В современном мире деньги играют роль главного идола. Материальные блага становятся ложным свидетельством статуса их владельцев, распределяют людей по разным “сортам”… Нередко для дорогостоящей покупки люди одалживают деньги. А потом с трудом могут их отдать или вовсе не отдают долг. Как быть православному христианину, если ему не возвращают данные взаймы средства? Существует ли молитва на возврат долга?
Ответ на этот вопрос даёт Христос:
«И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк.6:34).
Молитва на возврат долга будет прямым противоречием словам Спасителя, поэтому в Православии нет такого понятия. Такое словосочетание, словно сигнальная кнопка тревоги, должно стать предупреждением для православного христианина. Здесь речь явно идёт о магическом заговоре.
Ведь молитва — это устремление души к своему Творцу.
«Молитва — <…> небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом…» (праведный Иоанн Кронштадский).
Вступать с Богом в товарно-денежные отношения — это оскорбление Господа. Нельзя требовать от Него сделать так, чтобы должник вернул нам долг. Так действует волшебная палочка или колдовские чары, а не смиренная просьба к Творцу.
В молитве христианин предаёт себя и свои тревоги Господу с верой в Его Божественный Промысел. Молясь, православный человек, как послушное дитя, приходит на разговор со своим Небесным Отцом. И твёрдо знает, что все посланное Его любящей рукой содействует ко благу.
«Господь жаждет, чтобы Его жаждали, и напояет желающих пить; приемлет как благодеяние, если просят у Него благодеяния, Он доступен и щедро подает великие дары, с большей радостью дает, чем иные приемлют сами. Только не обнаружим в себе низкой души, прося того, что маловажно и недостойно Дающего» (святитель Григорий Богослов).
Молитва на возврат долга противоречит заповедям Иисуса Христа. Прощение и любовь должны быть постоянными спутниками души христианина.
«Филарет Милостивый, который отличался добротой и раздавал остатки своего богатства соседям, говорил, что подлинно что-либо можно требовать только с себя. То есть <…> спасут только две вещи: милосердие и подвиг, спрашиваемый с себя» (протоиерей Николай Горбатовский).
Молитву Господню Иисус Христос дал ученикам как образец молитвы. И в ней находим слова:
«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12).
Очевидно, что не случайно Господь употребил именно слово «долги», а не «вину» или «грехи». Тем самым это слово включает в себя как прегрешения против нас наших ближних, так и должников в прямом смысле. Потому из уст православного христианина, каждый день читающего «Отче наш», не может одновременно звучать молитва о возврате долга.
Господь каждый день покрывает любовью множество наших согрешений. Ради прощения греховного бремени человечества Христос принял крестную смерть. И Он ждёт подобного прощения долгов от каждого христианина.
«Если брату своему не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не приимет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).
Говоря о Царствии Небесном, Иисус Христос рассказал притчу о царе. Властитель решил рассчитаться со своими рабами. Один из них был должен огромную сумму — десять тысяч талантов,. Однако средств вернуть одолженную сумму у него не было. Царь смилостивился перед просьбами должника и полностью простил долг.
После этого раб нашёл своего товарища и потребовал у него свой долг. Тот был ему должен незначительную сумму — сто динариев. Несмотря на просьбы товарища потерпеть, неблагодарный раб бросил друга в темницу. Царь, узнав о подлости раба, разгневался и отдал его истязателям. Причем до тех пор, пока тот не вернёт всего огромного долга. Из ситуации очевидно, что этого не случится никогда (Мф.18:23-35).
Как говорил толкователь Евангелия профессор А.П. Лопухин:
«Тот, кому прощается большой долг, тем самым обязывается простить и другим небольшие долги. Но люди злы и в погоне за житейскими благами часто поступают вопреки всякой логике и здравому смыслу».
Сокрушаясь о своих многочисленных грехах и проступках перед Богом, будем милосердными к нашим должникам.
«У первохристианских общин было всё общее (Деян 2:44; 4:32). Для нас сейчас это, наверное, невозможно. Но давайте хотя бы будем помогать друг другу. Пусть не дарить – но хотя бы давать в долг. И по возможности не требовать назад. Может быть, просить, – но не требовать… Тогда и Господь не стребует с нас наших долгов» (иерей Феодор Людоговский).
Православный человек должен помнить, что молитва на возврат долга — магический заговор, а не христианское молитвословие. Но при этом он может молиться Богу о помощи в своих духовных вопросах и материальных нуждах.
В Православии существует традиция при финансовых проблемах обращаться к святителю Спиридону Тримифунтскому, который жил в III веке на острове Кипр. Епископа города Тримифунт отличали чистота веры, милосердие и бескорыстная помощь бедным. Кипрский святой прославился великим даром чудотворная, которым благословил его Господь за богоугодную жизнь.
Из жития святителя известен следующий интересный случай.
Земледелец пришёл к богатому хлеботорговцу одолжить для посева зерно и обещал все вернуть после сбора урожая. Жадный купец отказался давать в долг и потребовал непременный залог.
Расстроенный крестьянин пришёл к святителю Спиридону просить его молитвенной помощи. Тот ободрил его и на следующий день принёс золотое украшение в форме змеи. Драгоценность выступила залогом, который земледелец должен был вернуть после жатвы.
Жадный хлеботорговец не хотел расставаться с украшением. Однажды заглянув в сундук, чтобы полюбоваться на присвоенную драгоценность, он с ужасом обнаружил там живую змею. К удивлению купца крестьянин, которому торговец решил отдать залог, нашёл в сундуке прежнее золотое украшение. Когда над драгоценностью помолился святитель Спиридон, оно снова превратилось в змею, которая уползла в свою нору.
В Православии есть святой, которого с любовью называют Угодник, Заступник, Чудотворец… Все это о святителе Николае, архиепископе Мир Ликийских. Он жил на рубеже III-IV веков в небольшом городе Патара, располагающемся на территории современной Турции. К нему нередко обращаются с молитвой о помощи в материальных трудностях.
С раннего детства Николай стремился к Богу и проводил время в посте, молитве и изучении Священного Писания. Он был непрестанным заступником бедных, и после смерти родителей все наследство раздал нищим.
Известен случай, когда святитель Николай спас от тяжкого грехопадения разорившегося отца. Тот замыслил отдать трёх своих дочерей на смертный грех блудодеяния ради спасения от голодной смерти. Узнав об этом, святитель ночью тайно бросил в окошко бедняку мешочки с золотом. Благодаря этому отец смог рассчитаться с долгами и выдать дочерей замуж.
Святитель Николай постоянно творил милостыню, тайно помогая нуждающимся.
И вот уже порядка семнадцати веков святитель Николай Чудотворец ходатайствует перед Богом за прибегающих к нему в молитве христиан.
«Как просим живых священнослужителей и молитвенников за нас пред Господом, чтобы они помолились о нас, так просим и небесных молитвенников, по любви своей к Богу имеющих великое дерзновение пред Ним» (праведный Иоанн Кронштадский).
О, всеблаже́нный святи́телю Спиридо́не, вели́кий уго́дниче Христо́в и пресла́вный чудотво́рче! Предстоя́й на небеси́ Престо́лу Бо́жию с ли́ки А́нгел, при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щии зде лю́ди (имена) и прося́щия си́льныя твоея́ по́мощи. Умоли́ благоутро́бие Человеколю́бца Бо́га, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й! Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от ще́драго Бо́га, но во сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния!
Изба́ви всех, ве́рою несумне́нною к Бо́гу приходя́щих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных, от всех томле́ний и диа́вольских наве́тов! Бу́ди печа́льным уте́шитель, неду́гующим врач, в напа́стех помо́щник, наги́м покрови́тель, вдови́цам засту́пник, си́рым защи́тник, младе́нцем пита́тель, ста́рым укрепи́тель, стра́нствующим путево́ждь, пла́вающим ко́рмчий, и исхода́тайствуй всем, кре́пкия по́мощи твоея́ тре́бующим, вся, я́же ко спасе́нию поле́зная! Я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми и соблюда́еми, дости́гнем в ве́чный поко́й и ку́пно с тобо́ю просла́вим Бо́га, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас гре́шных (имена), моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́: виждь нас не́мощных, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных. Потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем плену́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, Ему́ же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши: ми́лостива к нам сотвори́ Бо́га на́шего в ны́нешнем житии́ и в бу́дущем ве́це, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам.
На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и ко пресвято́му о́бразу твоему́ припа́дающе, по́мощи про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол находя́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напа́сть и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, святи́телю Христо́в Нико́лае, Христа́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное житие́ и оставле́ние грехо́в, душа́м же на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.