Ожесточение между людьми растет, умножается ненависть и злоба, замешанные на амбициях, зависти и жадности. Каждый человек испытывает на себе проявления ненависти со стороны других, становится объектом гнева и злобы. Все это травмирует душу человека, негативно влияет на его эмоциональном и психологическом состоянии. И это уже не говоря о том, что враждебные действия других людей просто мешают нормально жить. Как бороться с этим? Способна ли молитва о ненавидящих и обидящих нас изменить ситуацию?
«Погрешности ближних приписываю растлению природы, действию или козням злых духов, недостаточному или дурному воспитанию, неблагоприятным обстоятельствам жизни…» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).
В ветхозаветные времена понятие «ближний» относилось к соотечественнику, близкому человеку (родственнику), соседу. Пришедший в мир Сын Божий раскрыл иной аспект понимания этого слова в притче о милосердном самарянине (Евангелие от Луки, 10: 30-37).
В пути из Иерусалима в Иерихон некий человек подвергся нападению разбойников. Его ограбили и оставили раненным на дороге. Этим путем сначала мимо несчастного прошел священник Иерусалимского храма, а затем левит (помощник священника). Позднее той дорогой проезжал житель города Самарии. Самаряне и иудеи исторически враждовали по религиозным убеждениям, они даже гнушались разговаривать между собой. И этот человек не только остановился перевязать раны у пострадавшего, но и привез его в гостиницу для полноценного лечения. Так по отношению к пострадавшему иудею самарянин, враг по убеждениям, оказался более «ближним», чем соотечественники. Этой притчей Господь показал, что в каждом человеке нужно видеть своего ближнего и по возможности оказывать помощь.
«В нашей жизни есть много примеров, когда мы можем помочь, но не хотим. И сразу при этом уподобляемся ветхозаветному священнику – проходим мимо всего доброго, всего святого. Проходим мимо храма, проходим мимо Евангелия, проходим мимо самого главного в жизни человека. А мы должны помогать, тяготы друг друга носить, тако исполните Закон Христов» (митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел Лебедь).
Священное Писание сообщает, что грех прародителей послужил отдалению человека от Творца. Как говорится, «свято место пусто не бывает» — человек подпал под влияние злобы и влиянию демонических сил.
«Разум потерял силу нравственного руководства над неразумными (страстными) силами души – похотью и раздражительностью – и подчинился их беспорядочным движениям, побуждавшим человека стремиться только к удовольствию, и, таким образом, впал во власть плотского самолюбия, страсти плотоугодия и страсти насильничества, побуждавшей к борьбе за мирские блага, средства услаждения, и выражавшейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание» (преподобный Максим Исповедник, 580-662).
В поврежденной человеческой природе при ослаблении любви душой овладевает ненависть — чувство агрессии, желание добиться желаемого любой ценой. Причиной возникновения ненависти может послужить как непосредственное столкновение «лоб в лоб» с другим, так и зависть.
«Зависть – отвращение к чужому благополучию. Вследствие любви к собственному превосходству каждый завидует или равным себе за то, что они ему равны, или низшим, боясь, чтобы они не стали ему равны, или высшим, так как сам им не равен» (блаженный Августин, 354-430).
Таким образом, с точки зрения грешного человека ненависть является как бы «защитной» реакцией на воображаемое ущемленное достоинство человека.
Хотим ли мы того или нет, но помимо друзей нас окружают и враги, явные или скрытые. Возникает вопрос: как православный должен реагировать на зло, причиняемое ему ненавидящими его людьми? На это ответ можно найти в Нагорной проповеди Господа:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, 5:44).
Трудно понять логически, как можно любить того, кто причиняет зло и страдания. Согласно Учению Церкви, христиане должны стремиться подражать своему Милосердному Творцу. Любовь к другим людям должна быть ради Христа. Господь за это обещал великую награду в Царствии Небесном.
«Если подлинно тебя люди ненавидят и причиняют зло, то это есть кознь диавола, который ненависть и озлобление людское против благочестивой души возбуждает, чтобы ее низложить и от доброго пути отвратить. Итак, возлагай и ты вину бедствия своего на этого душевного нашего врага, и людям прощай, и о них молись. Знай точно, что где ни будешь, везде он будет тебя беспокоить через людей и через самого себя» (святитель Тихон Задонский, 1724-1783).
Христиане не требуют у Господа наказания для своих обидчиков, а лишь просят защитить от чужого гнева. Для христианства, в отличие от других религий, характерна молитва о ненавидящих и обидящих нас.
«Мы должны быть незлобивыми и любвеобильными, и не отталкивать людей своим ожесточением, а привлекать их к любви Христовой, чтобы они спасались. Потому что Господь всем хочет спастись. Нет таких отверженных, язычников или иноверцев, которым бы он хотел погибели. И мы должны Ему содействовать в этом. И поэтому заповедь любви к врагам должна быть нами исполнена. Сами мы не можем этого достичь своими силами, потому что это не наша любовь, она будет с нами только в том случае, если с нами будет Бог» (иеросхимонах Валентин Гуревич).
Господь есть Любовь совершенная. Поэтому христиане, чтобы обрести Царствие Небесное, стремятся своей жизнью и любовью к ближним подражать Христу. Для этого верующему важно находиться в постоянном общении со своим Создателем. Молитва это и есть такой разговор с Богом.
Однако не стоит воспринимать молитву как некий магический заговор. Сами по себе даже самые правильные слова не способны повлиять на умы и сердца других людей. Не подкрепленное духовной силой начитывание текста не способно сменить ненависть на любовь. Истинная молитва об обидящих и ненавидящих не имеет личных требований и приказаний. Это моление, прошение Милосердного Господа защитить от гнева и злобы со стороны врага всего рода человеческого — диавола, а людей вразумить и спасти.
«Любовь к ближнему и служение благу ближнего во имя этой любви — главнейшая нравственная обязанность христианина, и только тот, кто положит душу свою за други своя, спасёт её. Молитва за других, болезновать душой за грехи людей и с любовью о них молиться — это жертва, равной которой нет ничего на свете. Это «слёзы ребёнка» — как сказано у поэта. Это самая святая созерцающая любовь; кто не любит, тот не может молиться!.. Любовь — альфа и омега нашей жизни; она есть душа нашей души» (протоиерей Николай Троицкий).
В различных нуждах и жизненных ситуациях верующие обращаются с молитвой о помощи к Пресвятой Богородице. Ее образ «Умягчение злых сердец» особо почитается православными, столкнувшимися с ненавистью со стороны других людей. Молитва перед этой иконой наполнена надеждой на помощь Богоматери, способной смягчить сердца людей и наполнить их Божией любовью.
«Даровал нам Господь в скорби упование непостыдное и ходатайство к Нему непреложное — Пречистую Свою Матерь, усыновив Ей при Кресте в лице любезного Ученика-Богослова весь человеческий род. И Ее молитвы, как ничьи более, всегда приемлет Он, Всемогущий, Ей внимает и на прошения Ее преклоняется — даже когда просит Она о тех, кто, кажется, и не достоин милости и снисхождения» (игумен Нектарий Морозов).
За ненавидящих и обидящих православные возносят молитвы и к святым угодникам Божиим. Строго «специализированных» святых в данной сфере «ответственности» в Православной Церкви нет. Молитва о ненавидящих и обидящих нас можно адресовать к разным святым. Выбор всегда зависит от особой духовной и сердечной близости конкретного человека у тому или иному угоднику. Например, обратиться в молитве можно к святым братьям князьям Борису и Глебу, сыновьям киевского князя Владимира (10-11 век).
После смерти отца брат Святополк приказал убить их ради власти. Не желая междоусобной распри и идти войной на брата, князья Борис и Глеб предпочли принять смерть. Свою жизнь они принесли в жертву любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (Первое Соборное послание апостола Иоанна Богослова, 4:20). Святыми братьями показан пример того, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Пострадавшие из-за брата князья Борис и Глеб имеют дерзновение перед Господом просить о защите верующих от ненависти и гнева других людей.
Главное понимать, что не святые исполняют наши прошения, а Господь, перед Которым они ходатайствуют за нас.
«Святые — это люди, чей жизненный опыт засвидетельствован Церковью как правильный, ведущий ко Христу, тот, на который мы можем ориентироваться. И если в земных делах мы обращаемся за помощью и советом к авторитетным людям, то так же точно и в делах духовных. Святому мы молимся с просьбой вместе с нами помолиться Богу. Как и в любом деле: иногда и один можешь о чем-то попросить, а иногда вдвоем с кем-то легче. А иногда именно кому-то конкретному хочется о своем рассказать» (протоиерей Андрей Ефанов).
Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами, моих души и тела!
Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильныя награды. Что же я приносил Тебе? Какие благоугодныя жертвы? Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественных заповеданий. Прости меня, Господи, прости виновнаго пред Тобою и пред человеками! Прости безответнаго!
Даруй мне увериться и искренно сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавыя оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мира! Отыми от меня мою греховную волю, и насади в сердце мое Твою святую волю, да творю ее единую и делами, и словами и помышлениями, и чувствованиями моими.
О распенших Тя моливыйся, Любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.
Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.
О, Многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих.
Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.