Можно ли прибегать к такому ритуалу как «чистка квартиры свечой»? И есть ли для этого специальные молитвы? К сожалению, в наше время различные суеверия и мистические практики прикрываются православными атрибутами и символами. И далёкие от Церкви люди не видят разницу между святым обрядом, таинством и языческим ритуалом. От тёмных сил защищает не свечка и не механически произнесенная молитва на очищение дома. Это примитивный, языческий подход к духовной защите.
Помочь в борьбе со злыми духами может только Господь. И настоящей молитвой является искреннее обращение к Нему. С верой и смирением. Поэтому в Православии не обряда «очищение дома свечой и молитвой» от сглаза, порчи и демонов. Но есть чин, освящения жилища, который проводится священником.
Эта треба является одной из наиболее распространённых. Дом или квартиру освящают с целью призвать на жилище и его обитателей Божье благословение. Даёт ли этот обряд гарантию сохранности и благополучия жилища? Нет, Божья благодать посылается лишь тем, кто стремится к ней. Тем, кто старается жить праведно, участвует в церковных таинствах. Освятить квартиру – значит посвятить её Господу, выразить упование на Него. Это не магическая молитва на очищение дома, а надежду на защиту Творца.
Если человек попросил Бога о благословении своего жилища, значит и жить в нём нужно по-христиански. Поэтому прежде всего нужно освящать самого себя: молитвой, покаянием, посещением богослужений, участием в церковных таинствах. Живущему праведной жизнью христианину не страшно воздействие тёмных сил.
Иеромонах Иов (Гумеров) так объясняет смысл освящения жилища:
“Хотя совершает его священник, освящает всегда Бог. Это означает, что Господь благословляет дом и семью для жизни в согласии с Божественными заповедями”.
Чин благословения жилища включает чтение священником различных молитвословий и Евангелия. Также соверщается окропление помещения освящённой водой, нанесение святым маслом крестного знамения на стены жилища. После начальных молитв обязательно читается 90-й псалом. Это молитвенное песнопение признано действенным молитвенным средством от видимых и невидимых врагов. Оно написано ветхозаветным царём и пророком Давидом после чудесного спасения еврейского народа от моровой язвы. Главная мысль псалма – Бог поможет всем, кто уповает на него.
Также поётся или читается тропарь. Священник просит Бога послать мир и блага жилищу, а также тем, кто в нём живёт. Упоминаются различные эпизоды из Священного Писания. Например, священник просит Бога посетить и благословить жилище так же, как Он сделал это с домом Закхея – покаявшегося сборщика налогов.
Затем освящается масло, которым священник крестообразно помазывает стены жилища. В Православии святое масло символизирует Святого Духа и Божье благословение. Также совершается окропление дома или квартиры святой водой с чтением специальной молитвы. Проводится каждение помещения с чтением 90-го и 100-го псалмов, молитв Господу, Богородице, Святому Кресту. В заключение священник просит Бога послать ангелов для защиты и помощи всех живущих в доме. В конце молящиеся целуют крест.
Перед освящением помещения в нём следует навести порядок и чистоту. Нужно заранее приготовить святую воду (её можно найти в храме или церковной лавке), масло, свечи. Желательно также заранее приобрести в церковной лавке наклейки с крестами, которые наносятся священником на стены жилища. Необходимо приготовить столик с чистой скатертью, куда священнослужитель сможет положить святые предметы.
Освящение жилища несовместимо с присутствием в нём языческих и оккультных атрибутов: соответствующей литературы, оберегов, амулетов, статуэток, астрологических календарей. Все эти предметы являются признаком служения тёмным духам, пусть и неосознанного. Поэтому от них нужно навсегда избавиться.
Желательно заранее поговорить о сути благословения жилища со всеми, кто живёт в квартире или доме. Следует настроить их на благоговейное и осознанное отношение к святому обряду. Чин благословения жилища длится около 30-50 минут. Квартиру можно освятить в любой удобный день. Если у вас нет знакомого священника, можно обратиться в ближайший храм. Жилище освящается священником один раз (иногда освящение приходится повторять в силу разных обстоятельств). Потом его можно регулярно самостоятельно окроплять святой водой с чтением молитвы Честному Кресту или её краткого варианта:
«Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла».
Итак, освящение квартиры не является автоматическим решением проблем и гарантией благополучия. Совершение чина необходимо. Но его действенность во многом зависит от духовной жизни жильцов квартиры или дома. Нужно стремиться соответствовать той благодати, которую мы испрашиваем у Бога. И тогда не понадобится никакая мифическая молитва на очищение дома.
Приведём слова священника Александра Ермолина:
«Первое, что надо освятить – самого себя. Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться – это главная задача православного человека, а затем уже идет освящение всех материальных предметов».
Благословение квартиры или дома – это внешнее освящение. Но оно не имеет смысла без освящения внутреннего, которое ведёт душу ко спасению. Для этого и существуют церковные Таинства Исповеди и Причастия.
Исповедь – это не просто перечисление своих грехов. Это прежде всего глубокое и искреннее покаяние, твёрдое намерение меняться. На Исповеди человек кается перед самим Господом. Священнослужитель выступает лишь свидетелем этого покаяния и читает разрешительную молитву. Покаявшейся душе Господь дарует сладость ощущения Его любви и прощения. Если грех остаётся нераскаянным, то он растлевает душу и ведёт за собой более тяжёлые грехи. Так человек увеличивает преграду между собой и Богом.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:
«Кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора» («Аскетические опыты»).
В Таинстве Причастия (Евхаристии) мы соединяемся со Христом, вкушая Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).
Евхаристия зажигает в нас огонь Господней любви, дарует благодать для добродетели и борьбы с грехами. Это Таинство восстанавливает в нас ту духовную чистоту, которая была у человек до грехопадения. Причастие исцеляет не только душу, но и тело. Если Исповедь – это очищение души, то Евхаристия – это её наполнение самим Христом. Поэтому в русском Православии эти два Таинства обычно идут одно за другим. Православному христианину следует приступать к ним регулярно. Каждый сам устанавливает себе меру. Но для поддержания духовной чистоты священники рекомендуют исповедоваться и причащаться минимум раз в месяц и в великие церковные праздники.
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.