В православном учении существует понятие «греховная страсть». Так называют порочную зависимость, которая глубоко укореняется в человеческой душе и разлагает её, отдаляя от Бога и спасения. Одной из основных греховных страстей является сребролюбие – чрезмерная привязанность к материальным благам. Любостяжание это разновидность сребролюбия, которая также именуется алчностью и жадностью.
Термин «любостяжание» образован из слов «любовь» и «стяжание» (приобретение). Таким образом, данное понятие означает ненасытное стремление к приумножению материальных ценностей и чрезмерную заботу о них. Речь идёт не о базовых земных благах, а о тех, что приобретаются сверх необходимого. Это одержимость деньгами и прочим имуществом, которая наносит серьёзный урон духовному состоянию человека, его отношениям с Богом и близкими. Святитель Григорий Нисский объясняет, что такое любостяжание:
«Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю… Поработив душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь…».
Материальное благополучие само по себе не рассматривается в Православии как нечто греховное. В Ветхом Завете богатство, напротив, зачастую упоминается как награда человеку от Всевышнего за праведность и труды (Иов Многострадальный, царь Соломон и др.). Знак равенства между земными благами и грехом не ставит и Новый Завет. В некоторых притчах Спасителя присутствуют образы обеспеченных, но благочестивых людей.
Вместе с тем Новый Завет неоднократно предостерегает: при неправильном отношении к богатству оно легко приводит к духовной гибели человека (Лк.8:14). Материальный достаток порождает множество греховных соблазнов и потому является серьёзным испытанием для души (Мф.13:22). Одним из таких соблазнов является любостяжание. Безудержное стремление к обогащению превращает земные блага в смысл жизни, предмет поклонения. А Бога и спасение неизбежно задвигает на «задний план»:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [земным богатствам]» (Мф.6:24).
В связи с этим апостол Павел называет любостяжание идолопоклонством (Кол.3:5). И предупреждает, что любостяжатели не обретут Царствия Небесного (Еф.5:5). Эта страсть нередко удовлетворяется аморальными, преступными методами. То есть совершается грех не только против Бога, но и против ближнего. Тем, кто спрашивает «любостяжание – что это в Православии?», полезно прочесть слова преподобного Ефрема Сирина:
«При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь».
Священное Писание призывает к стяжанию, прежде всего, духовных сокровищ. То есть к покаянию и прочим добродетелям, которые прокладывают нам путь в Жизнь Вечную. Если же человек усерден в деле спасения, то Господь обеспечит его всеми необходимыми материальными благами (Мф.6:33).
Страсти любостяжания следует остерегаться каждому из нас. Ведь одержимость земными благами свойственна всем социальным слоям, а не только богачам. Первый шаг к преодолению этой духовной болезни – трезвый взгляд на себя. Необходимо признать себя немощным грешником и, уповая на Всесильного Бога, начать усердную борьбу со страстью. Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос «любостяжание – что это?», наставляет:
«Когда страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо».
Главными средствами искоренения любостяжания являются молитва, пост, милостыня, участие в Церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Они способствуют обретению человеком спасительной Божественной благодати, которая очищает и обновляет душу. В молитве необходимо изливать Господу своё покаяние, просить помощи для борьбы со страстью. Также можно обращаться к Богородице и святым – небесные заступники передают наши мольбы Богу.
Покровителем страдающих от любостяжания традиционно почитается преподобный Феодор Печерский. Он сам был подвержен этой духовной болезни, но раскаялся, раздал своё богатство нищим и стал монахом. Даже в монастыре демоны искушали его сожалением об оставленных благах. Но усердными подвигами и молитвой Феодор преодолел соблазны и достиг святости.
С помощью поста, то есть воздержания от излишеств, христианин укрощает свою плоть и помыслы. Они очищаются от духовной скверны и становятся орудиями исполнения Господних заповедей. Милостыня же является проявлением деятельной любви и сострадания к ближнему. Это бескорыстная материальная или иная помощь нуждающимся, оказываемая без гордости, со смирением. Данная добродетель изгоняет из души эгоизм, дарует ей умиротворение. Протоиерей Владимир Воробьёв рассказывает о правильном отношении к материальному благополучию:
«Если деньги появляются у тебя, то нужно думать, как их использовать для добра. Так ты можешь стать соработником Господа. Это же милость Божия…».
Господи, Ты посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых, и повелеваешь водам моря, ветрам неба, и чудно вырастают хлебы в руках Твоих, дают тысячекратный урожай, – посеваются, жнутся, пекутся и преломляются в одно и то же время, в одно мгновение! И алчешь Ты, чтоб нас избавить от глада, и жаждешь Ты, чтоб удалилась наша жажда, и путешествуешь по стране нашего изгнания с утруждением Себя, чтоб возвратить нам утраченное нами, спокойное, исполненное сладостей небесное естество!
Ты проливаешь пот Твой в саду Гефсиманском, чтоб мы перестали проливать пот наш в снискании хлеба, научились проливать его в молитвах для достойного причащения Хлеба небесного. Произращенное нам проклятою землею терние, Ты приял на главу Твою; Ты увенчал, изъязвил тернием пресвятую главу Твою! Лишились мы райского древа жизни и плода его, сообщавшего бессмертие вкушающим, – Ты, распростершись на древе крестном, соделался для нас плодом, дарующим жизнь вечную причастникам Своим. И плод жизни, и древо жизни явились на земле, в стане нашего изгнания. Этот плод и это древо превосходнее райских: те сообщали безсмертие, а эти сообщают безсмертие и Божество. Твоими страданиями Ты излил сладость в наши страдания. Мы отвергаем земные наслаждения, избираем в жребий свой страдания, лишь бы только соделаться причастниками Твоей сладости! Она, как предвкушение жизни вечной, сладостнее и драгоценнее временной жизни!
Ты уснул сном смертным, который не мог удержать Тебя в вечном усыплении, Тебя – Бога; Ты восстал и даровал нам возбуждение от этого сна, от лютого сна смертного, даровал блаженное и славное воскресение; Ты вознес обновленное естество наше на небо, посадил его одесную предвечного, Тебе совечного, Отца Твоего! Господь наш! Даруй нам и на земле, и на небе славословить, благословлять, восхвалять благость Твою! Даруй нам откровенным лицом зреть страшную, неприступную, великолепную Славу Твою, вечно зреть Ее, поклоняться Ей и блаженствовать в Ней. Аминь.
Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте, страдание же и смерть неповинне от сребролюбиваго князя претерпесте добле, тем молим вас, вкупе поживших и венцы мучения приемших, молитеся Господеви о нас, яко да во мнозей любви, вере и надежди добре поживше, всегда ублажаем вас, Феодоре и Василие добропобеднии.
Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Феодоре, моли непрестанно о всех нас.
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.
Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу.
Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.