Чтобы понять, когда и как читается молитва от блуда, необходимо понять суть этой греховной страсти. Термин «блуд» в Православии имеет несколько значений. В узком смысле это плотская связь людей, которые не состоят в законном брачном союзе. Под блудом может подразумеваться и любой иной разврат. Начиная с похоти и непристойных помыслов вплоть до супружеской измены и содомии.
Наконец, первоначальное значение старославянского слова «блуд» выясняется при буквальном переводе на современный русский язык. Это духовное «блуждание», то есть отклонение от Истины, впадение в ересь или безбожие. Телесный разврат является лишь следствием духовной дезориентации человека. Священник Игорь Сильченков отмечает:
«Блуждание – это потеря дороги, пустая трата времени и сил… Чем больше удовлетворяем страсть и потакаем греху, тем сильнее они порабощают нас. И в результате люди находят только страдания и разочарования. Блуждают вне своего пути, в греховной темноте».
Тем, кому нужна молитва от блудной страсти, следует знать, что плотское общение мужчины и женщины в рамках законного брака не является грехом и благословляется Богом. Оно укрепляет и возвышает любовь супругов, делает их одним целым (Еф.5:31). Но половая активность до или вне брака противоречит замыслу Творца о человеке. В основе блуда лежит эгоизм и безответственность, желание как можно быстрее удовлетворить инстинктивные желания. При этом благословлённая Богом связь ради продолжения рода превращается в низменную, животную потребность. Священник Валерий Духанин говорит о блуде:
«Это преждевременное вкушение того, что уместно лишь в свое время и в своем месте… Подлинный брак предполагает взаимную ответственность и обязательства. В интимных внебрачных отношениях взаимная ответственность сводится к минимуму. А познание друг друга вершится почти по единственной мерке – мерке собственной постели».
Блудник нарушает духовный закон, оскверняет свои тело и душу и отлучает себя от Творца. Все развратники творят мерзость перед Всевышним и потому не наследуют Божье Царство (1Кор. 6:9-10). Согрешающий блудом словно погружается в ёмкость с нечистотами (Иоанн Златоуст, Полное собрание творений, т. 10).
От блудного греха предостерегает 7-я ветхозаветная заповедь (Исх.20:14). В Новом Завете Господь выводит её на новый уровень, предостерегая даже от мысленного блуда (Мф.5:28). Ведь благодаря Христу человеческая природа обожилась, освободилась от власти зла, стала сосудом для Божьей благодати (1Кор. 3:16–17). Теперь мы призваны стать участниками Вечной Жизни, но это невозможно без соблюдения духовной чистоты. Молитва от блудных помыслов – одно из средств её обретения. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
«В Новом Завете [грех блуда] получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним… Блудный грех – залог неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием» («Полное собрание творений, том 1»).
Как бы ни согрешил человек, Господь ждёт от него покаяния. Христос не осудил и отпустил приговорённую к смерти падшую женщину. Он лишь призвал её не возвращаться к греху (Ин.8:11). Святитель Феофан Затворник отмечает:
«Всякая нравственная проказа тотчас сходит, как только припадет кто к Господу с верой и покаянием… Во всякой непреодолимо являющейся страсти враг овладевает душой, но он тотчас отбежит, как только совершишь, с Божией помощью, поворот внутри» (Собрание творений).
Святые Отцы наставляют, что побороть блудную страсть возможно, лишь подчинив плоть душе и освятив своё естество спасительной Божественной благодатью. Необходимо уклоняться от соблазнов, укрощать тело постом и физическими трудами. Следует своевременно отсекать в зародыше нечистые помыслы, регулярно исповедоваться, причащаться и, конечно, молиться. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин учит:
«Одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты, если не будут предшествовать сокрушение духа и постоянная молитва» («Писания»).
Приведём также наставление преподобного Ефрема Сирина:
«Если во время работы потревожит тебя дух блуда, не обленись простереть руки свои на молитву, и молитва веры противостанет за тебя» (Творения, том 1).
Искренняя горячая молитва соединяет человека со Всевышним, призывает Его благодать, освящает и преображает душу. Следует помнить, что для Бога важен настрой нашего сердца, вера и покаяние. А не автоматическое проговаривание священного текста. Это касается и тех случаев, когда читается молитва от блуда мужа.
Помощи для борьбы с блудом просят у Господа, Богородицы и святых. Традиционно покровителями страдающих от этой страсти почитаются преподобные Мария Египетская, Иоанн Многострадальный, Моисей Угрин, мученица Фомаида. Обращаться можно и к любому другому святому, в том числе своими словами. Например, некоторыми читается молитва Матронушке от блуда.
Исповедь – Церковное Таинство (священнодействие), в котором христианин в присутствии священника-свидетеля кается перед Богом в совершённых грехах. Если покаяние было искренним, с твёрдым намерением трудиться над собой, Господь прощает грешника и дарует ему спасительную благодать. Она помогает христианину бороться со страстями и духовно совершенствоваться. Священником на Исповеди читается специальная разрешительная молитва, которая является видимым свидетельством отпущения грехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит:
«Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение. И, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости» (из книги «В помощь кающимся»).
Блудные грехи, как и любые другие, на Исповеди принято называть конкретно, но кратко, без подробностей. Регулярно очищаясь в Таинстве Исповеди, христианину намного легче искоренять в себе эту страсть. Приведём слова преподобного Паисия Святогорца:
«Диавол не обладает никакой силой над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся… К чистому созданию Божию диавол не приближается» («Слова», том 1).
Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что Бог и так знает все наши грехи. Но Таинство Покаяния помогает нам лучше осознать своё духовное состояние. Также нередко именно стыд исповеди останавливает человека от повторных блудных падений. Тем же, кто не находит в себе решимости признаться перед священником в подобных грехах, святой советует:
«Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим» (Творения, том 2).
Бо́же Вседержи́телю, всю тва́рь прему́дростию созда́вый, мене́, па́дшаго мно́гими согреше́ньми, Твое́ю воздви́гни руко́ю: пода́ждь ми Твою́ по́мощь, и сподо́би мя от мирски́х свободи́тися искуше́ний, от диа́вольских сете́й, и от плотски́х похоте́й. Умилосе́рдися и прости́ ми вся, ели́ка Ти согреши́х во вся дни живота́ моего́; пома́жи ду́шу мою́ еле́ем благода́ти и щедро́т Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, с Ним же Тебе́ и Свято́му Ду́ху подоба́ет вся́кая сла́ва во ве́ки. Ами́нь.
О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́, Ты еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цвет чистоты́. О Богороди́тельнице! Ты ми помози́, немощству́ющему плотско́ю стра́стию и боле́зненну су́щу, еди́но бо с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га име́ю заступле́ние. Ами́нь.
О, вели́кая Христо́ва уго́днице, преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющия.
Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щим – утеше́ние, неду́гующим – исцеле́ние, па́дшим – возста́ние, заблу́ждщим – укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам – заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ – ве́чное упокое́ние, всем же нам в де́нь стра́шнаго Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ ми́ра услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иоа́нне, не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бы́сть благода́ть за ны моли́тися.
Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый.
А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно прейде́м от земли́ на не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.