Молитва о вразумлении – о чём и как просить

Ум и вразумление

В каких случаях православными христианами читается молитва о вразумлении? Чем она отличается от магического заклинания и самовнушения? Чтобы понять это, необходимо разобраться в категориях «ум» («разум») и «вразумление». Ведь эти термины имеют как мирское, так и богословское толкования. Наконец, следует понять, каково назначение православной молитвы в целом.

молитва о вразумлении
Православная молитва о вразумлении

Светский и христианский взгляды на понятие «ум»

В мирском понимании ум (разум) – способность к мышлению, рассуждению, познаванию. Этот термин обычно употребляют в качестве синонима к словам «интеллект», «сообразительность». Данное толкование присутствует и в Православии. Русский богослов 20-го века Николай Пестов говорит про «ум логики и науки»:

«Его нет у животных… Господом он дан человеку для постижения Его творений и премудрости Самого Творца вселенной. Он дан также для облегчения жизни тела человека, лишенного той физической силы и выносливости, которые дарованы Богом многим из животных».

В то же время существует иное, сугубо богословское толкование понятия «ум». В христианстве так именуется главный дар Всевышнего человеку – способность к постижению Истины и Бога. Это особый разум, которым обладает бессмертная человеческая душа. Голова, мозг выступают не источниками, а лишь инструментами, проводниками данной силы. Это «око души», позволяющее человеку познавать духовный мир и вступать в спасительное общение с Творцом. Преподобный Макарий Египетский отмечает:

«Есть ум, обращающийся и текущий к небу и ступающий путем чистых своих помышлений и достигающий на нем стезей и троп, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползущий по земле и пресмыкающийся на путях плоти… Духовный ум от плотского отличен» («Новые духовные беседы»).

Святые Отцы наставляют, что Богопознание возможно лишь для души, разум которой не помутнён греховными страстями. Ведь последние разрывают связь человека с Творцом. Грешник теряет способность духовно возрастать, живёт одними плотскими ценностями и губит свою душу. Исправить это можно лишь покаянием и усердием в христианской жизни. Преподобный Антоний Великий учит:

«У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа» («Добротолюбие», том 1»).

Ум, воля и чувства

Согласно святоотеческой традиции, ум является одним из трёх свойств человеческий души (также воля и чувство). Их иерархию и взаимосвязь можно представить в виде следующей метафоричной иллюстрации. Ум – это всадник, воля – его вожжи, а чувства – конь.

Чувства представляют собой раздражительную силу души, стремление человека к наслаждению. Эта жажда удовлетворяется созерцанием Божественной красоты. Однако чувства могут искушаться страстями. Они преодолеваются с помощью трезвения, то есть духовного бодрствования, хранения себя от греха с непрестанным обращением к Богу.

Воля является проявлением дарованной нам от Всевышнего свободы. Это желательная сила души, её стремление действовать. Воля призвана управлять желаниями и направлять их к добру. Её главное искушение – своеволие. Основным средством борьбы с ним является смирение. Нужно направлять волю на борьбу со страстями и стяжание добродетелей.

Разум – мыслительная сила души, предназначенная для Богопознания. Но если разум порабощается страстями, то он теряет эту способность и подменяется более примитивным рассудком. У грешного человека ум поражён слепотой, мешающей осознать собственное духовное падение. Поэтому необходимо очищать и просвещать ум Божьим откровением. Преподобный Антоний Великий учит, что погрязший во зле человек неразумен. Ведь подлинный разум всегда выбирает добро.

Братья Каллист и Игнатий Ксанфопулы (византийские святые, монахи-писатели) наставляли:

«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли».

Для чего нужна молитва о вразумлении?

Как мы выяснили, понятие «ум» в Православии имеет несколько значений. Собственно ум является «органом созерцания», направленным на высшую духовную деятельность, Богопознание. Разум – орудие анализа и осмысления чувственного опыта, «орган знания». Рассудок же является той душевной деятельностью человека, в которой он опирается на собственные силы для анализа, извлечения выводов и принятия решений.

Следовательно, по-разному толкуется и термин «вразумление». Так, молитвы о вразумлении сына могут выражать просьбу к Богу о прибавлении земного ума, интеллектуальных способностей.

Если речь идёт о душевной силе человека, то под вразумлением имеется в виду возвращение к человеку его духовного зрения. То есть способности различать добро и зло, совершать покаяние, идти ко Господу и спасать душу. В этом случае о вразумлении молятся за духовно заблудших людей: подверженных какому-либо греху либо же вовсе отпавших от Бога. Например, таковыми молитвами можно считать просьбы ко Всевышнему о примирении враждующих или возвращении человека в Церковь.

Христиане молятся и о собственном вразумлении. Чтобы Бог просветил, направил на верный путь в сложной жизненной ситуации. Или же помог в преодолении греховных страстей и соблазнов. Но, как уже было сказано, это возможно при условии труда человека над своим духовным состоянием. Святитель Феофан Затворник наставляет:

«У человека, к Богу обратившегося и восстановившего благодатное с Ним общение, совесть заблуждающаяся вразумляется» («Письма»).

Молитва на вразумление может адресоваться Богу, Деве Марии, какому-либо святому или ангелу-хранителю. Существуют общеупотребительные соответствующие тексты, однако позволяется выражать просьбу своими словами. Молитва об отпавших от веры традиционно совершается перед иконой Богоматери «Знамение».

Молитва о вразумлении – не заклинание и не самовнушение

Как и любой другой православный священный текст, молитва о даровании разумения не должна восприниматься магическим заклинанием или самовнушением. Это искренняя покаянная просьба к Богу, произносимая со смирением и преклонением перед Его волей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в дневниках:

«Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога… беседа творения с Творцом, благоговейное стояние души перед Ним… пища души, воздух и свет, животворная теплота, очищение грехов».

Заклинания же предполагают веру не в Творца, а в силу самих магических слов, которые произносятся механически, без участия души. Здесь нет места покаянию и смирению. Есть лишь эгоистичное стремление к гарантированному исполнению собственных прихотей без приложения усилий. Священник Валерий Духанин указывает:

«В магических заклинаниях человек пытается максимально удовлетворить себе, своим страстям и приземленным потребностям. А в молитве человек стремится осуществить в личной жизни то, что соответствует Божиему Промыслу».

Молитва о вразумлении всегда имеет конкретную Личность-адресат. Христианин знает, что его просьба услышана, даже если нет очевидного ответа. Самовнушение же не является обращением ко священной личности. Оно направлено внутрь того, кто его произносит, вглубь его сознания. Диакон Игорь Цуканов отмечает:

«Самовнушение и самогипноз предельно далеки от христианства. Христианство как раз призывает нас смотреть на вещи реально, трезво оценивая и мир вокруг, и самих себя. Только тогда у человека есть шанс изменить что-то в себе к лучшему… И здесь, конечно, не обойтись без благодатной помощи Божией, как не обойтись и без молитвы».

Молитвы о вразумлении

Иисусова молитва

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго (или гре́шную).

Молитва святителя Иоанна Златоуста

Дай, Го́споди, моему́ недосто́инству благода́ть разуме́ния, что́бы распознава́ть прия́тное для Тебя́, а для меня́ поле́зное, и не то́лько распознава́ть, но и соверша́ть, что́бы не увлека́ться и не прилепля́ться к пусто́му, что́бы сострада́ть страда́ющим и снисходи́ть к гре́шникам.

Молитва Ангелу-Хранителю

А́нгеле Бо́жий, храни́телю мой святы́й, на соблюде́ние мне от Бо́га с Небесе́ да́нный, приле́жно молю́ тя: ты мя днесь просвети́, и от вся́каго зла сохрани́, ко благо́му дея́нию наста́ви и на пу́ть спасе́ния напра́ви. Ами́нь.

Молитва ко Господу о примирении враждующих

Влады́ко Человеколю́бче, Царю́ веко́в и Пода́телю благи́х, разру́шивший вражды́ средосте́ния и мир пода́вший ро́ду челове́ческому, да́руй и ны́не мир рабо́м Твои́м, вкорени́ в них стра́х Твой и друг к дру́гу любо́вь утверди́: угаси́ вся́ку ра́спрю, отъими́ вся разногла́сия и собла́зны. Я́ко Ты еси́ мир наш и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва о вразумлении пред иконой Божией Матери «Знамение»

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Ма́ти, Богоизбра́нная Отрокови́це! Ненаде́жных наде́яние, больны́х исцеле́ние, си́рым предста́тельнице, скорбя́щим утеше́ние и ра́дость, оби́димым покрови́тельнице и всем в беда́х и напа́стях су́щим ско́рое поможе́ние и заступле́ние!

Помози́, о Ма́ти Бо́жия, и нам гре́шным в ско́рби на́шей, возвесели́ ра́достию сердца́ люде́й Твои́х; упра́ви в ми́ре и тишине́ жизнь на́шу и не да́ждь во отча́яние впа́сти. Ты бо Еди́на еси́ па́че всех святы́х и па́че всех Го́рних умо́в Предста́тельница на́ша к Бо́гу, я́ко Всеблага́го Царя́ Блага́я Ма́ти.

Те́мже мы, гре́шнии, на Пречи́стый Твой о́браз Зна́мения взира́юще, умиле́нно преклоня́ем коле́на и, благогове́йно лобыза́юще, мо́лим Тя, Благосе́рдая Ма́ти: не отри́ни смире́ннаго моле́ния на́шего и яви́ нам зна́мение ми́лости Твоея́: никто́же бо, к Тебе́ прибега́я со упова́нием, исхо́дит от Тебе́ посра́млен, но про́сит благода́ти и прие́млет дар к поле́зному проше́нию, прославля́я Сы́на Твоего́ и Бо́га, и Тебе́ с Ним, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Падение Византийской империи – духовные уроки
Следующая запись Святой Уар – особенный святой