Молитва о прощении грехов — смысл и тексты

Узнайте все самое интересное и полезное о молитве о прощении грехов, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое грех

Слово «грех», по гречески “ἁμαρτία” (“амартиа”), в переводе означает «непопадание в цель». Целью жизни христианина является наследование Царствия Божьего. А грех — это то, что уводит с выбранной траектории движения к вечной жизни. То, что не позволяет достичь желанной цели, заставляет промахиваться мимо нее. Грех словно грязь пачкает чистоту души, отдаляя ее от Бога. Но у христианина есть надежное «чистящее средство» — искренняя молитва о прощении грехов.

молитва о прощении грехов
Молитва о прощении грехов

 «Мать всех добродетелей — молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся» (преподобный Нил Синайский).

Молитва о прощении грехов 

По словам преподобного Иоанна Лествичника: «Молитва есть общение и единение человека с Богом». В каждый момент своей жизни христианин может припасть к Небесному Отцу с молитвой о помиловании.

Одной из самых простых и в то же время глубоких молитв о прощении является Иисусова молитва:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!».

Святитель Игнатий Брянчанинов писал:

«Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом». 

Иеромонах Анатолий Киевский (1957-2002) добавляет:

«Без Иисусовой Молитвы не будет спасения, потому что страсти в сердце нельзя ничем убить, кроме нее. На имени Иисуса Христа держится вся вера Православная и все благочестие. Кто хочет истинно научиться любить Господа, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой Молитве».

Проникновенная молитва грешника звучит в Евангелии из уст мытаря: «Господи, милостив буди мне, грешному!» (Лк.18:13). Глубокое смирение и раскаяние этого молитвенного прошения должно украшать жизнь каждого христианина. 

Из уст Святых Отцов, которые осознавали бесчисленное множество своих прегрешений, неустанно возносилась молитва к Богу о прощении грехов и помощи. Эти молитвы вошли в состав утреннего и вечернего правила. Православный христианин имеет бесценную возможность каждый день в утренних и вечерних молитвах соединить свой молитвенный плач о грехах с воззваниями великих святых. 

Однако какие бы молитвы не читал человек, одни слова будут простым сотрясением воздуха. Если при этом не напитать молитву осознанием своей немощи, истинным смирением и глубоким раскаянием о совершённых грехах. Тогда “вычитывание” правила будет бесполезным упражнением.

Путь к прощению — покаяние

Первые слова, которые сказал Иисус Христос выходя на проповедь, были: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). И это не случайно. Бог хочет и готов простить все наши прегрешения. Но Творец наделил человека свободой воли и способностью к творчеству. Чтобы духовная связь состоялась, необходима наша готовность принять от Господа это безграничное прощение. Недостаточно просто осознать свой грех. Необходима твёрдая решимость навсегда отказаться от совершения греховного поступка. Ведь слово «покаяние» и означает в переводе с греческого «изменение ума», «перемена мыслей».

«Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих. Значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом. Значит всею душою желать исправления и заглаждения их» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Грех наносит глубокие раны человеческой душе. Покаяние при этом можно сравнить с перекисью водорода, которая содействует обеззараживанию греховной раны и скорейшему её заживлению. Для полного выздоровления на повреждение нужно наложить повязку. Таким лечебным пластырем является Таинство исповеди.

Таинство исповеди 

Таинство исповеди является величайшим даром Бога человеку. Принеся глубокое покаяние в своём сердце за совершённые греховные поступки, христиан открывает их священнику.

«Раскрой совесть свою пред Богом, покажи Ему свои раны и проси у Него врачевства, покажи Тому, Который не укоряет, а врачует, Он видит все, хотя бы ты и умолчал. Скажи же, чтобы тебе получить пользу, скажи, чтобы, сложив с себя здесь все грехи, отойти туда чистым и безгрешным и избавиться от будущего невыносимого их обнаружения» (святитель  Иоанн Златоуст).

По слову Христа священнослужители  переняли от апостолов власть вязать и разрешать человеческие грехи (Мф.18:18). После искреннего исповедания грехов кающимся священником читается молитва Богу о прощении — так называемая разрешительная молитва. Сам Господь Иисус Христос в момент Таинства Исповеди прощает прегрешения кающегося человека. 

Сбросив с себя тяжелую ношу грехов, человек получает Божественную благодать. Он обретает радость и душевный мир, силы для борьбы со своими страстями и  отвращение ко своим греховным наклонностям. Такое внутреннее настроение является свидетельством истинного покаяния и прощения от Бога.

«Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом» (святитель Василий Великий).

Лекарство Бессмертия — Причастие 

Главное место в жизни Церкви и каждого христианина занимает Таинство Причащения. Это величайшее чудо, подаренное Богом человеку, непостижимое даже для Небесных Ангелов. Соединяясь в Причастии с Самим Христом, человек освящается Божественной благодатью. Он получает подкрепление своих сил к борьбе со страстями, омывается от греховной нечистоты.

«Христиане пищей для себя имеют оный Небесный Огонь; он для них упокоение, он очищение и омывает, и освящает сердце их, он приводит их в возрастание, он для них воздух и жизнь» (преподобный Максим Египетский).

Таинство Причащения установил Иисус Христос на Тайной вечери, где по ветхозаветному обычаю вкушалась пасхальная трапеза. Идя на вольное страдание за грехи всего человечества, Христос наполняет ветхозаветную пасху новым смыслом. Преподав ученикам вино и хлеб, которые стали Его Честною Кровью и Пречистым Телом, Иисус Христос заповедал непрестанно совершать это Таинство: 

«…сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). Указывая на врачующую и спасительную силу Причастия, Господь говорил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:53-54).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Святые Дары заключают в себе великую силу, ибо они суть Тело и Кровь Господа Бога Слова Вседержителя Иисуса Христа, присуществленные на литургии из хлеба и вина Духом Святым. Поэтому они сами исправляют, исцеляют, освящают каждого, приступающего к великому таинству».

Человек становится настоящим Христианином именно в Таинстве Причащения, открывая  своё тело, душу и сердце Христу.

Как просить у Бога прощения за грехи

Не надо думать, что простое прочтение молитв, пусть многократное и регулярное, автоматически принесёт прощение грехов. Молитва — не магический заговор, а живое общение с Господом. А потому важно осознать свою немощь и со смирением и слезами раскаяния просить у Бога помощи в борьбе с греховными страстями. Молитва должны быть подкреплена делами милости и добра.

По словам преподобного  Макария Великого:

«Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы».

В молитве Господней, которую дал Иисус Христос в ответ на просьбу учеников научить их молиться, есть слова: «и остави нам долги наши якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). А значит, одно из главных условий прощения Богом грехов есть примирение человека с его обидчиками. 

Праведный Иоанн Кронштадтский:

«…хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует».

Молитва о прощении тяжких грехов

Милость Бога безгранична. Однако есть грехи, которые наносят душе очень глубокие раны. Для их лечения нужно большое количество времени и особая молитва о покаянии в грехах и прощении. Например, это грех убийства. 

Жизнь и смерть — величайшие Божественные тайны, в которые никто не имеет права вмешиваться. Только Богу известен наилучший момент ухода человека из этой временной земной жизни. А потому убийство — это посягательство на могущество Самого Господа.

К этому страшному преступлению приравнивается также аборт. Зародыш в утробе матери является совсем маленьким, но человеком. И прерывание беременности — это ни больше ни меньше — целенаправленное убийство ребенка.

Как говорит протоиерей Андрей Ткачев:

«Аборт не аннулирует беременность, а делает женщину матерью убитого ребенка». 

С глубоким сокрушением и горячими слезами раскаяния нужно молиться о прощении этих грехов.

Молитва о прощении греха аборта 

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, Исто́чниче жи́зни и безсме́ртия, прише́дый в мир гре́шныя спасти́! При́зри на нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, вы́ю се́рдца и телесе́ пред вели́чеством сла́вы Твоея́ приклоня́ющих, согреши́хом бо, беззако́нновахом, непра́вдовахом пред Тобо́ю, но, на щедро́ты Твоя́ и ми́лость Твою́ упова́юще, со слеза́ми мо́лим: благоутро́бне и всеми́лостиве Го́споди, прости́ и поми́луй нас, любо́вь Твою́ отве́ргших, зако́н ева́нгельский попра́вших, страстьми́ ум свой ослепи́вших, чад свои́х в безу́мии уби́вших, ины́х к сему́ сме́ртному греху́ подви́гших или́ престу́пному их наме́рению не возбрани́вших.

Ве́мы, Го́споди, я́ко досто́йни есмы́ огня́ гее́нскаго и ве́чныя му́ки, но и́мамы и человеколю́бия Твоего́ о́бразы: разбо́йника, мытаря́, блудни́цу, блу́днаго сы́на, и́же покая́нием отверзе́ние двере́й Ца́рствия Небе́снаго и поми́лование улучи́вших. Те́мже ко мно́жеству щедро́т Твои́х взыва́ем: приими́ и́скреннее раска́яние на́ше и се́рдце, оскверне́нное безме́рными греха́ми, человеколю́бне очи́сти. При́зри, всеси́льне Го́споди, на лю́ди Твоя́, вразуми́ бра́тий и сесте́р на́ших, творя́щих беззако́ния; возсия́й и́стиною Твое́ю в сердца́х заблу́дших и во тьме пребыва́ющих, загради́ уста́ нечести́вая и лука́вая, детоуби́йство пропове́дующая; просвети́ ра́зум ма́терей, чад свои́х во чре́ве свое́м умерщвля́ющих; удержи́ ру́ку врача́-детоуби́йцы всеси́льною десни́цею Твое́ю; пресеки́ твори́мое крова́вое беззако́ние.

О, многоми́лостиве и долготерпели́ве Го́споди! Моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и всех святы́х, наипа́че хода́тайством святы́х му́чеников младе́нцев, в Вифлее́ме от И́рода убие́нных, да́руй нам вре́мя на покая́ние, я́ко да, по за́поведем Твои́м пожи́вше, настоя́щих зол и бу́дущих ве́чных мук свободи́мся и со благо́ю наде́ждою и и́стинным увере́нием к та́мошнему ми́ру по́йдем, прославля́юще Безнача́льнаго Твоего́ Отца́, с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Царственные страстотерпцы — жизнь и почитание
Следующая запись Молитва от обиды — как справиться с собой