Молитва о примирении враждующих

Причина вражды

Согласно Священному Писанию, после совершения первого греха (вкусив запретный плод) человек отдалился от своего Создателя. У человека появилась склонность ко злу и к воздействию демонических сил. Для исправления этого порока и требуется молитва о примирении враждующих.

По словам преподобного Максима Исповедника (580-662):

«Разум потерял силу нравственного руководства над неразумными (страстными) силами души – похотью и раздражительностью – и подчинился их беспорядочным движениям, побуждавшим человека стремиться только к удовольствию, и, таким образом, впал во власть плотского самолюбия, страсти плотоугодия и страсти насильничества,, побуждавшей к борьбе за мирские блага, средства услаждения, и выражавшейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание». 

молитва о примирении враждующих
Вражда

Грехопадение первых людей оказалось целым комплексом греховных деяний. Возглавляет их гордость, желание стать Богом помимо Бога. Сюда же относится неверие (недоверие словам Бога), отступничество от Бога и переход на сторону врага. А также неблагодарность Богу за все Его милости и щедроты. Поврежденность человеческой природы привела к ослаблению любви. Между людьми стали возникать споры и ссоры, вызванные завистью и самолюбием.

Святитель Василий Великий (330-379) говорил, что

«от ссо­ры про­ис­хо­дит враж­да. Ссо­ра или за­висть на­чина­ют­ся не са­ми со­бою, но про­из­раста­ют от кор­ня сла­волю­бия».

Любовь против вражды

Самыми возвышенными строками о любви в Священном Писании являются слова апостола Павла (Первое послание к Коринфянам, 13:4-7):

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Это гимн любви. Где есть любовь, там нет вражды. Но в результате грехопадения человека зло вошло в мир. Между людьми часто возникают непонимание, мелкие ссоры, конфликты. Вражда зачастую присутствует не только между посторонними людьми, но и даже в кругу семьи.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) советовал приходившим к нему за советом христианам относиться

«к несправедливости духовно, то есть  относиться ко всему так, как этого требует Божественная справедливость. Стремиться к тому, что доставляет покой другому. Ведь если кто-то совершает ошибку, будучи слабым, то он некоторым образом имеет смягчающие вину обстоятельства».

Прощение врагов

Одним из принципов Православия является прощение не только родных и близких, но и врагов.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 3:16).

Церковь учит не таить обиду на ближнего, любить врагов, не злословить, не впадать в уныние из-за ссоры, не гневаться. Поэтому для христиан очень важна молитва, в том числе и на умиротворение враждующих.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, 5:44).

Это глубокая, мудрая и вместе с тем таинственная (не всем понятная) заповедь Спасителя. С точки зрения обычной, мирской логики это неизбежное поражение. Вроде бы христианин делается совершенно беззащитным перед агрессией и несправедливостью окружающего мира. Но есть исторический и духовный парадокс. Через исполнение христианами именно этой заповеди многие язычники стали исповедовать веру в Истинного Бога. Святые своей жизнью являли любовь ко врагам.

Это показывает житие святого Андрея, Христа ради юродивого (860-936). Однажды Андрей проходил по улицам города Константинополя (Турция) и увидел демонов. Те записывали имена прохожих, толкавших и ругавшихся над юродивым, чтобы в их смертный час обвинить в этом поступке. Святой  Андрей с помощью молитвы ко Господу стер бесовские записи. Он ссылался на то, что «они бьют меня, не ведая, что творят».

Святитель Иоанн Златоуст (347-407) учил:

«Если примиришься прежде вечера (с ближним), получишь от Бога прощение, но если долее пробудешь во вражде, то неприязнь твоя будет знаком не увлечения от раздражительности и гнева, но злости, знаком души развращенной и преданной греху».

Молитва о примирении враждующих родственников угодна Богу. Как сказал святитель Иоанн Златоуст:

«Станем все переносить, и делать, и терпеть, лишь бы врагов (наших) примирить с нами. Будем доискиваться не того, справедливо или несправедливо они злобятся на нас, а только того, чтобы они перестали враждовать против нас».

Молитва о примирении враждующих: к кому обращаться

В Православной Церкви не на всякую житейскую имеется определенное церковное чинопоследование. Преподобный Арсений Каппадокийский (1840-1924) в таком случае советовал использовать чтение псалмов вместо молитв. Так, псалом 35 преподобный Арсений рекомендовал читать, чтобы рассеялась враждебность после споров и недоразумений. 

Этот псалом был написан пророком Давидом во время гонений от царя Саула. Здесь говорится о нечестивом, который постоянно злоумышляет на праведного и строит ему козни. Даже ночью он обдумывает злые планы. Но как бы ни была велика его сила, истинной и несокрушимой опорой праведного будет Господь.

В современном православном молитвослове имеется молитва о примирении враждующих, обращенная ко Господу.

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Среди верующих христиан существует благочестивая традиция обращаться за помощью к Божией Матери. В данном случае особенно почитается Ее икона «Умягчение злых сердец». Православные верят, что молитва перед этим образом способна смягчить сердца людей и наполнить их любовью Божьей.

«Богородица передаёт все наши просьбы Христу, но и Сама Она по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу. Я прошу Божию Матерь, чтобы Она взяла моё сердце, очистила его, а потом разделила бы на четыре части: три части дала бы Пресвятой Троице и одну взяла бы Себе» (старец Паисий Святогорец).

К кому обращаться о примирении враждующих

В Русской Православной Церкви сложилась традиция обращаться за помощью в примирении враждующих к тем святым, которые в своей жизни показали способность прощать обидчиков. Например, ко святым братьям Борису и Глебу, к преподобному Серафиму Саровскому. 

Святые Борис и Глеб (10-11 век)  были младшими сыновьями киевского князя Владимира. После смерти отца в борьбе за власть они были убиты по приказу родного брата Святополка. Как гласит летопись, святые братья не желали применять оружие в свою защиту и выступать против брата. Тем самым они фактически добровольно принесли себя в жертву. Борис и Глеб были канонизированы как страстотерпцы. Это свидетельствует о том, что они приняли мученическую смерть. Причем не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам.

Житие святого Серафима Саровского (1754-1833) повествует случай нападения на него разбойников. Однажды, когда преподобный жил отшельником в лесу, к нему пришли трое крестьян. Они полагали, что у монаха припрятаны деньги. Грабители избили его и обухом топора проломили голову. Преподобный не сопротивлялся, хотя был физически силен. Ничего не найдя ценного в его хижине, разбойники ушли. Отец Серафим чудом остался жив, но навсегда остался сгорбленным. Позже этих крестьян поймали и опознали. Однако преподобный простил их и они избежали судебного наказания.

Поступок святого Серафима является подвигом послушания. Жизнь монаха целиком принадлежит Богу. И если Господь счел лучшим для него пострадать от человеческих рук — следует смириться и не противиться. Такова высота смирения, которая не под силу не только мирским людям, но и многим монахам.

Молитва ко Господу о примирении враждующих

Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателя благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отъими вся разгласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

О pаспенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и pабом Твоим о вpазех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас пpости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добpодетельному настави жительству, смиpенно мольбу Тебе пpиносим, да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак

Якоже первомученик Твой Стефан, о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Молитва Божией Матери перед иконой «Умягчение злых сердец»

О, Многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святым благоверным князьям Борису и Глебу

О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих.

Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Предыдущая запись Икона Иисуса Христа — как изображают Бога
Следующая запись Благодарственный молебен — смысл и порядок