Лампада — это выражение молитвы

Церковные светильники

В Православной Церкви все используемые в богослужении предметы имеют свое не только практическое значение, но и символическое, таинственное. Это относится и к церковным светильникам. Например, свеча и лампада это безмолвное выражение молитвы верующих.

«Пламя горящей лампады, стремящееся вверх, — символ нашей молитвы, нашего горения к Богу» (протоиерей Сергий Николаев).

лампада это
Лампада перед Распятием в храме

Лампада — это что?

Даже неверующие люди прекрасно знают, что такое свеча: фитиль в восковой оболочке. Используются свечи как в быту, так и в религиозных обрядах. Для верующих свечи это не только средство освещения храма или домашних помещений. Это посильная жертва, приношение Богу. Православные возжигают свечи перед иконами в знак своей веры и надежды на помощь Господа. 

А вот что такое лампада, знают не все. Как она выглядит и для чего нужна?

Слово «лампада» — греческое, означает оно «светильник». Изначально это была чаша с растительным маслом и фитилем. В Православной Церкви лампады возжигают перед образами Господа, Богоматери и святых. 

До появления электричества лампады зажигались в храмах также на стационарных больших светильниках, подвешенных к потолку, называемых поликандилами или паникадилами. Сейчас для освещения используются электрические лампочки. А для ритуальных целей (возжигание перед иконами) остаются традиционные масляные лампады.

Виды лампад

Существуют несколько видов лампад.

Подвесные лампадки, с помощью цепочки прикрепленные к настенным кронштейнам, помещают перед образами святых. Также лампады располагаются на подставках, размещаемых на столе или полу. За престолом алтаря православного храма всегда стоит светильник с семью лампадами — Семисвечник. При совершении крестного хода используется фонарь-лампада.

Существует также домашняя лампада, используемая верующими для келейной, личной молитвы. Она может иметь форму небольшой чаши на ножке, которую ставят на полочку перед образами. Существуют также и подвесные домашние лампады.

Известно также такое понятие, как «неугасимая лампадка». Что это?

Так называют лампаду, в которой поддерживается непрерывное горение. Обычно ее ставят перед особо чтимой святыней. Например, чудотворной иконой, мощами святых.

В настоящее время свечи и лампады в церковной практике больше не используют как источники света в помещениях, где собраны молящиеся. Огонь лампад имеет только символическое, духовное значение. Он призван напоминать каждому человеку об Истинном Свете, Господе Иисусе Христе, просвещающим, согревающим и врачующим души людей.

Традиция воздвигать лампады и свечи

Появление традиции возжигать свечи и лампады в православных храмах восходит к ветхозаветным временам. Согласно Священному Писанию, Господь повелел через пророка Моисея поставить в Скинии (переносном ветхозаветном храме) светильник с семью лампадами (Книга Исход 25:31-37). Первосвященник ежедневно возжигал этот светильник, огонь которого горел постоянно в знак Божьего водительства израильского народа. Огонь светильника напоминал о присутствии Божиим. Царь и пророк Давид промыслительно называл Создателя светильником своей жизни:

«Ты, Господи, светильник мой» (Вторая Книга Царств, 22:29) и «Слово Твое – светильник ноге моей» (Псалтырь, 118:105).

Евреи использовали ритуальные светильники также и дома, возжигая их по субботам и праздничным дням. Вероятно, и при совершении первой Евхаристии Господом Иисусом Христом перед Крестной смертью, в горнице могли гореть такие светильники. Согласно Священному Писанию, Евхаристия совершалась во время ветхозаветного праздника Пасхи.

Апостолы и первые христиане переняли традицию возжигать светильники. Этому способствовали также и гонения на христиан, из-за которых безопаснее было собираться на молитву ночью. Огонь светильников освещал горницы, где совершались проповеди, общие моления и богослужения (Деяния апостолов, 20:8). Но горящим светильникам уже тогда придавался и духовный смысл.

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме» (раннехристианский богослов Тертуллиан, 2-3 век).

Традиция  возжигания свечей и лампад сохранилась в Церкви и после окончания эпохи гонений.

Символизм свечей и лампады в Православии

Закон Божий, данный в ветхозаветное время израильскому народу, способствовал ведению богоугодной жизни. Поэтому перед книгой пророка Моисея всегда горел неугасимый светильник. Для христиан Евангелие содержит в себе Закон Божий. В первые века Иерусалимской Церковью сложилась традиция: нести перед Евангелием, выносимым из алтаря во время богослужения, зажженную свечу. Это символически указывало, что свет Евангельского учения должен просветить каждого человека. Со временем эта традиция перешла и  закрепилась в литургическую жизнь других Поместных Церквей.

Николай Сербский о лампадах

О символизме лампад и свечей святитель Николай Сербский (1881-1956) дал такое пояснение:

«Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру. Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света.

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела.

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь» (святитель Николай Сербский).

Роль лампады в молитве

Невозможно представить себе православный храм без свечей и лампад. Их огонь помогает молящимся сосредоточиться и направить свое внимание на «общение» с Творцом.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. — Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Пламя лампады или свечи — это не средство для медитации. Не стоит считать, что концентрация внимания на огне лампады может перенести в нирвану и прочее состояние человека. Это абсолютно иная духовная практика, никак не связанная с Православием.

Лампадка дома

В Русском Православии сложилась благочестивая традиция иметь дома неугасимую лампаду, горящую днём и ночью. Однако в современном мире не все православные имеют подобную возможность. Горящая лампадка перед иконами, оставленная дома без присмотра, опасна с точки зрения возникновения пожара. Поэтому многие священники настоятельно рекомендуют гасить огонь перед выходом из дома. 

Также постоянно горящая лампада может послужить поводом к конфликтным ситуациям в семье, где не все члены семьи верующие. Поэтому для сохранения мира в семье нужно стараться не подавать повода к ссорам.

«Допустим, кому-то из близких не нравится наша домашняя молитва. Здесь нужно понять: такую реакцию вызывает что-то конкретное или само по себе то, что мы молимся. Если мы можем чего-то не делать и ситуация разрешится, естественно этому последовать. Можно молиться шепотом, если мы кому-то мешаем смотреть телевизор, можно не возжигать свечи и лампады, если наших близких тревожит проблема пожарной безопасности. Здесь нужно соблюсти полноценный мир, и это наш христианский долг» (игумен Нектарий Морозов).

Как зажечь лампадку? По традиции зажигают лампаду не спичками, а с помощью горящей церковной свечи. Существует специальная молитва, которая читается при возжигании лампадки.

Для лампад используется чистое растительное масло: оливковое, подсолнечное. Сейчас в храме также продается специальное лампадное (вазелиновое) масло. Оно дольше горит и не коптит.

Для христиан неприемлемо использование огня от лампадки в бытовых нуждах. Например, для приготовления пищи. 

«Горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения  – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем» (иерей Андрей Чиженко).

Молитва, читаемая при зажжении лампады

Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь.

Предыдущая запись Икона Покров Пресвятой Богородицы
Следующая запись Синод – это история и современность РПЦ