Молитва на счастье — о чем это и для чего

Что нужно для счастья?

Счастье — все о нем мечтают, все говорят, миллионы книг о нем написаны. Но до сих пор без ответа остаются вопросы: Как найти путь к счастью? Что нужно сделать, чтобы обрести его? Какая молитва на счастье самая сильная и существует ли  такая вообще? На просторах интернета полно всевозможных советов, рекомендаций и даже инструкций по этому поводу. Но, чтобы что-либо искать, необходимо четко понимать, что представляет собой искомое.

молитва на счастье
Молитва на счастье

Счастье — это многогранное философское понятие, смысл которого на протяжении истории пытались уловить мыслители. В каждой культуре и даже у каждого человека собственное понимание счастье. В этот термин включают обладание здоровьем, наличие материального достатка, семьи, детей, карьеры и другое. Например, античная философия эпикуреизма (4 век до Рождества Христова) отождествляла счастье с удовольствиями (без страданий). В античном мире возникло даже философское направление эвдемонизма (с древне-греческого — » процветание», «счастье»). Его сторонники высшей целью жизни человека считали обретение счастья.

Современная наука ввела понятие «гормоны счастья», то есть присвоила счастью биохимический характер. Эти гормоны влияют на психическое состояние человека, создают ощущение радости и счастья. Так что же такое счастье — обретение удовольствий, материальных благ, социальное положение, «нужное» количество определенных гормонов? Или нечто совершенно другое?

Счастье — высшее благо

Философ Аристотель (4 век до Рождества Христова) считал, что ключевой особенностью человеческого бытия является наличие многообразных целей. То есть всякая деятельность человека, любой его труд имеет какую-либо цель. Врачебное дело нацелено на здоровье, военная стратегия — на победу и так далее. И каждую такую цель человек воспринимает как достижимое благо.

Причем разнообразные цели зачастую выстраиваются в определенную цепочку, составляют целостную систему, иерархию. Одна цель подчинена другой, они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Итоговое достижение конечного результата древнегреческие философы называли высшим благом — счастьем, блаженством.

Для обозначения высшего блага на греческом языке использовались два слова: «eudaimonia» и «makarhiotes». Смысловое различие между этими словами соответствует русским словам «счастье» и «блаженство». В античном понимании под счастьем подразумевается человеческое состояние, под блаженством — божественное состояние. С православной точки зрения, счастье — временное непостоянное явление, блаженство — вечно.

Где искать счастье? На это ответил древнегреческий философ Пифагор Самосский (570-490 года до Рождества Христова):

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом».

Такое понимание счастья является шагом в верном направлении, но всё же не указывает истинный путь. После грехопадения человек не может самостоятельно обрести счастья. Только христианство позволяет найти истинное счастье. А оно заключается не в грешном человеке, а в восстановлении общения и единения с Богом.

“Счастье” в Священном Писании

Слово «счастье» (на древнегреческом «тихи́») в Священном Писании используется редко. Чаще всего это слово можно встретить в Книге Иова, повествующей о безвинных страданиях праведника (Книга Иова, 20:21; 21:16; 30:15). Рассуждения на тему поиска счастья на земле можно найти в Книге Екклезиаста, или Проповедника. В поиске счастья Екклезиаст исследовал краеугольный для человечества вопрос. Мудрец желал знать, что хорошо для людей, что должны они делать во дни земной жизни. Был сделан вывод — приобретение мудрости и знания является суетой, подобно погоне за ветром, как и всё в человеческой жизни (Книга Екклесиаста, 1:13).

Ветхозаветное мировоззрение понимает счастье как божественную награду за исполнение заповедей в виде земного благополучия, процветания, достатка, отсутствия проблем.

Христианское же мировоззрение, хоть и выросло из Ветхого Завета, имеет совершенно иной характер. Высшей целью для человека является сопричастность Небесной радости (под славянском словом «причастие» подразумевается «приобщение», а быть причастным означает быть общником чего-то или Кого-то). Небесная вечная радость понимается как воссоединение отпавшего в результате грехопадения человека с Богом. Поэтому в Евангелии  используется не слово «счастье», а другой термин «хара» — «радость» (Евангелие от Иоанна, 15:10-11).

Заповеди Блаженства

Единственное вероучительное изречение Спасителя о счастье — Нагорная проповедь с Заповедями Блаженств (Евангелие от Луки, 6:20-23). В Священном Писании на греческом языке в Нагорной проповеди использовано слово «μακάριος» — «счастливое, безмятежное состояние». В Синодальном переводе это слово —  «блаженный», что означает причастность единения с Господом.

Интересно, что в английском переводе Библии использовано слово «blessed» («благословенный, счастливый») и в немецком — «selig» («счастливый, радостный»). Эти слова широко употребляемы в современной речи и поэтому более понятны современному читателю, чем церковнославянское слово «блаженны». Однако, именно понятие «блаженство» дает более определенное понимания «счастья», которое нетленно и вечно. Земные понятия и определения не способны сделать человека счастливым. Тщетны для человека любые усилия в полном удовлетворении своих потребностей.

«Только Бог может наполнить жизнь человека истинным смыслом. Он может дать человеку то, чего уже никто не сможет отнять, чего «ни моль, ни ржавчина не истребляют» (Мф.6:20). Однажды в беседе с самарянкой Христос так и сказал: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин.4:14). Осознание своей причастности к вечному, непреходящему дарит человеку то самое блаженство, в поисках которого люди бороздят вселенную и гибнут на алтарях своих горделивых чаяний. Только во Христе человек способен обрести это вожделенное блаженство: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28)» (протоиерей Евгений Шогенов).

Молитва на счастье: должен ли верующий хотеть быть счастливым?

Согласно православному учению, подлинным счастьем для человека является достижение Царствия Божия.  Только жизнь в мире с Господом способна сделать человека членом Царствия Божия, а, следовательно, и счастливым вечно. Для этого необходимо соблюдение Евангельских заповедей, позволяющих расставить правильные акценты человеческим ценностям. Никакая особая молитва на счастье этого не заменит.

«Как должен понимать счастье православный человек? — Жизнь во Христе. Счастье, когда ты встаешь утром и понимаешь, что ты кому-то нужен. Когда есть силы перекрестить себе лоб. Когда рядом с тобой близкие люди. Что есть Ангел Хранитель и Церковь, которая и поможет, и исцелит. Счастье быть не исключительным, а нужным. Счастье — это не тогда, когда деньги с неба падают, потому что деньги многие духовные проблемы не решают. Когда помогаешь другим, и таким образом помогаешь себе, своей душе. Счастье, когда в твоей душе, в твоем внутреннем храме есть благодать Божья. Если этого нет, в душе образуются пустоты, и человек не так подходит ко многим вещам» (архимандрит Всеволод Захаров, 1959-2016).

Счастье в бытовом понимании для христианина тоже имеет значение, но оно не столько в достижении каких-то амбиций, а в сохранении от искушений, от бед и горестей. Счастье для верующего — это быть довольным тем, что есть, быть благодарным Богу. При этом христиане не мазохисты, они не стремятся к горю и страданиям. Их цель жизни — обретение подлинного счастья в союзе с Богом.

Существует ли вообще молитва на счастье?

Православный молитвослов включает в себя множество различных молитв, помогающих душе настроиться на верную волну общения с Создателем, Божьей Матерью, святыми угодниками. Написаны эти молитвы духовно опытными людьми. Многие молитвы являются ответом на определенные  жизненные запросы христианина — рождение детей, замужество, успех на работе.

Существует ли среди них молитва на счастье и благополучие в жизни? В Православии — нет. Молитва — это не магическая формула, устраняющая все невзгоды и проблемы. Источником всех благ является Господь. Сохранение верности Ему, упования на Его милость при любых жизненных обстоятельствах — это основа счастья человека. Поэтому для православных молитва о счастье в личной жизни — это моление о семье, детях, о защите от врагов. Это и моление о прощении грехов. Самое главное в жизни христианина — полностью положиться на Волю Божию, смириться перед Его Промыслом, потому что Господь творит «милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Книга Исход, 20:4-6).

Молитва Пресвятой Богородице о семье

Влады́чице Преблагослове́нная, возьми́ под Сво́й покро́в семью мою́. Всели́ в сердца́ супру́га моего́ и ча́д на́ших ми́р, любо́вь и непрекословие всему́ до́брому; не допусти́ никого́ из семьи́ мое́й до разлуки и тя́жкаго расставания, до преждевременныя и внеза́пныя сме́рти без покая́ния. А до́м на́ш и все́х на́с, живу́щих в не́м, сохрани́ от о́гненнаго запале́ния, воровскаго нападе́ния, вся́каго зла́го обстоя́ния, разнаго страхова́ния и диа́вольскаго наважде́ния. Да и мы́ ку́пно и разде́льно, я́вно и сокрове́нно бу́дем прославлять и́мя Твое́ Свято́е всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Архангелу Рафаилу

О, святы́й Арха́нгеле Рафаи́ле! Всеусе́рдно мо́лим тя́, бу́ди на́м путеводи́тель в жи́зни на́шей, сохрани́ от все́х ви́димых и неви́димых вра́г, исцели́ душе́вныя и теле́сныя боле́зни на́ша, упра́ви жи́знь на́шу к покая́нию во гресе́х и ко творе́нию до́брых де́л. О, святы́й вели́кий Рафаи́ле Арха́нгеле! Услы́ши на́с, гре́шных рабо́в Бо́жиих (имена́), моля́щихся тебе́, и сподо́би в зде́шней и в бу́дущей жи́зни благодари́ти и сла́вити о́бщаго Созда́теля на́шего в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому

Це́ркве Христо́вы похвало́ высо́кая, гра́да Москвы́ стено́ необори́мая, держа́вы Росси́йския Боже́ственное утвержде́ние, преподо́бне кня́же Дании́ле! К ра́це моще́й твои́х притека́юще, усе́рдно мо́лим тя: при́зри на нас, па́мять твою́ воспева́ющих и с ве́рою под кров моли́тв твои́х прибега́ющих. Проле́й те́плое твое́ хода́тайство ко Спа́су всех, я́ко да утверди́т ми́ром страну́ на́шу, гра́ды и ве́си ея́ и оби́тель сию́ до́бре да сохрани́т, благоче́стие и любо́вь в лю́дех твои́х насажда́я, зло́бу же, междоусо́бие и нра́вов развраще́ние искореня́я. Всем же нам вся блага́я ко вре́менному животу́ и ве́чному спасе́нию да́руй моли́твами твои́ми, я́ко да прославля́ем ди́внаго во святы́х Свои́х Христа́, Бо́га на́шего, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Канонизация царской семьи — вопросы и ответы
Следующая запись Правило от осквернения — история, значение, текст