Молитва является связующим звеном между Богом и человеком. Мы обращаемся к Богу со словами благодарности, когда в нашей жизни случаются радостные события. Просим о заступничестве и вразумлении, если оказываемся в сложных жизненных ситуациях. Молимся о прощении грехов, когда совесть подсказывает, что наши поступки отдаляют нас от Бога. Когда умирают близкие, к Господу возносится наша молитва за усопших.
Молитва за усопших – это один из немногих способов повлиять на посмертную участь человека. Ведь человек после смерти сам не способен ничего сделать для спасения своей души. Но близкие люди могут помочь покойному, умолив Бога о милости.
В христианстве смерть является окончанием лишь телесной жизни, душа же бессмертна. По Преданию, душа после смерти покидает тело и на 40-й день предстает пред Господом для Частного Суда. В этот момент решается ее участь до Страшного Суда. Промежуток времени между Частным и Страшным Судом дает возможность повлиять на окончательную участь души.
Святитель Епифаний, епископ Кипрский, поучает нас:
“Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего”.
Православная Церковь учит, что изменить посмертную участь человека все-таки возможно. Даже если сам он при земной жизни не принес осознанного добровольного покаяния. Родственники и близкие люди могут помочь покойному. Это делается посредством Божественной литургии, молитвы об упокоении души, пожертвований и милостыни, собственных подвигов (воздержания, смирения, покаяния) .
Спаситель говорил: “И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю…” (Ин.14:13); “И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Мф.21:22). В Откровении Иоанна Богослова говорится, что Иисус Христос “имеет ключи ада и смерти” (Откр. 1:18).
В Ветхом Завете есть упоминания о молитве за умерших. 26 глава Книги Второзакония и в 16 главе Книги Исход повествует о традиции преломления хлеба на гробах в почтение памяти покойного. В 3 главе Книги пророка Варуха есть молитва за усопших родственников о прощении грехов:
“Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою… Не вспоминай неправд отцов наших”.
В Евангелии прямых указаний на заупокойную молитву не содержится. Однако и запрета молиться за умерших также нет. В Новом Завете есть одно упоминание:
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.” (Послание к Евреям 13:7).
При этом во всех дошедших до наших дней древнейших чинопоследованиях литургии имеет место заупокойная молитва. После смерти человека ожидает не только частный суд, но и Страшный Суд после Второго Пришествия Христа. Поэтому православные верят в возможность повлиять на участь умершего. Верят, что для этого еще есть время и возможности.
Самоубийство – тягчайший грех с точки зрения христианства. Ведь убивший себя человек уже не может покаяться в том, что сам у себя отнимает Богом данную жизнь. По сути, самоубийца – вор, который посягает на Божий замысел о самом себе. Он “ворует” свою жизнь.
“Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище” (святитель Игнатий Брянчанинов).
Исключение составляют случаи, когда самоубийца был психически болен или доведен до самоубийства.
“Бог в неисповедимых путях Своего промысла попустил такое несчастие, такое насилие со стороны врага рода человеческого в отношении к человеку, лишенному разума! Бог пусть и будет единственным его Судьею… Церковь, в смирении склоняясь пред непостижимыми судьбами Божиими, предает сего человека в руце милосердия Божия как лишенного возможности бороться с насилием диавольским. Впрочем, повторяю: в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовение самоубийцы, должна решать церковь (нужно обратиться к священнику, он пояснит ситуацию), которая берет на себя ответственность пред Богом за разрешение или запрещение такого поминовения” (из дневника архиепископа Никона (Рождественского).
Молитва в Церкви за самоубийц не совершается. Однако близкие люди могут молиться домашней молитвой за покойного. Преподобный Паисий Святогорец отвечал на вопрос о самоубийцах так:
“Но мы должны много молиться за тех, кто оканчивает жизнь самоубийством, чтобы Благий Бог что-то сделал и для них. Ведь мы не знаем, отчего они наложили на себя руки, не знаем и того, в каком состоянии они находились в последний момент жизни. Может быть, в час, когда их душа выходила из тела, они покаялись, попросили у Бога прощения, и их покаяние было принято. И, может быть, их душу принял Ангел Господень”.
В православном молитвослове в конце утреннего молитвенного правила есть молитва за усопших. Ее можно использовать как основную молитву за умерших близких людей.
Также в Церкви установлены несколько субботних дней особого поминовения усопших:
Днем особого поминовения усопших считается Радоница (9-й день после Пасхи). В этот день принято посещать панихиду в храме и кладбище.
Существует благочестивая традиция в первые 40 дней после кончины читать Псалтирь, подавать милостыню.
Святитель Иоанн Златоуст говорил:
“Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня”.
Протоиерей Валентин Мордасов рассказывал:
“У одной моей прихожанки умер родственник. Он был некрещеным. Движимая чувством сострадания, эта женщина пришла ко мне и спросила: как облегчить его загробную участь? Церковная молитва за некрещеных недопустима. Поэтому я посоветовал ей раздавать за усопшего милостыню. А именно – душеспасительные книжки. Ведь, может быть, кто-то, прочитав такую книгу, примет Таинство Крещения, изменит к лучшему свою жизнь. И это будет самой богоугодной жертвой за усопшего некрещеного. Через некоторое время эта женщина пришла ко мне и рассказала, что видела умершего во сне. Он сидел и читал одну из тех книг, которые она раздавала. Значит, принял Господь эту жертву”.
Преподобный Паисий Святогорец рассказывал:
“Я знаю случаи, свидетельствующие о пользе, которую усопшие получают от молитвы духовных людей. Один человек пришёл ко мне в каливу и с плачем сказал: «Геронда, я перестал молиться за одного усопшего знакомого, и он явился мне во сне. “Ты, — сказал он, — не помогал мне уже двадцать дней. Ты забыл меня, и я страдаю”. И действительно, я забыл о нем как раз двадцать дней назад от множества забот”.
“Я, молясь обо всех усопших, вижу во сне и своих родителей, потому что они радуются молитве, которую я совершаю. Каждый раз, когда у меня в келье служится Божественная литургия, я совершаю и общую заупокойную литию обо всех усопших, молюсь об усопших королях, архиереях и так далее. А в конце говорю «и о их же имен не помянухом». А если иногда я опускаю молитву об усопших, то мои знакомые умершие являются мне. Один мой родственник был убит на войне, и я не записал его имя для поминовения на заупокойной литии, потому что оно было записано для поминовения на проскомидии вместе с другими, павшими смертью храбрых. И вот я увидел этого человека во весь рост стоящим передо мной во время заупокойной литии”.
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреста́вленнаго) раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (имя), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.
Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Молитва преподобного Льва Оптинского о самоубийцах для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.