Обычно можно услышать, что верующие освящают жилье, транспорт, иконы, пасхальные яйца, личные вещи. Корректно ли это выражение с церковной точки зрения? Молитва на освящение всякой вещи — кто ее может читать?
В Православии помимо освящения есть чин благословения. Нередко происходит путаница: что освящают, а что благословляют? Действительно, слово «благословение» иногда выступает синонимом слова «освящения». К примеру, существующий в Православии чин благословения жилища нередко также именуется чином освящения дома. На самом деле это абсолютно два разных чина. Поэтому следует разобрать, что такое освящение и благословение.
Согласно Православной Энциклопедии, благословение представляет собой
«пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов».
Первое «благословение» было дано самим Богом прародителям Адаму и Еве плодиться и населять землю (Книга Бытие, 1:27-28).Схожее благословение было получено Ноем и его сыновьями после Всемирного потопа (Книга Бытие, 9:1-2).
То есть первоначально благословение являлось свидетельством особой Божией благосклонности в отношении к Своему созданию.
В Священном Писании немало сюжетов из жизни обычных людей, когда произнесение благословения выступало пожеланием мира, долгоденствия, различных благ. Например, Бог благословил патриарха Авраама и его потомство (Книга Бытие, 12:2). Исполнение того, что пожелали, ставится в прямую зависимость от силы веры в Господа.
Также в Священном Писании можно встретить примеры благословения в адрес Создателя. В таком смысле оно равноценно славословию в Его честь (Псалтирь, 33:2-5). В Ветхом Завете произносить благословения от лица Бога на израильский народ было поручено священникам из рода Левиина (Книга Чисел, 6:22-27). Нередко при благословении использовали определенные жесты (поднятие или возложение рук). Так, при освящении ветхозаветной скинии первосвященник Аарон и пророк Моисей с поднятыми вверх руками благословляли израильский народ (Книга Левит, 9:22-23).
В Новом Завете сказано (Евангелие от Матфея, 19:13-14; Евангелие от Марка, 16), что Иисус Христос, желая благословить кого-либо, прикасался благословляемому человеку рукой. Поэтому благословляющий жесты имеют свой символизм в Православной Церкви. Так, возложение руки епископа на голову ставленника при Таинстве священства означает благословение его к священническому служению и свидетельствует о призывании благодати Святого Духа. При благословении верующих священник может осенить их крестным знамением (рукой, крестом, иконой, Чашей со Святыми Дарами).
Следует отметить, что в разные периоды слово «благословение» понималось по-разному. Христианские богословы 1-4 веков употребляли это слово в Таинствах Священства, Евхаристии, Крещения, Миропомазания. Например, слово «благословение» встречается в трудах святителя Василия Великого (330-379). Благословением считались также произнесение молитв над хлебом, вином, над плодами первого урожая и др. Само «священническое благословение» существовало наряду с благословением, произносимого мирянами (например, родительское благословение молодоженов перед свадьбой).
В настоящее время словесное призывание Божьей милости всегда сопровождается жестами и литургическим знаками. Для этого даже существуют специальные чинопоследования для совершения над верующими или предметами. Иногда получение благословения означает разрешение духовного отца на совершение определенного действия или поступка. Также принято брать благословение у священника при встрече и прощании с ним. Можно сказать, сейчас «благословение» имеет более широкое значение, чем в дохристианские времена. Из-за этого и возникла путаница с понятием «освящение».
Первое «освящение» Бог совершил над 7-м днем:
«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Книга Бытие, 2:3).
По толкованию святителя Филарета (Дроздова) (1782-1867), такое освящение свидетельствовало об отделении 7-го дня от остальных и приписыванию ему особого, богослужебного назначения (Книга пророка Иоиля, 1:14).
«Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его незабвенным памятником Своей славы и веселия о творении (Пс.103:31) и временем, по превосходству, священным для человека» (святитель Филарет (Дроздов)).
Другой смысл термина «освящение» в ветхозаветный период — особое посвящение Богу чего-то или кого-то. Так, Создателю была посвящена скиния, первый переносной храм еврейского народа. Для его освящения пророк Моисей совершил помазание елеем (растительным маслом) самой конструкции скинии и всего, что было в ней. Также он возлил этот елей на голову Аарона — первого еврейского первосвященника (Книга Левит, 8:10-12). Помимо елея в освящении вещей применялась кровь жертвенных животных (Книга Левит, 8:30).
Освящению придавалось обрядово-богослужебное значение. Его совершали при поставлении людей и употреблении предметов на служение Создателю.
В новозаветные времена «освящение» приобретает более осмысленное значение. Жертва Господа Иисуса Христа освятила всех верующих в Него, то есть все христиане освящены Истиной (Евангелие от Иоанна, 17:19). Важнейшее дело для каждого человека — достижение святости через исполнение заповедей. Православная Церковь учит, что для освящения самого человека необходимо непосредственное участие его в церковных Таинствах.
В Православии принято благословлять и освящать быт человека, чтобы вещи и еда приносили пользу и телу, и душе. Святые Отцы составили специальные молитвы, которые произносятся при благословении и освящении предметов быта и пищи. Следует отметить, что православная молитва на освящение всякой вещи, читаемая мирянином, отличается от чинопоследования для священников. По сути, мирянами может совершаться только благословение, а священнослужители могут благословлять и освящать.
Что же освящается, а что благословляется? Предметы и вещи, имеющие сакральное значение, подлежат освящению, чтобы отделить от прочих вещей и посвятить Господу. Причем произвести этот чин, как было сказано, может только священнослужитель. Благословение совершается над повседневными вещами. То есть храм, икона, крест, богослужебные предметы подлежат освящению. А над домом, машиной, различными бытовыми предметами, любой пищей совершается благословение.
В настоящее время практикуется дополнение одного чина с другим, благословения с освящением. Например, перед благословением какой-либо вещи сначала совершается чин освящения воды.
По толкованию Святых Отцов, молитва на освящение всякой вещи не может читаться мирянином. Эта молитва предназначена для чтения только священником. Не все вещи следует освящать с призыванием Святого Духа (как например, новые джинсы, пылесос). А вот окропить святой водой (благословить) рабочий инструмент, чтобы призвать Божью помощь в работе, вполне приемлемо.
В Православии существует молитва на благословение пищи и пития. Миряне и священники делают это одинаково — со чтением молитв и осенением пищи крестным знамением. Особый чин благословения некоторых продуктов совершается в храме только на определенные праздники. Например, на праздник Пасхи священнослужители благословляют яйца, выпечку, мясо и т.д. На Преображение Господне (19 августа) — яблоки и виноград нового урожая.
Следует отметить, что в разных регионах могут быть свои традиции. Как например, в Ташкентской и Узбекистанской епархии поспевшие фрукты (яблоки, дыни, абрикосы, виноград) несут в храм для благословения уже на праздник Петра и Павла (12 июля). Утилизация объедков такой пищи происходит как с обычными отходами. Благословенные плоды не имеют священного характера, так что их остатки сжигать или топить в реке не нужно.
А что с домом или машиной — их благословляют или освящают? Так как ни жилище, ни транспортное средство не отделяют от прочих вещей и не посвящают Богу, то над ними совершается чин благословения. Для этого специально есть «Чин благословения нового дома», «Чин благословения колесницы» (транспортного средства). Совершает эти действия только священник. Миряне могут в качестве благословения окроплять святой водой со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
Стремление православных людей освятить окружающее их пространство абсолютно нормально. Однако не стоит воспринимать эти действия как универсальные решения всех проблем. Христианин своими поступками и делами должен сам двигаться на встречу ко Творцу и Его благословению. То есть вести церковную жизнь, участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия.
Также важно понимать, что освящение, например, машины (призывание Божьего благословения) не наделяет её некими новыми качествами. Это не магическое заклинание от аварий и поломок.
«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).
Мирянин, желающий благословить вещи, три раза окропляет святой водой со специальной молитвой:
«Благословляется и освящается (вещь) сия кроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»
Повседневным видом благословения (освящения) считается действие по осенению крестным знамением. Например, православные осеняют стол с едой, себя перед дорогой.
Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь
Господи Боже наш, седяй на Серафимех и ездяй на Херувимех, мудростию украсивый человека, и благим Твоим промыслом вся ко благу направляяй, ниспосли благословение Твое на колесницу сию и Ангела Твоего к ней пристави, да шествующии в ней им храними и наставляеми, в мире и благополучии путь свой совершивше, Тебе славу и благодарение возсылают, хваляще Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.