Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, не менее трети взрослых мужчин планеты находится в табачной зависимости. Оно также распространено среди значительной части женского населения и даже среди детей. В связи с этим у многих возникает вопрос: «В Православии курение – это грех?». Вначале приведём некоторые факты о негативном влиянии табачного дыма на человеческий организм.
ВОЗ называет табакокурение одной из главных угроз здоровью человечества, которые когда-либо возникали в мире. Присутствующий в табаке никотин является сильнодействующим, вызывающим зависимость ядовитым веществом. Сигаретный дым содержит не менее 250 опасных для здоровья химических соединений. 70 из них провоцируют рак. Чаще всего он поражает лёгкие, гортань, мочевой пузырь и поджелудочную железу курильщика. Доктор медицинских наук, профессор Давид Заридзе отмечает:
«Курение связано с 15 типами злокачественных опухолей… Табачный дым содержит десятки канцерогенных веществ. При многократном воздействии на организм курильщика они повреждают ДНК. Она репарируется, снова повреждается, снова репарируется, и в конце концов в клетках повреждаются ключевые гены. Механизм репарации уже не срабатывает, и начинается процесс развития рака».
Также курение провоцирует различные сердечно-сосудистые заболевания. От недугов, связанных с вдыханием табачного дыма, умирает каждый второй курильщик. Курение при беременности значительно увеличивает вероятность выкидыша, а также возникновения различных заболеваний у плода.
Одна выкуренная сигарета отнимает в среднем 11 минут жизни. Всего же из-за пагубной привычки любитель табака укорачивает свою жизнь на 7-14 лет. Ежегодно курение губит около 8 миллионов человек. Причём более 1 миллиона из них не курят, но вдыхают вторичный табачный дым. В России же от последствий курения умирают до полумиллиона человек (согласно статистике Минздравсоцразвития). По прогнозам медицинского научного журнала «New England Journal of Medicine», в течение 21 века жертвами табака станут около 1 миллиарда людей (половина из них не доживёт до 70 лет). В прошлом столетии таковых было примерно 100 миллионов.
Курение – грех или позволительная слабость? Практика вдыхания дыма табака приобрела массовый характер лишь в последние столетия. Поэтому ни в Библии, ни в трудах Святых Отцов древности этот вопрос не затрагивается. Жившие в 19-20 веках праведники и современные священники однозначно говорят, что табакокурение является греховным занятием. Более того, в Священном Писании можно найти множество цитат, косвенно подтверждающих это.
Священник Сергий Савенков отмечает, что курение – не просто вредная привычка, но и безусловный грех. Ведь любитель табака сознательно разрушает свою плоть, сокращает себе жизнь и отравляет окружающих. Христианство же учит, что наши тело и душа – храм для Духа Святого. Наша жизнь – бесценный Божий дар человеку для спасения его души:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор. 3:16–17)
Почему курение – грех? Священник Сергий Савенков отмечает, что курение является греховной зависимостью, страстью, которая порабощает волю человека. Господь же наставлял нас быть рабами одного лишь Бога и не создавать никаких «идолов», которые бы заменили Его:
«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [т.е. земным благам и удовольствиям]» (Лк. 16:13).
Архимандрит Иов (Гумеров) называет страсть болезнью души. Страсть непременно влечёт за собой другие грехи. Например, курящая беременная женщина или дымящая возле коляски с ребёнком мать проявляют эгоизм и бессердечность. Ведь удовлетворение своей страсти они ставят выше здоровья и любви к детям:
«С курением тесно связан грех самооправдания, притупление нравственного чувства. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента».
Священник Валерий Духанин отмечает, что курение грех, который не оправдан тем, что некоторые святые курили. Например, император Николай II, святители Николай Сербский и Николай Японский, праведный Иоанн Кронштадский. Отец Валерий объясняет:
«Немощи были и у святых людей. Курение, кстати, служило одной из официальных причин откладывания канонизации Николая II. Однако он прославлен за подвиг терпения ради Христа».
Все вышеперечисленные личности были спасены Богом и признаны Церковью праведниками за выдающиеся духовные подвиги. Они с избытком перекрыли немногочисленные греховные немощи. Протоиерей Андрей Ткачёв подчёркивает, что курение не помешало святым успешно преодолеть главные, наиболее губительные страсти:
«Все-таки с грехами лучше разбираться с головы, а не с хвоста».
Протоиерей Димитрий Предеин указывает на то, что курящих было всего несколько святых. Несколько из общего числа праведников Церкви, количество которых исчисляется тысячами. Протоиерей Максим Козлов добавляет, что в дореволюционной России отношение к табакокурению было более снисходительным, чем сейчас. Оно было допустимым даже для священнослужителей.
Тем не менее, святые осознавали физическую и духовную пагубность табачной зависимости и стремились её преодолеть. Так, Николай Японский перестал курить, когда стал архиереем. До самой смерти боролся с зависимостью праведный Иоанн Кронштадтский. Он резко высказывался о табакокурении на проповедях. В личных дневниках священник с горечью корил себя за слабость:
«От курительного табака омрачается и грубеет сердце, темнеет и грубеет кровь, приливы и ломоты делаются. Табак расслабляет, нежит и усыпляет дух и тело… отвращает взор от неба и молитвы, вяжет сердце и свободу».
Православному христианину следует искоренять в себе страсть табакокурения. Говоря о том, что бросить пагубную привычку может даже заядлый курильщик, протоиерей Павел Гумеров приводит в пример своих знакомых, которым это удалось после 30-40 лет зависимости. Священник призывает к молитве, труду над собой и добавляет, что с Божьей помощью возможно победить любую страсть. Приведём слова святителя Феофана Затворника:
«Кто мужественно борется со страстьми, строго исполняя заповеди Господа, тот по мере успехов очищается сердцем и по мере чистоты сердца сближается с Господом» («Творения»).
Об этом же говорит и священник Алексий Шляпин:
«Человек должен проявить усилие воли. Когда Бог увидит настоящее желание человека освободиться от страсти, Он подаст исцеление».
Преподобный Амвросий Оптинский, говоря о том, что курение – это грех, учил, что данная практика приводит к расслаблению души и помрачению разума. Святой наставлял для исцеления ежедневно стоя читать Евангелие, с молитвой совершать земные поклоны, а также как можно чаще исповедоваться и причащаться.
И святые праведники, и современные священники отмечают, что страдающим от страсти курения необходимо участвовать в Церковных Таинствах. Прежде всего, в Исповеди (Покаянии) и Причастии (Евхаристии). Ведь в Таинствах Господь освящает человека, дарует ему благодать, помогающую в борьбе со страстями и в духовном совершенствовании. Приведём слова протоиерея Александра Билокура:
«С курением необходимо бороться силой воли и укреплением своей души Благодатью Божьей. Достигается это через молитву, Исповедь и Причастие. Причащаться, на мой взгляд, людям, которые одержимы этой нездоровой страстью, не только можно, но и нужно. Нельзя победить страсть без укрепляющей и врачующей Благодати Святой Евхаристии».
Отец Александр призывает воздерживаться от курения непосредственно перед Причастием, а также как можно дольше после участия в Таинстве. Приведём также слова священника Валентина Цикулаева:
«Если человек одержим страстью курения, не нужно бояться причащаться, потому что мы не можем без Божией благодати справиться со своими страстями. Мы должны получать Божью помощь, прибегая к Святым Таинствам».
Священник отмечает, что в молодости страдал от табачной зависимости и безуспешно пытался побороть её. Однако ему это удалось только с помощью регулярного причащения. После каждой Евхаристии Валентин чувствовал сильное отвращение к табакокурению и однажды просто не вернулся к нему. Священник наставляет:
«Идя на причастие, нужно просить Бога: “Помоги Господи и исцели”. И Господь избавит от этой страсти».
Многомилостивый Господи! Услыши прошение мое, прими молитву недостойного раба Твоего, не возгнушайся язв моих, не отвратись от мене. Якоже иногда еси исцелил сребролюбивую душу Закхея мытаря, исцели и мою душу, болезнущую многими страстьми и бедами. Господи, вонми гласу моления моего, услыши стенания и жалкий вопль мой.
О, горе мне, горе мне грешному, поелику уподобляюсь идолопоклонникам, не стыжусь воскурять фимиам бесовский, не стыжусь оскорблять Тебя, Господи, лукавством сердца моего. Искушаю Тебя чрезмерной надеянностью на Твое долготерпение. Стоя во Святем Храме Твоем, ублажаюсь благоуханием ладана, а по часе паки таяжде услаждаюсь курение зловония. Оскверняю уста мои и сими же устами глаголю словеса хвалебные к Тебе. Аки пес возвращается к своей блевотине, тако же аз греху служу. Всем бо яко грех есть сие, но не имам дерзновения отрещися мзды наемничей.
Многомилостивый Господи! Снизойди моей немощи, прости мое непотребство, укрепи мя, даждь ми терпение и мужество душевное, не остави мене, не даждь мне погибнути в тине греховней, Спаси, Господи! Погибаю! Яко же иногда еси, Господи, исцелил, по молитвам Пречистой Матерее твоея, некоего мужа Сергия – исцели и мене недостойного. Якоже иногда еси Господи, избавил, по молитвам преподобного Амвросия Оптинского от скверной привычки некоего Алексея Московского – избавь и мене окаянного. Якоже иногда еси Господи, свободил, по молитвам святых отец Киево-Печерских, от давлеющей страсти некоего Максима и поставил его служити Тебе во Святем Храме Твоем – темже и мене сквернаго и нечистаго свободи, и даждь ми послужити правде Твоей, и поработати без лености тощно Тебе Господу моему Иисусу Христу во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью. Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, уцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.
Я́ко к целе́бному исто́чнику/ притека́ем к тебе́, Амвро́сие, о́тче наш./ Ты бо на путь спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в те́лесных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же смире́нию, терпе́нию и любви́ науча́еши./ Моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как к целебному источнику приходим к тебе, Амвросий, отче наш. Ибо ты на путь спасения нас с верой направляешь, молитвами от бед и напастей охраняешь, в телесных и душевных скорбях утешаешь, более всего же смирению, терпению и любви обучаешь. Моли Человеколюбца Христа и Защитницу усердную о спасении душ наших.
Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к тебе́,/ те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Завет Пастыреначальника исполнив, ты наследовал благодать старчества, болея сердцем обо всех, с верой приходящих к тебе, потому и мы, чада твои, с любовью взываем к тебе: «Отче святой Амвросий, моли Христа Бога о спасении душ наших».
О, вели́кий ста́рче и уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш Амвро́сие, О́птинская похвало́ и всея Руси́ учи́телю благоче́стия! Сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бог превознесе́ и́мя твое́ еще́ на земли́ тебе́ су́ща, наипа́че же увенча́ тя Небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние нас, недосто́йных чад твои́х, чту́щих тя и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Изба́ви нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Бо́жиим от всех ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злых напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ оте́честву на́шему от Великодарови́таго Бо́га мир, тишину́ и благоде́нствие. Бу́ди непрело́жный покрови́тель Святы́я оби́тели сия́, в не́йже в преуспе́янии сам подвиза́лся еси́ и угоди́л еси́ все́ми в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.