Лихоимство это жажда денег любой ценой

Лихоимство — что это в Православии

Лихоимством называют ненасытность в приобретении материальных благ. А также вытекающее отсюда нечестное обогащение путём обмана в торговле, обирания людей, коррупции. Святитель Феофан Затворник в толковании на Первое послание к Коринфянам апостола Павла именует лихоимцами скупых и хитрых людей, подверженных страсти «иметь всё больше и больше». В первую очередь таких, которые обогащаются путём ростовщичества или нечестными сделками. Лихоимство также называют лихоиманием, корыстолюбием и любостяжанием.

лихоимство это
Страсть лихоимства

Отдельно стоит пояснить связь лихоимства со сребролюбием и воровством. Это не тождественные понятия, но они во многом пересекаются. Сребролюбие в широком смысле является пристрастием к деньгам. А лихоимство – это страсть именно к их приобретению. Причём путём обмана. Поэтому, отвечая на вопрос «что такое лихоимство», можно сказать, что оно является разновидностью сребролюбия. А воровство – это следствие страсти лихоимства и практический способ её удовлетворения.

Согласно «Житию преподобного Василия Нового», существует отдельное мытарство (посмертное испытание души человека перед частным Божьим судом) лихоимства, следующее после мытарства сребролюбия и скупости. Лихоимство в этом источнике описывается как взяточничество и ростовщичество.

Духовная опасность лихоимства

О духовной опасности лихоимства сказано в Евангелии: «Лихоимство… извнутрь приходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21). Лихоимство названо идолослужением (Кол. 3:5), а лихоимец – идолослужителем (Еф. 5:5). Иисус Христос предостерегал от любостяжания. Он указывал на то, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Не материальные богатства делают человека подлинно счастливым, а Божье благословение. Оно даётся тем, кто живёт праведно и заботится о спасении своей души. Святитель Феофан в толковании на Первое послание к Коринфянам апостола Павла подчёркивает, что лихоимству могут быть подвержены даже небогатые люди. В то же время как среди богатых людей не все являются лихоимцами. Губит душу не само богатство, а неправильное отношение к нему.

Лихоимство – это не просто жадность, а опасная страсть. То есть глубоко укоренившийся в душе грех, который подчиняет человека и заставляет служить себе. “Страсть” с церковно-славянского языка переводится как “страдание”. Страсти зачастую приносят страдания не только душе грешника, но и его телу, а также близким людям. Наглядным примером такого состояния является страсть алкоголизма. Алкоголик осознаёт тяжесть своего положения, но не может отказаться от спиртного. Несмотря на то, что наносит вред своему духовному и телесному здоровью, а также окружающим людям.

Святитель Иоанн Златоуст в беседах на апостольские послания указывает, что лихоимцы являются крайне развращёнными людьми. Устами они могут исповедовать Бога, но внутренне эти люди безбожники. Святитель Иоанн говорит, что эти люди  хуже кровожадных хищников. Ведь последние, насытившись, никого не трогают, а лихоимец никогда не утолит свою жажду к обогащению. Более того, лихоимство – это благоприятная почва для возникновения в душе человека и других страстей. Таких, как зависть, притворство, ненависть. А также клевета, ропот, вражда.

Как спастись лихоимцу?

Святитель Тихон Задонский в своём труде «Об истинном христианстве» говорит, что лихоимец – враг и Богу, и людям, и самому себе. Богу – потому что нарушает Его заповеди. Людям – потому что разоряет их. Себе – потому как предаёт свою душу вечным мучениям. Но пока грешник жив, он ещё может всё исправить.

Святитель Тихон указывает на то, что для покаяния лихоимцу необходимо не только отказаться от греха. Обязательно нужно возвратить всё похищенное. Деятельным практическим способом борьбы с лихоимством является подаяние милостыни. Таким образом лихоимец идёт наперекор своей страсти, не даёт ей дальше укореняться в сердце. В Евангелии есть пример такого поступка. Сборщик налогов и лихоимец Закхей покаялся и пообещал Христу: “Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” (Лк. 19:8).  

Святой праведный Иоанн Кронштадский в сочинении «Живой колос» говорит, что Бог примет любого покаявшегося грешника, в том числе и лихоимца:

«Как много бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся вошло в рай и наслаждаются блаженством! Как велико человеколюбие Божие!».

Святые отцы о лихоимстве

Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Лукава страсть лихоимства: Господь заповедует против нее бдительность, чтоб она не вкралась в душу неприметным образом. Пагубна страсть лихоимства: Господь заповедует охраняться от нее» («Поучение в 26-ю неделю. О лихоимстве»).

Епископ Антоний Храповицкий:

«Об обманах и лихоиманиях, якобы вынужденных страхом собственного разорения, должно говорить, что никто не оправдает чиновника, или часового, или судию, который в страхе от людей или от нищеты нарушит свою присягу. Так и торговец или хозяин, если невозможно без обмана или подвода под беду соперника сохранить свое благополучие, пусть обречет себя на убыток и даже разорение, но не отступит от требования честности» («Исповедь»).

Святитель Феофан Затворник:

«Кто же, минуя потребность, полюбит самое стяжание или имение, тот болит страстию любоимания, которая, завладев его сердцем, делается госпожою и всех его дел, мыслей, планов и предприятий» («Святые отцы о молитве и трезвении»).

«Что мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями? – «Не заключай с ними союза, и отврати очи твои, еже не видети суеты» (Пс.118, 37), и руки твои от лихоимства, и Бог избавит тебя от них» («Святые отцы о молитве и трезвении»).

 «Чье сердце пристрастилось ко греху, для того он Бог. Посему для чревоугодника чрево – Бог, для лихоимца – деньги» («Начертание христианского нравоучения»).

«Главнейшие ветви самолюбия суть гордость, лихоимание, сластолюбие. От сих отрождаются уже все другие страсти» («Начертание христианского нравоучения»).

Молитвы об избавлении от страстей

Молитва Игнатия Брянчанинова в страсти сребролюбия и уповании на земное стяжание

Господи, Ты посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых! И повелеваешь водам моря, ветрам неба! И чудно вырастают хлебы в руках Твоих, дают тысячекратный урожай, – посеваются, жнутся, пекутся и преломляются в одно и то же время, в одно мгновение! И алчешь Ты, чтоб нас избавить от глада! И жаждешь Ты, чтоб удалилась наша жажда! И путешествуешь по стране нашего изгнания с утруждением Себя, чтоб возвратить нам утраченное нами, спокойное, исполненное сладостей небесное естество!

Ты проливаешь пот Твой в саду Гефсиманском, чтоб мы перестали проливать пот наш в снискании хлеба, научились проливать его в молитвах для достойного причащения Хлеба небесного. Произращенное нам проклятою землею терние, Ты приял на главу Твою; Ты увенчал, изъязвил тернием пресвятую главу Твою! Лишились мы райского древа жизни и плода его, сообщавшего бессмертие вкушающим, – Ты, распростершись на древе крестном, соделался для нас плодом, дарующим жизнь вечную причастникам Своим. И плод жизни, и древо жизни явились на земле, в стане нашего изгнания. Этот плод и это древо превосходнее райских: те сообщали безсмертие, а эти сообщают безсмертие и Божество.

Твоими страданиями Ты излил сладость в наши страдания. Мы отвергаем земные наслаждения, избираем в жребий свой страдания, лишь бы только соделаться причастниками Твоей сладости! Она, как предвкушение жизни вечной, сладостнее и драгоценнее временной жизни! Ты уснул сном смертным, который не мог удержать Тебя в вечном усыплении, Тебя – Бога! Ты восстал и даровал нам возбуждение от этого сна, от лютого сна смертного, даровал блаженное и славное воскресение! Ты вознес обновленное естество наше на небо, посадил его одесную предвечного, Тебе совечного, Отца Твоего! Господь наш! Даруй нам и на земле, и на небе славословить, благословлять, восхвалять благость Твою! Даруй нам откровенным лицом зреть страшную, неприступную, великолепную Славу Твою, вечно зреть Ее, поклоняться Ей и блаженствовать в Ней. Аминь.

Молитва мученику Вонифатию об избавлении от пьянства

О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем. Моле́ний на́ших не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Исцели́ бра́тию и се́стры на́ша (имена), тя́жким неду́гом пия́нства одержи́мыя, и того́ ра́ди от ма́тере своея́ Це́ркви Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия.

О, святы́й му́чениче Христо́в, косни́ся серде́ц их да́нною ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́же ра́ди и страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в тре́звости и целому́дрии, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти, да во дни и в нощи́ о Нем бо́дрствующе и до́брый отве́т о Нем возда́ти на Стра́шнем суди́ще.

Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х рыда́ющих; чад си́рых и убо́гих, пия́ницами оста́вленных; всех нас, к ико́не твое́й припа́дающих, да прии́дет сей вопль моли́твами твои́ми ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих. В стра́шный час исхо́да на́шего помоги́ прейти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, и да покры́ет нас ми́лость Бо́жия, в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва преподобной Марии Египетской в блудной брани

О, вели́кая Христо́ва уго́днице, преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щим – утеше́ние, неду́гующим – исцеле́ние, па́дшим – возста́ние, заблу́ждщим – укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам – заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ – ве́чное упокое́ние, всем же нам в де́нь стра́шнаго Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ ми́ра услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Предыдущая запись Молитва о помощи в трудной жизненной ситуации
Следующая запись Молитва матери о дочери — значение и тексты