Любостяжание это одержимость богатством

Что такое любостяжание?

В православном учении существует понятие «греховная страсть». Так называют порочную зависимость, которая глубоко укореняется в человеческой душе и разлагает её, отдаляя от Бога и спасения. Одной из основных греховных страстей является сребролюбие – чрезмерная привязанность к материальным благам. Любостяжание это разновидность сребролюбия, которая также именуется алчностью и жадностью.

любостяжание это
Любостяжание

Термин «любостяжание» образован из слов «любовь» и «стяжание» (приобретение). Таким образом, данное понятие означает ненасытное стремление к приумножению материальных ценностей и чрезмерную заботу о них. Речь идёт не о базовых земных благах, а о тех, что приобретаются сверх необходимого. Это одержимость деньгами и прочим имуществом, которая наносит серьёзный урон духовному состоянию человека, его отношениям с Богом и близкими. Святитель Григорий Нисский объясняет, что такое любостяжание:

«Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю… Поработив душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь…».

Греховно не богатство, а неправильное отношение к нему

Материальное благополучие само по себе не рассматривается в Православии как нечто греховное. В Ветхом Завете богатство, напротив, зачастую упоминается как награда человеку от Всевышнего за праведность и труды (Иов Многострадальный, царь Соломон и др.). Знак равенства между земными благами и грехом не ставит и Новый Завет. В некоторых притчах Спасителя присутствуют образы обеспеченных, но благочестивых людей.

Вместе с тем Новый Завет неоднократно предостерегает: при неправильном отношении к богатству оно легко приводит к духовной гибели человека (Лк.8:14). Материальный достаток порождает множество греховных соблазнов и потому является серьёзным испытанием для души (Мф.13:22). Одним из таких соблазнов является любостяжание. Безудержное стремление к обогащению превращает земные блага в смысл жизни, предмет поклонения. А Бога и спасение неизбежно задвигает на «задний план»:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [земным богатствам]» (Мф.6:24).

В связи с этим апостол Павел называет любостяжание идолопоклонством (Кол.3:5). И предупреждает, что любостяжатели не обретут Царствия Небесного (Еф.5:5). Эта страсть нередко удовлетворяется аморальными, преступными методами. То есть совершается грех не только против Бога, но и против ближнего. Тем, кто спрашивает «любостяжание – что это в Православии?», полезно прочесть слова преподобного Ефрема Сирина:

«При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь».

Священное Писание призывает к стяжанию, прежде всего, духовных сокровищ. То есть к покаянию и прочим добродетелям, которые прокладывают нам путь в Жизнь Вечную. Если же человек усерден в деле спасения, то Господь обеспечит его всеми необходимыми материальными благами (Мф.6:33).

Любостяжание – это пагуба, побеждаемая с Божьей помощью

Страсти любостяжания следует остерегаться каждому из нас. Ведь одержимость земными благами свойственна всем социальным слоям, а не только богачам. Первый шаг к преодолению этой духовной болезни – трезвый взгляд на себя. Необходимо признать себя немощным грешником и, уповая на Всесильного Бога, начать усердную борьбу со страстью. Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос «любостяжание – что это?», наставляет:

«Когда страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо».

Главными средствами искоренения любостяжания являются молитва, пост, милостыня, участие в Церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Они способствуют обретению человеком спасительной Божественной благодати, которая очищает и обновляет душу. В молитве необходимо изливать Господу своё покаяние, просить помощи для борьбы со страстью. Также можно обращаться к Богородице и святым – небесные заступники передают наши мольбы Богу.

Покровителем страдающих от любостяжания традиционно почитается преподобный Феодор Печерский. Он сам был подвержен этой духовной болезни, но раскаялся, раздал своё богатство нищим и стал монахом. Даже в монастыре демоны искушали его сожалением об оставленных благах. Но усердными подвигами и молитвой Феодор преодолел соблазны и достиг святости.

С помощью поста, то есть воздержания от излишеств, христианин укрощает свою плоть и помыслы. Они очищаются от духовной скверны и становятся орудиями исполнения Господних заповедей. Милостыня же является проявлением деятельной любви и сострадания к ближнему. Это бескорыстная материальная или иная помощь нуждающимся, оказываемая без гордости, со смирением. Данная добродетель изгоняет из души эгоизм, дарует ей умиротворение. Протоиерей Владимир Воробьёв рассказывает о правильном отношении к материальному благополучию:

«Если деньги появляются у тебя, то нужно думать, как их использовать для добра. Так ты можешь стать соработником Господа. Это же милость Божия…».

Молитвы об избавлении от страсти любостяжания

Молитва Игнатия Брянчанинова

Господи, Ты посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых, и повелеваешь водам моря, ветрам неба, и чудно вырастают хлебы в руках Твоих, дают тысячекратный урожай, – посеваются, жнутся, пекутся и преломляются в одно и то же время, в одно мгновение! И алчешь Ты, чтоб нас избавить от глада, и жаждешь Ты, чтоб удалилась наша жажда, и путешествуешь по стране нашего изгнания с утруждением Себя, чтоб возвратить нам утраченное нами, спокойное, исполненное сладостей небесное естество!

Ты проливаешь пот Твой в саду Гефсиманском, чтоб мы перестали проливать пот наш в снискании хлеба, научились проливать его в молитвах для достойного причащения Хлеба небесного. Произращенное нам проклятою землею терние, Ты приял на главу Твою; Ты увенчал, изъязвил тернием пресвятую главу Твою! Лишились мы райского древа жизни и плода его, сообщавшего бессмертие вкушающим, – Ты, распростершись на древе крестном, соделался для нас плодом, дарующим жизнь вечную причастникам Своим. И плод жизни, и древо жизни явились на земле, в стане нашего изгнания. Этот плод и это древо превосходнее райских: те сообщали безсмертие, а эти сообщают безсмертие и Божество. Твоими страданиями Ты излил сладость в наши страдания. Мы отвергаем земные наслаждения, избираем в жребий свой страдания, лишь бы только соделаться причастниками Твоей сладости! Она, как предвкушение жизни вечной, сладостнее и драгоценнее временной жизни!

Ты уснул сном смертным, который не мог удержать Тебя в вечном усыплении, Тебя – Бога; Ты восстал и даровал нам возбуждение от этого сна, от лютого сна смертного, даровал блаженное и славное воскресение; Ты вознес обновленное естество наше на небо, посадил его одесную предвечного, Тебе совечного, Отца Твоего! Господь наш! Даруй нам и на земле, и на небе славословить, благословлять, восхвалять благость Твою! Даруй нам откровенным лицом зреть страшную, неприступную, великолепную Славу Твою, вечно зреть Ее, поклоняться Ей и блаженствовать в Ней. Аминь.

Молитвы преподобному Феодору Печерскому

Тропарь

Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте, страдание же и смерть неповинне от сребролюбиваго князя претерпесте добле, тем молим вас, вкупе поживших и венцы мучения приемших, молитеся Господеви о нас, яко да во мнозей любви, вере и надежди добре поживше, всегда ублажаем вас, Феодоре и Василие добропобеднии.

Кондак

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Феодоре, моли непрестанно о всех нас.

Молитва

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу.

Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Предыдущая запись Молитва от тюрьмы – как спастись в неволе
Следующая запись Догмат это основа веры