Кто такой сатана и откуда он появился

Сатана – что это означает

Слово «сатана» имеет еврейское происхождение и переводится как «противник». Кто такой сатана и откуда он появился? Так в христианстве именуется глава злых духов, противник Бога и небесных сил, враг всего человеческого рода. 

Другие имена сатаны – дьявол, Вельзевул, Люцифер. Последнее означает «несущий свет» или «сын зари». Оно представляет собой латинский перевод еврейского слова «хейлель» («утренняя звезда»). В русской же традиции слово было переведено как Денница. Эти имена отсылают нас к истории появления сатаны.

кто такой сатана и откуда он появился
Сатана отступает от Христа после искушений в пустыне (католическая фреска)

Кто такой сатана и откуда он появился

Согласно церковному Преданию, ещё до создания материального мира и людей Бог сотворил множество разумных бесплотных духов – ангелов. Их призвание заключалось в служении Всевышнему. Денница (Люцифер) был главным и наиболее приближённым к Богу ангелом. Однако он возгордился и восстал против Творца, желая сравняться с Ним.

Именно через Денницу в мир вошло зло. Оно не существовало изначально. Зло – это не «естественный противовес добра», а осознанное удаление от Бога и Истины. Поэтому зло противоестественно. Вот что об этом говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Зло — не самостоятельная сущность, оно возникает по мере удаления от добра. Падший ангел был первым, кто противопоставил себя Богу и отдалился от Него. Первым, кто стал сатаной — средоточием и абсолютным проявлением зла».

Путём обмана Денница соблазнил на бунт часть ангелов. Он убедил их в том, что они смогут быть равными Богу. Это привело к великому противостоянию между злыми духами и теми, кто остался верен Богу. Добрые ангелы одержали победу и низвергли бунтовщиков с небес. Падшие духи стали бесами (демонами), а их предводитель – сатаной, то есть противником Бога. Вместо свободы в Боге они избрали свободу от Бога. Демоны ненавидят Всевышнего и Его главное творение – человека.

Приведём слова религиозного мыслителя Н.Лосского о том, как появился сатана:

«Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе… Эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога» («Догматическое богословие»).

Сатана в Ветхом Завете

В ветхозаветной Книге Бытие сатана представлен в образе искушающего змея. Он предложил Адаму и Еве ослушаться Бога и вкусить запретный плод с Древа Познания добра и зла. Грехопадением первые люди лишили себя блаженства единения с Творцом. Они стали подвержены скорбям и смерти. Таким образом, первопричиной появления греха и смерти является именно сатана. Однако на первых людях лежит ответственность за нарушение Божественного запрета и подчинение злу.

Также в Книге Бытия присутствует пророчество, которое Бог произносит змею, то есть сатане:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Здесь идёт речь о Богородице, которая родит Иисуса Христа – Спасителя человечества от власти дьявола. Предсказывается, что Христос пострадает как человек, но тем самым одолеет сатану. Ради нашего спасения Христос во всём исполнил святую волю Отца и добровольно принёс Себя в жертву. Непослушание Адама привело к появлению греха и смерти. Послушание же Христа искупает этот грех и побеждает смерть.

Сатана и Иов

Сатана упоминается в ветхозаветном повествовании о богобоязненном праведнике Иове. Он жил в достатке и благополучии вместе со своим многочисленным дружным семейством. Сатана сказал Богу, что благочестие Иова обусловлено лишь его земным счастьем. Мол, если праведник лишится всего этого, то непременно возненавидит Всевышнего. В ответ Бог позволил дьяволу подвергнуть Иова всем испытаниям земной жизни.

Сатана постепенно лишал Иова всех богатств и детей, а затем наслал на него страшную болезнь (проказу). Страдалец удалился от людей и стал бродягой. Но он всё равно отказывался хулить Бога, говоря:

«Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10).

Любые скорби в те времена считались справедливой Божьей карой. Жена и друзья Иова думали, что он страдает за некие тайные грехи. Праведник же не понимал причин страшных скорбей. В слезах Иов просил Бога засвидетельствовать перед родными его невиновность. Господь же не только выполнил просьбу, но и положил конец его страданиям.

Бог исцелил и наградил Иова за его долготерпение. У него снова родилось множество детей, а богатство удвоилось по сравнению с прежним. Праведник прожил ещё более ста лет. Своим смирением он посрамил сатану и стал примером для всех нас. Праведный Иов является прообразом Иисуса Христа. Господь пострадал ради нашего спасения, а затем прославился Своим славным Воскресением.

Сатана в Новом Завете

Противостояние с дьяволом и победа Иисуса Христа отражены в Новом Завете. Указано, что Спаситель пришёл, «чтобы разрушить дела дьявола» (1.Ин. 3:8) и Своей смертью лишить его власти (Евр. 2:14). Лукавый безуспешно пытался искушениями воздействовать на человеческую природу Христа, когда Он постился в пустыне после Крещения (Матф. 4:1-11). Сатане недоступна тайна Боговоплощения. Поначалу он не мог знать наверняка, действительно ли Иисус является долгожданным Мессией. С помощью искушений дьявол намеревался сбить Христа с уготованного пути. 

Первым было искушение хлебом. Сатана предложил истощённому Христу превратить камни в хлеба и с их помощью утолить голод. Господь же ответил словами из Второзакония:

«Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Христос отмечает, что высшее благо в жизни человека имеет духовную природу, а не материальную.

Второе искушение связывают с грехом гордыни. Оно заключалось в предложении дьявола сброситься с вершины Иерусалимского храма. Лукавый указал на то, что Бог пошлёт ангелов, которые подхватят Христа и не дадут Ему погибнуть. Такое очевидное чудо поразило бы людей, и они немедленно признали бы Его Сыном Божьим. Господь же напомнил о недопустимости потребительского отношения к Богу:

«Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Христос отказался порабощать волю людей силой чуда. Ведь подлинное спасение заключается в искренней вере, покаянии и добродетелях. Спаситель проповедовал, прежде всего, словом Истины, обращаясь к сердцам людей.

Третьим было искушение властью. Сатана предложил Христу поклониться ему и пообещал за это власть над всем миром. Господь же отказался предавать Бога-Отца и признавать власть дьявола:

«Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).

Спаситель остался верен воле Отца. Христос стал истинным Царём, но пострадав на кресте, а не принимая власть из рук врага. После третьего искушения дьявол оставил Спасителя и к Нему приступили служить ангелы (Мф.4:11).

Как победить сатану

Перечисленные искушения являются главными для человека. Отвергши их, Господь показал нам пример должной борьбы и победы над силами зла. Апостол Павел учит о Христе:

«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:18).

Дьявол в Новом Завете именуется «лжецом», «отцом лжи», «человекоубийцей от начала» (Иоан. 8:44), «князем мира сего» (Иоан. 14:30), «искусителем» (Мф. 4:3), «драконом» (Откр. 20:2). Отмечается, что сатана вошёл в Иуду перед его предательством Спасителя (Лк. 22:3). Господь упоминает, что видел падение сатаны с неба (Лк. 10:18). Подробный же рассказ о том, как появился дьявол, содержится в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 12:7-9).

Священное Писание называет победителями над сатаной всех последователей Христа:

«Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник… Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откр. 12:10-11).

Также в Откровении указано, что во время Второго Пришествия Христа сатана будет окончательно побеждён и наказан заключением в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7-10).

Влияние сатаны на людей

Сатана ненавидит Творца и человека. Творца – за то, что Он стоит выше. Человека – за то, что он создан по образу и подобию Бога и получил от Него дары, которые выше даже ангельского призвания.

«Человека, стоявшего так низко… [Христос] посадил на небесах, на троне. Того, который был ниже камней, поставил выше ангелов, архангелов, престолов, господств» (Святитель Иоанн Златоуст, «Толкование на послание к Колоссянам»).

Протоиерей Иоанн Кудрявцев объясняет:

«Господь принял человеческое естество для того, чтобы спасти не ангелов, а спасти людей. И тем самым поставил человека гораздо выше ангелов. И мы должны помнить о своем высоком достоинстве и призвании. Господь призывает нас к тому, чтобы мы тоже предстали у Престола Божия. Чтобы мы оказались в Царствии Небесном. И в этом ангелы только служители, только помощники».

Злые духи отказались от своего благородного призвания, а к самостоятельному творчеству они не способны. Поэтому их бытие направлено на разрушение Божьего творения. Сатана и его помощники стремятся отвести людей от Господа и таким образом погубить их души. Также демоны могут мучить человека болезнями и прочими скорбями (Лк. 13:16).

О ненависти сатаны к людям красноречиво говорят строки Священного Писания:

«Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8).

Он воздействует на людей с помощью лжи и коварства. Апостол Павел учил, что лукавый даже может принимать ангельский облик (2Кор. 11:14). Приведём слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): 

«Главной задачей дьявола на все времена была, есть и будет борьба против Бога за души людей, где место битвы – сердца человеческие. Всё то малое зло, которое успеваем натворить мы, грешные люди, приводит в совокупность главный дирижёр – сатана. Мы в своём обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность» («Ангел молитвы»).

Любая связь с сатаной ведёт к гибели души

Интересующимся, кто такой дьявол и откуда он взялся, следует знать, что христианство строго осуждает любое взаимодействие с сатаной. Например, колдовство, магию, гадание. И в Православии, и в католицизме христианин должен отречься от сатаны во время Крещения. Это Таинство освобождает человека от бремени первородного греха. Даваемая при Крещении Божественная благодать помогает христианину защититься от влияния дьявола.

Отдельно стоит сказать об опасности любых попыток заигрывания с сатаной. Романтические представления о нём как о «свободолюбивом и мятежном духе» являются наивными и духовно пагубными. Использование дьявольской силы для «благих целей» неизбежно приведёт к итоговой гибели человеческой души. Поэтому любые попытки заключить с сатаной «взаимовыгодный контракт» – это духовное самоубийство.

Действие сатаны на человека иногда допускается Богом для того, чтобы мы учились духовной борьбе и закаляли в ней свои души. Преподобный Максим Исповедник говорит, что попускаемые искушения помогают нам осознать опасность и мерзость греха, а также нашу собственную духовную немощь. Святой отмечает, что искушения учат нас ценить добро и видеть в Боге единственный источник спасения («Главы о любви»).

Предыдущая запись Заповеди блаженства – содержание и смысл
Следующая запись Сухоядение в пост — что это и зачем
  • http://facebook.com/profile.php?id=100007540632939 Iosif Pyatunin

    Пошёл он — сатана — куда подальше — с БОГОМ то — надёжнее.

Комментарии для сайта Cackle