Молитва когда на душе тяжело и хочется плакать

Где искать помощь, когда тяжело на душе

Жизнь человека переменчива. Бывает, минуты радости сменяются тяжелыми периодами, когда на душе становиться особо тяжело. Самостоятельно выбраться из такого состояния нелегко, зачастую невозможно. Человеку нужна помощь. Но какая? Где ее искать? Святые Отцы говорят, что только в Боге, в молитве к Нему. Может помочь только молитва, когда на душе тяжело и хочется плакать.

молитва когда на душе тяжело и хочется плакать
Молитва, когда на душе тяжело и хочется плакать

Что такое депрессия

При любом стрессе у человека страдает нервная система. Негативные переживания могут привести к телесным болезням. Это состояние называют по-разному — депрессией, синдромом выгорания, хронической усталостью, неврозом… Формируется замкнутый круг. Душевное состояние человека влияет на состояние его нервной системы. А нарушенная нервная система подавляюще действует на духовную жизнь человека. Хроническое печаль, тоска, постоянная тревога нарушают душевное здоровье человека и могут спровоцировать клиническую депрессию. 

С медицинской точки зрения подавленное состояние человека считается депрессией, если длится не меньше двух недель. Медицина признает депрессию (с латинского «давить вниз») психическим расстройством, угнетенным настроением с неспособностью получать удовольствие от жизни. У человека занижена самооценка, он теряет интерес к происходящему, его переполняют негативные взгляды на окружающее. Все это сопровождается усталостью, потерей аппетита и сна, нередко проявляются суицидальные наклонности. 

«Мир, тронутый депрессией, – это мир, лишенный радости и любви. Это мир отчужденный и одинокий, мир ненавистный, потерявший ориентиры. Мир, в котором утрачено вертикальное измерение и человек развивается только по горизонтали существования, в разнообразии нескончаемом и пустом. Это мир, которому больше нечего сказать. Мир, лишенный Бога, где радость часто путают с удовольствием. Между тем истинная радость связана с гораздо более глубокими механизмами. Она – полная реализация тебя как человека и тесно связана с преуспеванием в духовной жизни. Депрессия возникает тогда, когда люди не понимают смысла своего существования на этой земле» (иеромонах Пантелеимон Шушня).

Как вера помогает бороться с депрессией

Исходя из своего мировоззрения верующие люди являются более стрессоустойчивыми. По мнению австрийского философа и психиатра Виктора Франкла (1905-1997), прошедшего через нацистский концентрационный лагерь, религиозный человек обладает духовным якорем спасения — уверенностью в благой Промысл Божий. Многие современные исследования говорят об обратной пропорциональности уровня религиозности человека к проявлению депрессионных действий при столкновении с объективными ситуациями в жизни.

«Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).

Однако это не означает, что глубоко верующий человек при серьезных несчастьях не будет испытывать душевную боль, тоску при потере близких. Такова нормальная реакция человеческой природы. Важно для христианина достойно воспринять даже самые тяжелые утраты: больно, но жизнь продолжается.

«Высокий уровень религиозности связан с большой силой духа и даже, как ни парадоксально, с верой в собственные силы. Вера в свои силы обусловлена тем, что человек ощущает помощь и поддержку от Бога даже в состоянии депрессии. Депрессия — тоже испытание, которое посылает нам Господь. И иногда это испытание бывает очень тяжким» (православный врач-психиатр Василий Каледа).

Депрессия как проявление страсти уныния

Болезненное состояние человеческой психики родственна с духовным недугом — унынием. А ощущение богооставленности, которое терзает христианскую душу, является не только результатом болезни, но и следствием нераскаянного греха.

Современные врачи-психиатры подтверждают факт наличия определенной связи между депрессивным состоянием человека и его духовными проблемами. Развитию реактивной депрессии (быстрый ответ нервной системы на происходящее) зачастую способствуют  определенные духовные слабости человека, его маловерие. Человек впадает в подобные состояния при недоверии Богу и непонимании посланных ему жизненных испытаний. 

Святым Отцами раннехристианского периода описано состояние нахождения души в печали. Они отмечали присутствие скорби, упадка духа, отчаяния, психической тяжести, изнеможения, чувства стесненности, беспокойства, угнетенности. А в состоянии уныния характерны леность, вялость, оцепенение, небрежность, беспечность, упадок сил. Практически описаны те же симптомы, что при медицинском диагнозе депрессии. То есть для православных научный термин «депрессия» обозначает проявление греха уныния.

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).

Как рождается и проявляется уныние

Святыми Отцами Церкви подробно описаны зарождение и проявления греха уныния. Причинами выступают гордыня человека, самолюбие,  неудовлетворенность страстей (греховной зависимости). Отсутствие истинной цели жизни, непонимание причин, по которым человек переносит страдания, приводит к недоверию Богу. Появляется ропот. Человек пытается переложить свое страдание на других и на Господа. При этом человек ощущает, что он якобы безвинно страдает. В это время характерны жалобные разговоры с указанием виновных в его невзгодах. Причем, чем больше человека одолевает грех ропота, тем больше оказывается «виновных» и крепнет гнев. На самом же деле проявление ропота является следствием отказа видеть происходящее как результат действий самого человека.

Уныние может привести человека к отчаянию, к тягчайшему греху, препятствующему спасению души. Отчаяние называют смертью надежды и может привести к таким грехам, как пьянство, блуд и даже самоубийство.

«Отчаяние называется тягчайшим грехом из всех грехов на свете, ибо этот грех отвергает всемогущество Господа нашего Иисуса Христа, отвергает дарованное Им спасение – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей» (святитель Игнатий Брянчанинов, 1807-1867).

Причинами появления уныния могут быть и воздействия на человека темных сил через внушение ему отвращающих от пути спасения определенных мыслей. Также уныние может вызвать и печальные жизненные ситуации, потеря близких. Однако уныние может возникать без каких-либо видимых внешних причин, а являться следствием заболеваний головного мозга. Именно такое заболевание должно лечиться только медикаментозно.

Как бороться с унынием

По мнению современных психиатров, с унынием и депрессией вполне можно справиться медицинскими препаратами. Однако на практике депрессию нельзя победить одними лишь антидепрессантами. Равно как невозможно и земными развлечениями отвлечь от состояния уныния. Это может помочь только вывести человека из острой депрессии в состояние ремиссии. Все это потому, что этими средствами не решается первопричина проблемы, а корень заболевания находится в духовной сфере.

«Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки» (святитель Иннокентий Херсонский, 1800-1857).

Для православных эффективными способами борьбы с унынием является покаяние и молитва.

«Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге» (преподобный Ефрем Сирин, 306-373).

Православные методы преодоления уныния

К средству против уныния можно отнести чтение книг Священного Писания, особенно Евангелия. Духовное чтение успокаивает, подает облегчение скорбящей душе.

В борьбе с духом уныния важно посещать богослужения и участвовать в церковных Таинствах. Церковь — это дом Божий, в котором нет места унынию. А все Таинства дают силы слабой природе человека в борьбе против темных сил. Особенно это касается Таинств исповеди и причащения. Освобождаясь от тяжести грехов на исповеди, душа христианина обретает легкость и бодрость. Причащение Тела и Крови Господа Иисуса Христа оживляет душу и наполняет ее радостью.

Беседа с духовно богатыми людьми также является средством против уныния. В разговоре с другими христианами можно освободиться от мрачных мыслей и чувств, погрузивших душу в уныние. Человек осознает, что его ситуация не уникальна, другие люди сталкиваются со схожими трудностями. Смена мыслей в процессе духовной беседы послужат источником жизненной силы, которая как раз и нужна для преодоления депрессивного состояния.

Телесный труд также  отвращает внимание от скорбных мыслей. Движение сначала оживляет тело, а потом и душа ободряется. Мысли во время труда постепенно заменяют мысли о предмете, наводящих тоску. А это немалый шаг в преодолении уныния.

Молитва, когда на душе тяжело и хочется плакать

По мнению Святых Отцов, какова бы ни была причина уныния, от боли души молитва является первым и последним лекарством. Когда человек встает лицом к солнцу, то его озаряет свет и он чувствует тепло. Также происходит и на молитве к Богу — человеческая душа озаряется Божественным светом и теплом. Почему именно молитва, когда плохо на душе, является самым действенным средством в борьбе с унынием?

Святые Отцы утверждают, что молитва от душевной боли устремлена против действий злых бесов. Если христианин обращается за помощью ко Творцу, дьявольские козни разрушаются, а духовная связь с Создателем усиливается через общение с Ним.

Так как главной причиной уныния выступает гордость человека, то исцелиться от этой страсти позволяет в первую очередь молитва. Когда на душе тяжело, призывание Божьей помощи свидетельствует о признании человеком своей беспомощности и слабости. Это доверие Всевышнему является ударом по гордыни, словно удар тяжёлой гири по стене ветхого дома.

А самым главным в молитве является то, что это обращение именно к Всемогущему Богу, единственному Спасителю и Избавителю при любых обстоятельствах. Только от Него можно получить истинное утешение и радость, освобождение от сетей греха уныния.

«В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их. Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский, 1888-1931).

Молитва как средство от уныния

Какая же существует молитва, когда на душе тяжело и хочется плакать?

Прежде всего важно понимать, что сама по себе молитва от душевной боли является добровольным обращением к Богу и святым за помощью. Это словесное выражение веры, надежды, любви, доверия к Милосердному Создателю.

В этом состоянии Православная Церковь советует обращаться с молитвой к своему ангелу хранителю, готовому поддержать в любой момент. Некоторые священнослужители советуют прибегать к чтению акафиста Иисусу Сладчайшему или постоянно повторять молитву «Богородице Дево, радуйся». Молитва Господу и Божьей Матери способны вернуть мир христианской душе.

Иногда в состоянии уныния человек не в силах читать длинные молитвы. В подобных случаях святитель Игнатий Брянчанинов советовал молиться следующими словами:

«Слава Богу за все»

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя»

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня»

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Молитва во время уныния, составленная святителем Димитрием Ростовским

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Молитва об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Молитва Пресвятой Богородице

Наде́ждо всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во, Госпоже́ Богоро́дице, утеше́ние на́ше! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем: угаси́ горя́щий в нас пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшая сердца́ на́ша; очи́сти ум наш от грехо́вных по́мыслов, приими́ мольбы́, от души́ и се́рдца со воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди о нас хода́таица к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ Ма́терними Твои́ми моли́твами. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, Госпоже́ Влады́чице, утоли́ боле́зни душ и теле́с, ути́ши бу́рю злых нападе́ний вра́жеских, отыми́ бре́мя грехо́в на́ших, и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути, и печа́лию сокруше́нная сердца́ на́ша уте́ши, да сла́вим Тя до после́дняго издыха́ния на́шего.

Предыдущая запись Правило от осквернения — история, значение, текст
Следующая запись Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня