В современном «бешеном» темпе жизни все труднее сохранить душевное спокойствие. Люди сталкиваются с различными житейскими проблемами, стрессами. В итоге страдает нервная система, человек становится взвинченным, что прямо отражается на состоянии души. Душа отдаляется от Бога, появляется тревога и беспокойство. Многие люди пытаются найти утешение, как бы отвлекая себя. Какое-нибудь дело, хобби, кто-то заводит себе домашнее животное. Но что успокоит душу «по-настоящему», если не молитва о душевном покое?
Церковь говорит, что истинное душевное спокойствие достигается только в Боге. Для этого необходимо постоянное общение с Ним, то есть молитва о душевном покое. Пройдя серьезные жизненные испытания, царь Давид написал такие слова:
«Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более» (Псалтирь, 61:2-3).
Двукратным словом «только» царь Давид показывает решительное отвержение всех обычных способов успокоения души человека. Это не может быть плотская любовь, дружба, работа, развлечения, искусство. Только молитва Богу, успокаивающая душу, даёт силы «нести свой крест».
«В целой жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы» (преподобный Ефрем Сирин, 306-373).
А преподобный Исаак Сирин учил, что
«блаженны чистые сердцем, потому что нет времени, когда бы не услаждались они сладостью слез, – в коей всегда зрят они и Господа. Пока еще слезы у них на глазах, они сподобляются зрения откровений Его на высоте молитвы своей, и нет у них молитвы без слез. Сие-то и значит сказанное Господом: «блажени плачущии, яко тии утешатся» (Евангелие от Матфея, 5:4)».
Старец Паисий Святогорец (1924-1994) говорил:
«Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» (Евангелие от Луки, 10:27), — говорит Священное Писание. Когда человек любит Бога и имеет общение с Ним, ничто земное его не прельщает. Он делается словно безумный.
Поставь безумцу самую лучшую музыку: она его не трогает. Покажи самые прекрасные картины: он и внимания не обратит. Дай самые вкусные блюда, самую лучшую одежду, самые прекрасные ароматы. Ему всё равно, он живет в своем мире. Так и человек, имеющий общение с миром небесным: он весь там и ни за что не хочет с ним расстаться. Как нельзя ребенка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребенок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять».
По учению старца Паисия Святогорца, нужно приучить себя к добрым помыслам.
«Добрый помысел обладает великой силой – он духовно изменяет человека. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать».
Внутренний мир и спокойствие является даром Божиим, который нужно заслужить. Чаще всего этот душевный мир приходит к человеку в результате очень долгих усилий.
«Потому что мир, который дает Христос,— это мир души человека с чистой совестью, с крепкой верой и доверием Богу. Этот мир не могут поколебать никакие внешние искушения, проблемы, трагедии. Более естественным, правильным для христианина является чувство. То, которое преподобный старец Паисий Святогорец очень точно назвал чувством доброй обеспокоенности. Человек должен все время проверять себя Евангелием, стремиться к единству с Богом. Для этого он должен самым беспощадным образом бороться с тем, что шепчет и подсказывает ему его ветхий человек. И если человек старается так жить, у него появляется возможность насладиться таинственным, непостижимым, особым чувством бытия вместе с Богом и в Боге» (митрополит Саратовский и Вольский Лонгин).
Для успокоения совести и достижения мира в душе христианина Святые Отцы советуют как можно чаще прибегать к Таинствам Исповеди и Причастия. Как учил преподобный Ефрем Сирин:
«Подлинно блаженное дело – не грешить: а согрешающим – не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство».
Существует ли специальная молитва о душевном покое? Как говорят Святые Отцы, любая настоящая молитва является источником душевного спокойствия.
В современном полном православном молитвослове можно найти молитву Оптинских старцев. Эта молитва обращена к Богу. В ней верующий просит сил на то, чтобы спокойно, с полным упованием на Промысел Божий, перенести все тяготы предстоящего дня. Поэтому ее советуют читать утром, перед началом дня. Молитва была составлена старцами монастыря Оптина пустынь (Калужская область).
По преданию, изначальным автором считают преподобного Амвросия (1812-1891). Другие оптинские старцы, которые жили после него, добавляли по строчке. Так и появился современный вид этой молитвы. Содержание молитвы очень похоже с молитвой из вечернего молитвенного правила, «прошениями на всякий час» святителя Иоанна Златоуста (347-407), которая тоже призвана привести душу человека в спокойное состояние. Ведь спокойствие достигается уверенностью, в данном случае, что ничто не произойдёт без Божьей воли.
Не стоит ожидать от молитвы магического эффекта. Чтобы успокоить душу, христианину нужна духовная работа. Поэтому просимое Господь подаёт не всегда сразу, во мгновение ока. Для этого нужно терпеливо ждать и верить, что каждому все испытания и переживания даются по силе.
«Терпением вашим спасайте души ваши»(Евангелие от Луки, 21:19). Господь Сам знает, когда наступает «нужное» время для помощи.
«Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным Вечной жизни» (святитель Иоанн Златоуст).
Молитва святого Иоанна Златоуста из вечернего молитвенного правила состоит из 24 частей, по количеству часов в сутках. В ней содержится просьба о даровании терпения, кротости и великодушия. Для верующих терпение воспринимается не как холодный стоицизм. Терпение является подражанием Спасителю, который с любовью претерпел крестную смерть за грехи рода человеческого. Святитель Тихон Задонский (1724-1783) отмечал, что терпением верующий показывает свою преданность воле Божией.
О даровании терпения имеется специальное прошение ко Господу, то есть по сути молитва о душевном покое.
Но «молитва — это не фантазия, а соприкосновение с Богом, живущим в нашем сердце. В Священном Писании сказано: мы Им живем и движемся и существуем (Деяние апостолов, 17:28). Движемся, живем и дышим в Боге. Бог здесь. Каким образом Он здесь, я не знаю, но Он здесь, и мы в Нем, а Он в нас — Его любовь, тепло, благословение, милость. Он повсюду: в твоей комнате, спальне, на кухне, во дворе, на улице, в метро, — куда бы ты ни пошел, ты можешь почувствовать, что Бог рядом с тобой» (архимандрит Андрей Конанос).
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
Господи, избави мя вечных мук.
Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
Господи, избави мя от всякаго искушения.
Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
Господи, в покаянии приими мя.
Господи, не остави мене.
Господи, не введи мене в напасть.
Господи, даждь ми мысль благу.
Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.
Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.
Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать – наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты – всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение.
Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.