Тем, кому нужна молитва детей об усопших родителях, необходимо понимать её значение. Что такое молитва в Православии? Это связь человека и Бога, наше искреннее и смиренное обращение к Создателю. Святитель Филарет Московский называл молитву духовным дыханием человека, которое необходимо ему для спасения. Поддерживая связь с Богом, мы сохраняем в себе Его благодать. Мы получаем силу для борьбы с грехами и страстями.
Господь никогда не оставит уповающих и любящих Его. Епископ Димитрий (Муретов) сравнивал молитву с
«золотым ключом, отверзающим нам все сокровища милосердия и щедрот Господа» («Цветник духовный»).
Православные христиане обращаются к Богу с просьбами в духовных и житейских нуждах. В молитвах верующие выражают раскаяние в грехах или благодарение за Его милости.
Особого внимание заслуживает и молитва за ближних. Апостол Пётр призывает христиан любить друг друга от чистого сердца (1Пет. 1:22). Важно понимать, что любовь не ограничивается лишь нашим земным существованием, она «никогда не перестаёт» (1Кор. 13:8). Живущие и умершие крещёные люди составляют единую живую Христову Церковь. Поэтому христиане молятся в том числе и за усопших близких, которые уже пребывают в Вечности. Например, совершается молитва об упокоении родителей.
В загробном мире человек уже не может повлиять на свою участь. Он лишь пожинает духовные плоды своей прежней, земной жизни. Тогда его бессмертная душа и материальное тело составляли одно целое. И только в таком состоянии человек был способен нравственно совершенствоваться и очищаться от грехов.
Помочь душе усопшего может молитвенное поминовение живых людей и их добрые дела. Примером богоугодного дела, совершаемого для спасения души усопшего, является милостыня нищим или храму. Преподобный Паисий Святогорец учил, что заупокойная молитва и милостыня помогают страждущей душе. Подобно тому, как помогают заключённым посылки с воли («Слова», том 4).
В основе молитвы за усопшего должны быть любовь, сострадание и смиренное упование на Бога. Ошибочно полагать, что большую пользу принесёт механическое проговаривание молитвословия. Это не волшебная формула и не магическое заклинание. Молитва об усопшей маме или папе должна твориться с верой и истекать из сердца. Священник Димитрий Шишкин также отмечает:
«Между нашим духовным, нравственным состоянием и действенностью нашей молитвы существует прямая связь».
То есть, чтобы молитва приносила плоды, нужно стараться жить в соответствии с Божьими Заповедями. Ведь и молитва об усопших родителях является прямым исполнение одной из Десяти заповедей:
“Почитай отца твоего и матерь твою…” (Втор. 5:16).
Церковная молитва о усопшем отце или матери заключается в совершении панихиды, а также в поминовении на проскомидии во время Божественной литургии. Сразу после смерти христианина принято заказывать его сорокадневное церковное поминовение (сорокоуст). Домашняя молитва за упокой души включает чтение Псалтири, Канона о единоумершем, литии для мирян и других специальных текстов.
Пятая заповедь Божья гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою…» (Втор. 5:16). Она обещает долголетие и земное благополучие тем, кто ей следует. Преподобный Ефрем Сирин учил:
«Изо всех сил своих чти отца своего, и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в таком случае не одолеют тебя лукавые бесы…» («Творения», том 1).
Приведём слова митрополита Тихона (Шевкунова) о пятой заповеди:
«Она учит нас благодарить родителей, слушать их, не осуждать, терпеть их немощи, заботиться о родителях до самой их смерти. А по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди».
Итак, молитва об усопших отцах и матерях является прямым исполнением пятой Божьей заповеди. В основе этой молитвы лежит любовь и сострадание к родителям. В ней выражается горячая мольба к Богу о прощении их грехов и упокоении душ. Таким образом, забота детей о родителях продолжается и после смерти последних.
Молитва за упокой души может совершаться когда угодно. Желательно поминать своих умерших близких каждый день в утренних молитвах. Также православная традиция выделяет особо важные даты поминовения усопшего. Это 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти. Согласно Церковному преданию, в эти дни душа предстаёт перед Богом между загробными «путешествиями» в рай и ад, а также является на предварительный суд над ней. Поминовение принято совершать и в годовщины смерти усопшего, а также в дни его рождения и именин.
В Православии существуют родительские субботы – специальные дни для общецерковного поминовения усопших родителей и других родственников. Это мясопустная родительская суббота (за неделю до Великого поста), Троицкая (накануне дня Святой Троицы) и субботы второй, третьей и четвёртой недель Великого Поста.
Также церковная молитва за усопших родителей совершается в Димитриевскую родительскую субботу (за неделю до дня памяти великомученика Димитрия Солунского), на Радоницу (девятый день после Пасхи) и на 9 мая, когда молятся за погибших в Великой Отечественной войне. В вышеперечисленные дни принято не только заказывать церковное поминовение усопших, но и посещать их могилы.
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х (имена), прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.
Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с родившими и воспитавшими мя́ роди́телями мои́ми (имена), души́ же и́х, я́ко отшедшие к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.
Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъяты бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от ни́х ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пших незабвенных для мене́ ра́б Твои́х, роди́телей мои́х (имена), но отпусти́ и́м вся́ согреше́ния и́х во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная и́ми в житии́ и́х зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй и́х и ве́чныя му́ки изба́ви.
Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усо́пших роди́телях мои́х в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши и́х в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.
Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о раба́х Твои́х (имена) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й и́м воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научившим мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение и́х о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя и́ми о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, и́ми испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й и́м Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостями в ве́чном Ца́рствии Твое́м.
Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.