Каждому человеку знакомо чувство страха. Это боязнь потери хорошей работы, гнева начальника, болезней, вредных продуктов питания, путешествия на самолетах, природных катаклизмов, конца света и так до бесконечности. У каждого человека собственный страх и своя реакция на него. Нередко взрослые и дети подвергаются кратковременному страху — испугу. В этот момент срабатывает безусловный (бесконтрольный) рефлекс организма, происходит оцепенение, паралич душевных сил. Нарушается психика, теряется способность нормально реагировать на происходящие события и принимать правильные решения. Обычно о таком человеке можно услышать: «он замер от страха», «впал в оцепенение»… Что нужно сделать, чтобы избавиться от страха? Как его преодолеть? Какая в Православии есть молитва от испуга?
Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, следует разобраться, откуда и как в мире появился страх.
Страх не свойствен созданному Богом человеку. Это приобретенное в результате действий наших прародителей состояние. Оно является следствием грехопадения первых людей. Съев запретный плод, Адам и Ева от страха перед Господом скрылись в листве деревьев и пытались найти себе оправдание (Бытие, 3:6-13). Как результат отдаления от Бога поврежденная грехом природа человека оказывается во власти страха. Страх мешает покаянию. Поработив человека, страх толкает на совершение новых преступлений.
Трагическим примером может послужить поступок царя Ирода, описанный в Евангелии от Матфея (глава 2). Когда Ирод узнал от мудрецов, пришедших с Востока, о рождении Нового Царя, его охватил страх потери своей власти. Не получив от волхвов сведений, он отдал приказ умертвить в Вифлиеме и его окрестности всех младенцев младше двух лет (около 14 тысяч детей).
Страх иудейских первосвященников потерять авторитет и духовную власть над иудеями выразился в требовании у Понтия Пилата предать распятию Иисуса Христа (Евангелие от Иоанна, 11).
Пускай не каждого человека страх может довести до убийства. Но от этого духовного паралича происходят много других «мелких» грехов — обман, ложь, притворство. К тому же страх влияет на психическое состояние человека, делая его раздражительным, нервным, эмоционально неуравновешенным. Как же бороться с этим состоянием страха, которое отдаляет человеческую душу от Создателя?
Православное мировоззрение различает две разновидности страха. Первая — так называемый животный, естественный страх. Он называется еще инстинктом самосохранения. Это сигнал, предупреждающий об опасности и побуждающий к активным действиям ради спасения собственной жизни. Он присущ как человеку, так и животным.
Абсолютно другая природа у религиозного страха, имеющего сдерживающую силу перед совершением чего-либо.
«Религиозный страх — своеобразная духовная категория. Он не «исключающий», «избегающий» объекта страха, а, напротив, «устремляющийся» к Нему — к Богу. Этот страх, а точнее, глубокое чувство благоговения, построен на осознании того, что в мире есть Тот, Кто обладает властью поставить «финальную точку» в твоей жизни. Тот, Кто стоит над тобой, и ты перед Ним – всего лишь ты, и только.
Этот страх скорее напоминает восхищение, переживание возвышенного, невероятного. Того, что не вмещается ни в сознание, ни в сердце, что превосходит тебя во всех измерениях. Страх Божий – трепет перед тем, что «над тобой», чему ты поклоняешься. Это безоговорочное признание того, что не ты — Господь Бог» (протоиерей Павел Великанов).
По мнению Святых Отцов, страх, толкающий на совершение необдуманных действий, указывает на маловерие. Это состояние недоверия Творцу, Который заботится о своем создании. Сам Спаситель указывает апостолам, когда те испугались бури на озере: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Евангелие от Матфея, 8:26).
Святитель Николай Сербский (1881-1956) так поясняет проявление маловерия при страхе:
«У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле. Земля приносит быстрые плоды, а плодов слова Божия надо ждать. При этом боязливого терзает сомнение: “Дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим?”. И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает. И слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю».
Избавиться от мучающего чувства страха, полученного «в наследство» от прародителей и взращенного в грехах, сложно, но возможно. Средство для «исцеления» дано самим Господом: «Не бойся, только веруй» (Евангелие от Марка, 5:36). Страх изгоняется верой. Только вера способна дать силы надеяться, что Кто-то может помочь, довериться Ему, неиссякаемой Источнику всех благ. Чем больше душа тянется к Богу и находится в Его любви, тем все меньше места для страха находится в душе человека.
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (Евангелие от Иоанна, 4:18).
Однако душа человека может быть подвержена «страхованием». Когда нечистые духи пугают, пытаясь подорвать доверие человека ко Господу. Чтобы не быть «жертвой» таких страхов, Святые Отцы советуют стараться не отдаляться от Бога. Это означает хранить душу свою в чистоте от грехов.
«Какими демоны нас находят, пpиходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам… Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как pазбойники, нашедшие неохpаняемое место, и что сами в себе думаем, то и пpоизводят в большем виде. Если видят нас стpашливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь пpивидениями и угpозами, и наконец – бедная душа мучится тем. Но если найдут нас pадующимися о Господе… и pассуждающими, что все в pуке Господней, что демон не в силах побоpоть христианина и вообще ни над кем не имеет власти, то, видя душу, подкpепляемую такими мыслями, демоны со стыдом обpащаются вспять» (преподобный Антоний Великий, 2-3 век).
Страх воображаемой беды, грозящей неведомыми злоключениями, возможно преодолеть только с помощью Божьей. Это возможно лишь находясь в непосредственном общении с Ним. Для православных главный способ такого взаимодействия — молитва. Она помогает перенаправить душевные силы человека для качественного изменения отношения к природному страху. Для верующего человека страх служит сигналом для поиска оптимального способа преодоления возникшей опасности. Только искренняя молитва ко Господу помочь в этом.
«Надо сказать, что любая молитва является, в первую очередь, не заклинанием, а живым разговором с Богом. Древние подвижники не читали молитв по молитвослову, а молились от своего сердца. Нам, простым людям, зачастую не хватает высоких слов в обращении к Господу. Однако следует помнить – для того, чтобы обратиться к Богу со всей отдачей, нам достаточно использовать молитвы, которые оставили нам святые угодники Божие» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).
В Православии отсутствует «специализированная» молитва от испуга и страха. Святые Отцы советуют в этом случае прибегать к чтению псалмов. Так, например, преподобный Арсений Каппадокийский предлагал читать 9 псалом, когда бесы пугают по ночам. Важно не забывать и про такое священное оружие, как Крест Господень.
«Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (святой Иоанн Дамаскин, 675-780).
Однако подобные советы по преодолению страхов относятся к взрослым людям. Но как быть с детьми? Как их уберечь от испуга и страха? Какая в Православии есть молитва от испуга ребенка?
Специалисты-психологи утверждают, что детские страхи (например, боязнь темноты) чаще всего следствие неправильного поведения взрослых. Если фобии все же появились, то каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Нередко может понадобиться помощь психолога. Но прежде всего, нельзя забывать, что это душевное психическое повреждение должно лечиться соответствующими «лекарствами». То есть молитвой родителей к Богу, участием детей в церковной жизни. В первую очередь — в Таинстве Причастия.
«Болезни души не лечатся уколами или электрошоком. Они лечатся духовными средствами: молитвой, постом, покаянием, причащением святых Христовых Тайн, чтением Слова Божия и вразумлением в оном с помощью святых Отцов. Каждому из нас понятно, что легче лечить болезнь в начальной стадии, чем бороться с уже запущенным недугом. А еще лучше вообще не допускать заболевания. Но ведь ребенок рождается уже с первородным грехом, душа младенца уже поражена душевным недугом. Поэтому-то и надо приносить младенцев в храмы Божий и причащать их святых Тайн. Потому что для души, тем более для души младенца причащение — единственная и совершенно необходимая духовная пища, способствующая укреплению и возрастанию» (священник Олег Нецветаев).
Родительская молитва от испуга младенца — это не заговор от испуга, который моментально исцелит от боязни темноты или ночного недержания мочи. Это прежде всего обращение к самому Господа, Который по своему милосердию всегда готов оказать помощь.
«Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от нужды. Но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение. Господь желает испытать, насколько искренне и сильно желание, насколько реально осознание своей беды. Наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой: «По вере вашей да будет вам» (Евангелие от Матфея, 9:29)» (схиигумен Сергий Златоустов).
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся, рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща {от нападе́ния} и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши.
Я́ко Ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ {селе́нию твоему́}: я́ко А́нгелом свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.