Молитва является способом общения человека с Богом. Господь слышит все наши просьбы. По свидетельству Христа, Бог Отец знает наши потребности еще до того, как мы Ему о них расскажем в молитве:«Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). В молитве обращаются к Богу в радости и горести. При любом движении души – когда человеку страшно или наоборот, когда человек радуется красоте окружающего мира. Это живое общение человеческой души с Вездесущим и Всемогущим Богом. И языческая молитва на исполнение желания не имеет с этим ничего общего.
У каждого есть своя история о том, как ему помог Господь в какой-то жизненной ситуации, как Он явил себя в жизни. Человек, как правило, просит Бога о помощи в жизни, об исполнении своих просьб различного характера. Такие молитвы не являются чем-то запрещенным, сам Иисус Христос свидетельствовал: «Просите и дастся вам» (Мф. 7:7).
Однако молитва на исполнение желания не является целью христианина. Православный человек не должен заботиться лишь об исполнении своих желаний и потребностей. Ведь также Христос учил нас: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Поэтому православный человек в первую очередь должен молиться о прощении грехов, даровании Царствия Небесного и благодарить Бога за радости и испытания.
Но и просьбы о благополучии в жизни, исполнении каких-то потребностей человека тоже имеют место. И такие молитвы всегда находят ответ Бога. Однако не все прошения исполняются, человек может долго молиться о чем-то и не получать просимое. Это значит, что в данный момент исполнение его просьбы не пойдет ему на пользу или навредит. Бог всеблаг и не желает зла человеку – своему творению.
Сегодня существует множество духовно вредной литературы, информации в Интернете и средствах масс-медиа. Гороскопы, книги с якобы «православными» молитвами на все случаи жизни», заговорами для привлечения успеха и прочим заполонили информационное пространство. С книгами все просто — православная духовная литература имеет гриф «одобрено издательским советом Русской Православной Церкви». Молитвослов можно приобрести в церковной лавке или взять в библиотеке. Если этого грифа нет, необходимо задуматься (а лучше посоветоваться со священником), стоит ли такую книгу читать.
В интернете же и в средствах масс-медиа мы можем наткнуться на лже-православную информацию, не имеющую ничего общего с Церковью. И найденная молитва на исполнение желания, окажется вовсе не молитвой, а сомнительным заклинанием. Увлекаясь подобными практиками, человек общается вовсе не с Богом, а с миром падших духов.
В чем принцип заговора или заклинания? Человек читает определенный текст с определенной интонацией. При этом не обязательно понимание текста – как правило, он не имеет связного смысла. Есть и дополнительные условия. Например, читать нужно в определенное время, с оговоренным количеством зажженных свечей и прочее. По факту выполнения данных условий человек должен получить желаемое.
Но источником выполнения желаемого в данном случае является не Бог, а падшие злые ангелы (бесы). И они взамен требуют расплаты, чтобы подобная молитва на исполнение желания была выполнена. Эти духовные практики крайне вредны для человеческой души. Они отдаляют ее от Бога, делают человека несчастным, ведь без Бога не может быть и радости. Вера в гороскопы, суеверия, заговоры и обереги лишает человека свободы, радости, спокойствия, а иногда и разума. Человек начинает бояться всего и вся, проецируя свою жизнь через призму примет, прогнозов и суеверий.
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Будем искать спасения не каким-нибудь образом и избавления от бедствий не как бы то ни было, но от Бога. Говорю это к тем, которые во время болезней употребляют заклинания и прибегают к другим чародействам для облегчения болезни. Это значит искать себе не спасения, а погибели, потому что величайшее спасение есть то, которое получается от Бога» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Кн. 1. Беседа на псалом 9).
В молитве же человек обращается с просьбой к Богу – это акт живого общения. Всякая молитва разумна, здесь главное не текст молитвы, а ее смысл – порыв души человека к Богу. И всякая молитва исполняется, если это угодно Богу и полезно человеку. Главное в молитве это вера в Бога, Всемогущего и Милосердного.
«И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24).
Всякая христианская душа знает, что Бог существует. И у каждого верующего человека есть свой религиозный опыт того, что Господь есть и Он всегда рядом. Человеку, делающему первые шаги в православии, трудно всей душой принять веру в Бога. И самый простой способ достичь этой веры – обратиться к Богу с молитвой.
Однако во всем нужно проявлять благоразумие. Не следует обращаться к Богу с необдуманными прошениями. Такие неразумные обращения являются дерзостью. Бог человеколюбив, эта любовь к человеку безмерна, ее сложно вместить в человеческое понимание. И как любящий отец не желает своему ребенку зла, так и Господь ограждает нас от бед и напастей. Однако в целях воспитания отец может разрешить своему ребенку желаемое, чтобы показать, что это ему не полезно.
Каждая молитва должна быть основана на принципе, выраженным Христом в Гефсиманском молении: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Поэтому необходимо к каждому прошению добавлять подобные слова – «Да будет на все святая воля Твоя». Только Богу ведомо, что для нас будет полезно в нашей жизни, а что нет.
Православная Церковь явила нам множество святых подвижников – людей, которые угодили Богу своей жизнью. И каждый из нас может обращаться к ним в молитве со своими просьбами. Каждый святой угодник Божий, как и наш Ангел-Хранитель, является посредником между человеком и Богом. Святые помогают донести до Бога человеческие просьбы.
При этом исполняют молитвы не святые, а только Бог. Обращаться можно к любому святому, в любой момент времени, главное в этих молитвах – вера. Ведь именно благодаря крепкому стоянию в вере эти люди и достигли святости. Поэтому каждый православный христианин может обращаться к святым в молитве своими словами или молитвами, составленными Церковью.
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 2
Тво́pче и Созда́телю вся́ческих, Бо́же,/ дела́ pук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая,/ Твои́м благослове́нием спе́шно испpа́ви,/ и нас от вся́каго зла изба́ви,// я́ко еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.
Кондак, глас 6
Ско́рый в заступле́ние и кре́пкий в по́мощь,/ предста́ни благода́тию си́лы Твоея́ ны́не/ и благослови́в, укрепи́,/ и в соверше́ние наме́рения блага́го де́ла рабо́в Твои́х произведи́:/ вся бо, ели́ка хо́щеши,// я́ко Си́льный Бог, твори́ти мо́жеши.
Ско́лько ра́з, о Влады́ко Го́споди Иису́се, обновлял Ты́ легкомы́сленно растлеваемое греха́ми мои́ми естество́ мое́! Не́т тому́ числа́ и ме́ры! Ско́лько ра́з Ты́ изымал меня́ из пещи́, горя́щей у меня́ внутри́, из пещи́ страсте́й многоразли́чных, из про́пасти уны́ния и отча́яния! Ско́лько ра́з одни́м и́менем Твои́м, с ве́рою мно́ю призыва́емым, обновлял Ты́ мое́ растле́ние серде́чное! Ско́лько ра́з соверши́л это чрез животворящие Та́йны. О, Влады́ко! Милостям Твои́м ко мне́ гре́шному, пои́стине, не́т числа́ и ме́ры. Что́ же я́ принесу́ Тебе́, или́ что́ возда́м Тебе́ за безме́рные Твои́ ко мне́ благодея́ния, Иису́се, Животе́ мо́й и ле́гкость моя́! Да бу́ду я́ осмотрителен в путя́х мои́х по благода́ти Твое́й, и́бо Тебе́ прия́тны все́ осмотрительные в пути́, ка́к Ты́ Ду́хом Свои́м уста́ми отца́ на́шего, Дави́да, ре́кл еси́; постараюсь бы́ть ве́рным Тебе́, смире́нным, кро́тким, нераздражительным, незло́бивым, долготерпеливым, трудолюбивым, ми́лостивым, щедрым, нелюбостяжательным, послу́шным.
Го́споди, Си́ла всемогу́щая! Утверди́ немощну́ю ду́шу мою́ во вся́кой доброде́тели! На недви́жимом ка́мени за́поведей Твои́х утверди́ сла́бое для вся́каго добра́ се́рдце мое́! Го́споди! И я́ ежедневно опытно позна́ю, что́ без Тебя́ я́ ничто́; что́ без Тебя́ не могу́ твори́ти никако́го добра́; без Тебя́ одно́ зло́ во мне́ в ра́зных его́ ви́дах; без Тебя́ я́ сы́н поги́бельный. О, пренеизреченная Благосты́ня! Испо́лни бла́гостию Твое́й се́рдце мое́! Па́че же всего́ молю́: да́руй мне́ любить Тебя́ все́м се́рдцем мои́м и бли́жняго моего́, я́ко себе́. Да не бу́ду я́ злобен, го́рд, презорлив, непокоен, но да бу́ду незло́бив, смире́н, почтителен с нежностию и послу́шен.