт истинность этих догматов и свою принадлежность к православной вере.
Далее совершается троекратное погружение крещаемого в освящённую воду, сопровождаемое чтением священником специальных молитв. Преображающая благодать Святого Духа незримо нисходит на человека и очищает его от всех прежних грехов. Крещение – это духовное перерождение человека. Он умирает для греха и рождается в новую жизнь со Христом. Святитель Григорий Богослов учит:
«Благодать и сила Крещения очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, принесенную повреждением [первородным грехом]. Поскольку же мы состоим из двух естеств (невидимой души и видимого тела), то и очищение двоякое: водою и Духом. Одно приемлется видимо и телесно, а другое в то же время совершается нетелесно и невидимо» («Слова»).
Крещение сразу же дополняется другим Таинством – Миропомазанием. В знак освящения Святым Духом совершается помазание крещёного святым маслом (миром). Также у него состригается часть волос, что символизирует посвящение Господу.
Итак, в Крещении человеку прощаются грехи, даруется благодать и открываются двери спасительной Церкви. Однако христианину нужно правильно распоряжаться этими дарами, усердно трудиться над своим духовным совершенствованием. Святитель Иоанн Златоуст учит:
«Таинственное возрождение и очищение совершается в крещении… Оно исполняет нас благодатью Святого Духа… Но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны – это зависит от нашей воли и заботливости» («Полное собрание творений»).
У православных христиан принято крестить детей вскоре после рождения. Конечно, маленький ребёнок ещё не может в полной мере осознать значение Таинства. Однако приведём слова протоиерея Игоря Фомина:
«Без крещения, без воспитания в православной вере очень трудно привить ребенку любовь к Богу. Всякий родитель хочет для ребенка лучшего, для верующего родителя это, в первую очередь, – жизнь с Христом, соединение с ним через таинство Причастия».
Поэтому детей до 14 лет крестят по вере их физических и крёстных (духовных) родителей. Последние во время Таинства произносят за ребёнка отречение от дьявола, заявляют о преданности Христу и читают Символ Веры. Также именно духовные родители принимают из рук священника крещёного младенца после его окунания в купель. В связи с этим их также именуют восприемниками.
Задающим вопрос «Кто должен покупать крестик на крещение ребенка мальчика?» необходимо знать следующее. Покупка крестика и других подарков, прочие этикетные вопросы Крещения и связанные с ним народные обычаи – всё это второстепенная сторона Таинства. Она не должна заменять собой главный, духовный смысл восприемничества. Крёстные поручаются перед Богом за ребёнка, берут на себя ответственность за его духовное воспитание, чтобы малыш вырос настоящим православным христианином. Протоиерей Павел Гумеров отмечает:
«Крестные – это не просто друзья семьи или «почётные свидетели» на Крещении. Это лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Их обязанность – молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться».
Поэтому физическим родителям ребёнка необходимо брать на роль восприемников достойных воцерковлённых людей. Они должны осознавать ту ответственность, которую возлагают на себя перед Богом. При необходимости будущий крёстный родитель накануне Таинства может принять участие в огласительных беседах со священником. Их цель – объяснить человеку основы Православной веры и значение восприемничества.
Согласно канонам Православной Церкви, крещёному ребёнку достаточно иметь одного восприемника. Мальчику – крестного отца, а девочке – крёстную мать. Приглашение на роль духовных родителей двух христиан разного пола является всего лишь устоявшейся традицией.
Что нужно для Крещения ребёнка? Накануне Таинства необходимо приобрести несколько свечей и нательный крестик с верёвочкой или цепочкой. Он надевается на крещаемого младенца и является символом исповедания христианской веры, благодатным орудием защиты от тёмных сил. Также ребёнку нужна будет рубашка для погружения в купель и полотенце. Весь крестильный набор можно приобрести в любой церковной лавке.
Приготовлением всех вышеперечисленных предметов обычно занимаются крёстные родители. Кто должен покупать крестик на крещение ребенка девочки? По старинной русской традиции девочке дарит крестик духовная мать, а мальчику – духовный отец. Также восприемники могут приобрести для крестника детскую Библию, молитвослов, икону его небесного покровителя или же другой полезный подарок, который поможет малышу сделать первые шаги к Богу.
Согласно православной традиции, ребёнка к первому Причастию подносит именно его крёстный родитель. Повзрослевшим крестникам восприемники помогают во многих житейских делах: в выборе образования, профессии, а также в создании семьи. Духовные родители активно участвуют в подготовке свадьбы и венчания своих крестников.
Отче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Перевод: Отец наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Перевод: Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Признаю одно Крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мёртвых, и жизни будущего века. Аминь.