В современном мире стало считаться естественным стремление вкусно и много покушать, сходить в ресторан и кафе, перекусить фаст-фудом (быстрое питание). Для многих людей кулинарное изобилие оказалось опасным. Избыток пищи, не всегда полезной и натуральной, приводит к нарушению обмена веществ, к негативным изменениям фигуры. Современная медицина предлагает различные способы похудеть, включая медикаментозное лечения и спортивную гимнастику. Появилась целая индустрия фитнеса, «здорового образа жизни», в которой крутятся огромные деньги. Однако даже с современными средствами проблема лишнего веса для многих остается нерешаемой. Когда медицина бессильна, некоторые стремиться найти выход из ситуации в молитвах. Но существует ли в Православии специальная молитва для похудения?
Все начинается с правильного понимания смысла молитвы. Для христиан это способ общения с самим Создателем, с Пресвятой Богородицей и святыми угодниками Божьими. Нельзя относится к молитве как к магическому заклинанию, по прочтении которого, как по мановению волшебной палочки, мгновенно приобретается желаемая фигура.
Магия и молитва — это две противоположные практики. Обращаясь к Вечной Тайне с помощью заклинаний, человек пытается Ее заставить совершить конкретное действие. А верующий пытается с Ней поговорить. Если попробовать манипулировать сверхъестественным, то на «помощь» придут нечистые духи. Это обернется еще более ужасной потерей. Магическими заклинаниями и ритуалами человек пытается давить и манипулировать там, где можно только любить и доверять. Сильная молитва для похудения может быть востребована только в языческом мире, не познавшем истинного Всемогущего Бога.
«По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным» (протоиерей Павел Великанов).
Казалось бы, что плохого в том, чтобы вкусно покушать? Еда — это Божий дар. Насыщая организм питательными веществами и получая удовольствие от этого, люди возносят благодарение Творцу. Тем более, за трапезой или застольем есть время пообщаться с близкими и друзьями. В нынешних условиях бешеного ритма жизни, когда все спешат и ни у кого нет времени, это очень важно. Подкрепляясь телесно, можно получить ещё и радость от общения. Святые Отцы совместную трапезу именовали продолжением Литургии. Для первых христиан было свойственно устраивать после Евхаристии так называемые вечери любви. Вкушая за общим столом пищу и вино, единоверцы вели духовные беседы.
Однако есть и оборотная сторона медали — настоящая зависимость от пищи. Это не естественный голод, не еда ради здоровья и подкрепления сил. Формируется настоящая страсть, когда невозможно прожить ни дня без вкусной еды или большого его количества. Такая зависимость в христианстве называется страстью чревоугодия.
Но как найти ту тонкую грань, отделяющую естественную потребность от страсти? Церковь учит, что эта грань разделяет внутреннюю свободу от несвободы в душе человека. Апостол Павел говорил:
«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Послание к филиппийцам, 4:12–13).
Грех таится не в еде и напитках, а в личном отношении к ним. И как любой другой грех, чревоугодие лишает человека райского блаженства.
«Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающие плоти не могут взойти на Небо» (преподобный Иоанн Лествичник, 6-7 век).
В современной жизни легко подпасть под власть чревоугодия. Казалось бы, что плохого в увлечении фаст-фудом, в просмотре бесчисленных кулинарных ТВ-шоу, фотографировании еды в соцсетях. Но это все и есть проявления страсти.
«Христианин, живущий в миру, испытывает разнообразные искушения этой страстью. В современном мире царит культ чревоугодия… Сознательно и насильственно разжигается пристрастие к утонченной пище, и с детства формируется гортанобесие. Пост высмеивается, и смысл его извращается. Вместо постов насаждается идея диеты, голодания, вегетарианства.
Все это становится нормой жизни. Людей превращают в жующих и постоянно ядущих животных, как бы идущих на заклание. Все словно прикармливаются на каждом шагу… Знаете, как курицу откармливают перед забоем, так и людей. И видно, что человек только и заботится о том, как бы вкусно и много поесть, как можно больше заработать, чтобы вкусно поесть, потом отдохнуть и идти работать, чтобы снова вкусно поесть» (протоиерей Сергий Филимонов).
О последствиях чрезмерного употребления пищи для здоровья человека можно узнать от диетологов. Они предупреждают, что объядение может привести к ожирению, развитию диабета, сердечно-сосудистой заболеваниям, гастриту и многим другим.
Если говорить о последствиях неумеренного поглощения пищи для души христианина, то чревоугодие также имеет разрушительное духовное действие.
В афонском монастыре Дохиар (Греция) имеется изображение страшного сюжета: лютый змей поглощает монаха. Оно служит напоминанием не только братии обители, но и всем верующим, о последствиях греха чревоугодия. Когда-то в монастыре жил монах, который тайно в келье своей держал еду и по ночам ее ел. Однажды к нему в келью вошли другие монахи и увидели, как некий огромный змей выполз из-под кровати и на их глазах поглотил монаха.
Чревоугодие является нарушением второй заповеди: «Не сотвори себе кумира … да не поклонишися им, ни послужиши им». По мнению святителя Филарета Московского (1782-1867)
«чревоугодие относится к идолопоклонству потому, что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие, и потому, говорит апостол, что у них «бог чрево», или, иначе сказать, чрево есть их идол (Послание апостола Павла к филиппийцам, 3:19)».
В Православии отсутствует специальная молитва, чтобы похудеть. Верующие просят у Господа не стройную фигуру, а силы для борьбы со страстью чревоугодия. Как именно вести борьбу с грехами — вопрос сложный. Универсальных ответов сразу и для всех не существует. Поэтому лучше за советом обратиться к духовнику или священнику православного храма. Можно постараться найти рекомендации в творениях Святых Отцов. Они указывают на соблюдения постов и воздержание пищи. Однако нужно помнить: это рекомендации монахов, живших как минимум 1000 лет назад. Следовать им буквально не стоит, нужна консультация опытного человека.
При этом нельзя забывать и отвергать помощь врачей-специалистов. Молитва для похудения — не панацея от лишнего веса. Зависимость от еды приняла такой размах, что требуются знания и усилия специалистов. Терапевт, диетолог, кардиолог и даже психиатр — все они могут помочь в борьбе с последствиями чревоугодия. Любой человек может попасть в сети страсти и справиться самостоятельно невозможно. Но что не в силах человека — по силам Богу. Поэтому «молитва на похудение» для православных — это молитва Господу, Божией Матери и святым об избавлении от страсти чревоугодия.
Решающее значение имеет участие в Таинствах Исповеди и Причащения. Именно в соединении с Христом человек получает благодать и силы бороться за свою душу и тело.
«Самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога благ для себя и близких. Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу. Все, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях» (протоиерей Павел Великанов).
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.
(читается после молитвы на принятие пищи)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Го́споди, в немногий остаток моей жизни на земле.
Господи, сладчайшее Брашно наше, никогда же гиблющее, но пребывающее в живот вечный! Очисти раба Твоего от скверны чревообъедения, всего плоть сотворившегося и чуждого Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовного брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное слово Твое!