Молитва о поступлении в ВУЗ — магия или просьба?

Значение молитвы

В христианском понимании, молитва – это искреннее и смиренное обращение человека к Богу. Это связь Творца и Его творения. Таков диалог между Спасителем и теми, кто хочет следовать за Ним. Верующие обращаются к Богу в разных ситуациях. Например, чтобы выразить раскаяние в грехах, поблагодарить или воздать Ему хвалу. Верующие просят у Господа помощи в духовных и житейских нуждах. Для многих христиан актуальна молитва о поступлении в ВУЗ.

молитва о поступлении в ВУЗ
Экзамены в ВУЗ

Почему молитва – всегда диалог? Любящий Бог не оставит без ответа сердечное обращение к Нему. Подлинная молитва освящает и духовно преображает человека. Конечно, бывает, что молящийся просит у Господа мирских благ и не получает их. Это тоже следует расценивать как ответ, который стоит принять с мудростью и смирением. Всеведущий Господь знает, что необходимо нам в определённый момент жизни для счастья и спасения. Далеко не всегда желаемое будет нам во благо. Из любви к человеку Господь может отказать в просьбах. Настоящая христианская молитва непременно должна быть проникнута смирением. Это желание следовать не собственной, а Божьей воле. Молитва о поступлении в ВУЗ — не исключение.

“Господь — премудрый Раздаятель. Он смотрит на пользу просящего; и как скоро видит, что просимое им вредно или, по крайней мере, бесполезно ему, не исполняет просимого и отказывает во мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву; и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столько же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена” (преподобный Ефрем Сирин, “Собрание творений”, том 2).

Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает, что цель христианской жизни – спасение души. Но пока мы не перешли в Вечность, каждый должен добросовестно исполнять свои земные обязанности. Среди них — учёба. Священник призывает вспомнить слова из Библии:

«Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести» (Притч.13:19).

Поэтому молиться о поступлении в ВУЗ и об учёбе можно и нужно. Так, каждый год в православных храмах совершаются молебны об учащихся.

Молитва о поступлении в ВУЗ – не заговор, а просьба о помощи

Так как подлинная молитва зиждется на вере и смирении, её недопустимо сравнивать с магическим заклинанием. Преподобный Авва Исайя (Скитский) говорил:

«Если ты совершаешь свое молитвенное правило со смиренномудрием, почитая себя недостойным, то служение твое приятно Богу» («Духовно-нравственные слова»).

В основе заклинаний и заговоров лежит не принятие Божественной воли. Человеком руководит слепой эгоизм, горделивое желание гарантированного результата. Магия подразумевает механическое проговаривание магических формул. Настоящая же молитва невозможна без сердечного участия человека. Наконец, колдовство – это обращение за помощью не к Богу, а к силам зла. Такие действия строго осуждаются Православной церковью, как богопротивные и губящие душу.

В Православии специальная молитва о поступлении в ВУЗ отсутствует. Обращаться к Богу в такой ситуации можно своими словами. Однако стоит использовать и некоторые общепринятые молитвословия. Например, те, которыми христиане просят Бога послать благословение и помощь в важном благом деле. Зачисление в университет, несомненно, является значимым и даже судьбоносным событием. Итак, молитва о поступлении в ВУЗ – это просьба к Богу о поддержке в важном этапе жизни.

Также в Православии существуют молитвы для ниспослания Божьей помощи в учёбе. Они точно пригодятся желающему стать студентом, так как поступление в вуз сопровождается экзаменами. В Требнике можно найти специальную «Молитву об отроке неудобоучащемся» для тех, у кого возникают трудности в учёбе. Благочестивой христианской традицией является чтение таких молитв перед иконой Богородицы «Прибавление ума».

Святые – посредники между человеком и Богом

Обращение за помощью в учёбе и молитва о поступлении в ВУЗ возможно и ко святым. Но следует помнить, что они являются лишь посредниками между человеком и Господом. Святые помогают донести Ему наши мольбы. Исполняет же просьбы и дарует благодать всегда Бог. Молиться можно любым святым. Однако некоторые Божьи угодники традиционно почитаются христианами как помогающие в учёбе. Среди них, например, преподобный Сергий Радонежский. Из жития этого святого мы знаем, что он сам испытывал трудности в обучении грамоте.

Преподобный Сергий (мирское имя – Варфоломей) жил на Руси в 14 веке. В отрочестве ему, несмотря на старания, тяжело давалось чтение. Братья мальчика, напротив, были очень способны. Мальчик очень горевал и молил Бога о вразумлении. Однажды Варфоломей искал потерявшихся лошадей и возле леса встретил молящегося старца-монаха. Тот благословил отрока и спросил, в чём он нуждается. Варфоломей рассказал о своей скорби и попросил монаха помолиться о его вразумлении. Старец совершил молитву, благословил мальчика и дал ему частицу просфоры. Монах велел отроку съесть её, сказав, что тот получит способность к учёбе и в будущем даже будет поучать других. Вкусив просфору, Варфоломей обрёл умение бегло читать, чем очень удивил родных.

Приведём также воспоминание преподобного Иоанна Кронштадтского. В детстве будущий святой испытывал трудности в учёбе и горячо молил Господа о помощи. Однажды мальчик почувствовал, что с его ума будто бы снялась пелена. Он стал необычайно способным в разных предметах.

«Чем больше я возрастал, тем лучше и лучше успевал в науках, так что почти из последних возвысился до первых учеников» (Из автобиографии преподобного Иоанна Кронштадтского).

Христианская жизнь – это не только молитва

Молитва является неотъемлемой составляющей подлинной христианской жизни. Однако связь с Богом не ограничивается одной лишь домашней молитвой. Каждому христианину для спасения своей души необходимо также посещать богослужения, участвовать в Церковных Таинствах, совершать добрые дела. Приведём слова священника Александра Ермолина:

«Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться – это главная задача православного человека».

Преподобный Моисей Оптинский (Путилов) напоминает:

«Во время Литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу».

Преподобный также указывает, что посещением богослужений

«мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем» («Преподобный Моисей»).

Также христиане в храмах используют свечки. Протоиерей Николай Марковский говорит:

«Свеча – это наша посильная жертва Богу, одна из составляющих молитвы, общения с Богом».

Исповедью мы выражаем искреннее покаяние в своих грехах и твёрдое намерение больше не повторять их. В этом Таинстве Господь очищает нашу душу, даёт благодать (дар свыше) для борьбы со страстями. Преподобный Исидор Пелусиот говорил, что

«божественная благодать, соединяясь с человеческим усердием, спасает человека» («Письма»).

Нераскаянные же грехи всё больше отдаляют душу от Бога. Святитель Игнатий Брянчанинов призывает православных христиан:

«К Таинству Исповеди должно прибегать по возможности часто: душа человека, который имеет обычай часто исповедовать свои согрешения, удерживается от согрешений воспоминанием о предстоящей исповеди; напротив того, неисповедуемые согрешения удобно повторяются» (Полное собрание творений, том 2).

Таинство Евхаристии (Причастие) соединяет нас со Христом. Под видом хлеба и вина мы вкушаем Его Тело и Кровь. Спаситель сказал:

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).

Причастие духовно преображает человека, восстанавливает в нём чистоту души, утраченную грехопадением.

«Христос в каждой христианской православной церкви всецело присутствует и предлагается на священной Трапезе. Он сообщает свет и жизнь причастникам своим» (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова, том 1).

Молитва перед началом всякого дела

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Благослови́, Го́споди, и помоги́ мне́, гре́шному, соверши́ть начина́емое мно́ю де́ло, во сла́ву Твою́.

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Единоро́дный Безнача́льнаго Твоего́ Отца́, Ты́ бо ре́кл еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми, я́ко без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же. Го́споди мо́й, Го́споди, ве́рою объе́м в души́ мое́й и се́рдце Тобо́ю рече́нная, припа́даю Твое́й бла́гости: помози́ ми́, гре́шному, сие́ де́ло, мно́ю начина́емое, о Тебе́ Само́м соверши́ти, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, моли́твами Богоро́дицы и все́х Твои́х святы́х. Ами́нь.

Молитва по окончании дела

Исполне́ние все́х благи́х Ты́ еси́, Христе́ мо́й, испо́лни ра́дости и весе́лия ду́шу мою́ и спаси́ мя́, я́ко еди́н Многоми́лостив, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем.

Призывание помощи Духа Святого на всякое дело доброе

Тропарь, глас 2

Тво́pче и Созда́телю вся́ческих, Бо́же,/ дела́ pук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая,/ Твои́м благослове́нием спе́шно испpа́ви,/ и нас от вся́каго зла изба́ви,// я́ко еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.

Кондак, глас 6

Ско́рый в заступле́ние и кре́пкий в по́мощь,/ предста́ни благода́тию си́лы Твоея́ ны́не/ и благослови́в, укрепи́,/ и в соверше́ние наме́рения блага́го де́ла рабо́в Твои́х произведи́:/ вся бо, ели́ка хо́щеши,// я́ко Си́льный Бог, твори́ти мо́жеши.

Молитва перед учёбой

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Молитва об отроке неудобоучащемся

Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесятых апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли Того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя): и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобне, отче наш.

Тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, Преподобне, и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, и исцеления всем подая обильно. Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, Преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре.

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Прибавление ума»

Богородице Пречистая, Доме, Егоже созда Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим.

Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая.

Мы же, дивная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Предыдущая запись Молитва о здравии младенца — зачем и как молится
Следующая запись Видят ли нас умершие после смерти