Каково значение молитвы в Православии? И существует ли молитва от измены мужа? Согласно наставлениям Святых Отцов (выдающихся богословов прошлого), искренняя и смиренная молитва – это «беседа с Богом и созерцание невидимого». Без неё невозможна подлинная христианская жизнь.
С помощью молитвы мы можем просить у Господа и святых помощи в спасении души, выражать слезное раскаяние или радостно восхвалять Творца. Христиане также уповают на Бога в преодолении житейских трудностей, среди которых и семейные распри. Внешние мотивы для молитвы могут быть совершенно разные. Но все их объединяет любовь ко Господу и стремление впустить Его в свою жизнь. Святитель Феодор Эдесский называет подлинную молитву крепкой стеной и благостным пристанищем, охраной добродетелей и истреблением страстей, очищением ума и утешением плачущих («Добротолюбие»).
Святой Преподобный Ефрем Сирин наставляет:
«Пребывайте в молитве. Господь любит постоянного молитвенника и являет ему свои щедроты» («Творения», том 2).
Священник Валерий Духанин отмечает, что не так важно, получим ли мы просимые земные блага. Ведь главное в молитве – сама благодатная связь с Господом. Об этом говорит и преподобный Иоанн Лествичник:
«Само пребывание в молитве есть уже приобретение. Какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» («Лествица»).
Интимная связь законных супругов благословлена Богом, в ней нет ничего греховного. Она делает мужа и жену «одной плотью» (Быт.2:24), укрепляя и возвышая их отношения. Плотское общение способствует зарождению новой жизни и исполнению заповеди о продолжении рода (Быт. 1:28). В Новом Завете сказано: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13:4). Но эти слова продолжаются предостережением: «Блудников же и прелюбодеев судит Бог».
Блуд и прелюбодеяние являются смертными грехами, то есть особо тяжкими, ведущими нераскаявшуюся душу к погибели. Понятие «блуд» означает любое развратное поведение, в том числе и плотскую связь вне брака. Прелюбодеяние же является блудным грехом именно против семьи. Это супружеская неверность или половая связь с замужним/женатым человеком.
Тем, кому нужна «молитва, чтобы муж не изменял», следует знать: измена невенчанных супругов также является прелюбодеянием. Да, Церковь призывает христиан освящать брак Венчанием. Но она признаёт полноценным и тот союз, который зарегистрирован лишь государством.
О недопустимости супружеской измены говорит шестая ветхозаветная заповедь (Исх. 20:24). В Новом же Завете Христос выводит заповедь на новый уровень, предостерегая даже от зрительного и мысленного прелюбодейства:
«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).
Благодаря искупительной жертве Спасителя, мы стали священными сосудами для Духа Святого. Прелюбодейство же оскверняет человека и отдаляет его от Господа и спасения. Это осознанное и эгоистичное попрание благословлённого Богом супружества, предательство второй половины и детей. Оно растлевает тело и душу, разрушает семьи и судьбы. Приведём слова протоиерея Александра Ильяшенко:
«В первые века христианства прелюбодей для покаяния отлучался от причащения на 15 лет. За убийство человек отлучался на 20 лет. С точки зрения Церкви тяжесть этих грехов вполне сопоставима. Изменив, ты никого не убил физически, но ты убил семью, уничтожил сверхличностный организм».
В Интернете можно найти множество якобы религиозных текстов с заголовками наподобие «Молитва от измены мужа сильная». Православным христианам следует избегать их. Вот, что о таких сочинениях говорит протоиерей Андрей Николаиди:
«Это не церковные, богодухновенные молитвы, а оккультные заговоры, в которых полная бессмыслица перемешивается с откровенной ересью».
Православная молитва проникнута благоговением, смирением и покаянием. Она подразумевает участие души. Заговоры же и заклинания нацелены на механическое проговаривание и автоматическое исполнение прихотей. Протоиерей Павел Великанов отмечает:
«В магическом сознании Господь отсутствует. Он не интересен».
Подобные тексты могут использовать православную лексику, но их суеверная примитивная суть от этого не меняется. Иерей Виктор Никишин наставляет тех, кому нужна «молитва, чтобы муж не изменял и любил жену»:
«Молитва – это не заклинание, которое построено на правильном воспроизведении определенного текста. Это живой разговор с Господом».
Подлинная молитва – это смиренное упование на Бога, а не стремление подчинить себе волю другого человека. Поэтому в Православии нет специального текста от измены мужа. В подобных проблемах лучше молиться о сохранении семьи, умножении любви, а также о вразумлении и исправлении супруга. Ведь одного воздержания от измен недостаточно. Нужно, чтобы подверженный искушениям человек изменился духовно.
Покровителями брака и супружеской верности православная традиция почитает святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию Муромских. Но просить помощи в семейных проблемах можно у любых других праведников и, конечно же, у Господа и Богородицы. Преподобный Арсений Каппадокийский советовал христианам в подобных скорбях прибегать к псалмам 10 и 43.
Тропарь, глас 4
Сою́зом любве́ апо́столы Твоя́ связа́вый, Христе́, и нас Твои́х ве́рных рабо́в к Себе́ тем кре́пко связа́в, твори́ти за́поведи Твоя́ и друг дру́га люби́ти нелицеме́рно сотвори́, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Кондак, глас 5
Пла́менем любве́ распали́ к Тебе́ сердца́ на́ша, Христе́ Бо́же, да то́ю разжига́еми, се́рдцем, мы́слию же и душе́ю, и все́ю кре́постию на́шею возлю́бим Тя, и и́скренняго своего́ я́ко себе́, и повеле́ния Твоя́ храня́ще сла́вим Тя, всех благ Да́теля.
Влады́чице Преблагослове́нная, возьми́ под Сво́й покро́в семью мою́. Всели́ в се́рдца супру́га моего́ и ча́д на́ших ми́р, любо́вь и непрекословие всему́ до́брому; не допусти́ никого́ из семьи́ мое́й до разлуки и тя́жкаго расставания, до преждевременныя и внеза́пныя сме́рти без покая́ния. А до́м на́ш и все́х на́с, живу́щих в не́м, сохрани́ от о́гненнаго запале́ния, воровскаго нападе́ния, вся́каго зла́го обстоя́ния, разнаго страхова́ния и диа́вольскаго наважде́ния. Да и мы́ ку́пно и разде́льно, я́вно и сокрове́нно бу́дем прославлять и́мя Твое́ Свято́е всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Влады́чице Преблагослове́нная, возьми́ под Сво́й покро́в семью мою́. Всели́ в се́рдце супру́га моего́ и ча́д на́ших ми́р, любо́вь и не прекословие всему́ до́брому; не допусти́ никого́ из семьи́ мое́й до разлуки и тя́жкого расставания, до преждевременной и неожиданной сме́рти без покая́ния. А до́м на́ш и все́х на́с, живу́щих в не́м, сохрани́ от о́гненнаго запале́ния, воровского нападе́ния, вся́кого злого обстоя́ния, разного устрашения и диа́вольского наважде́ния. Да и мы́ вместе и разде́льно, я́вно и сокрове́нно бу́дем прославлять и́мя Твоё Свято́е всегда́, ны́не и всегда, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена́), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотребная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну.
Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в.
Перевод: О, угодники Бога, благоверные князь Пётр и княгиня Феврония, к вам мы прибегаем и к вам с крепким упованием молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святые ваши молитвы к Господу Богу и испросите у Его благости всё то, что благопотребно нашим душам и телам: праведную веру, благую надежду, нелицемирную любовь, непоколебимое благочестие, преуспевание в добрых делах. И исходатайствуйте нам у Небесного Царя благополучную жизнь и добрую христианскую кончину.
О, святые чудотворцы! Не пренебрегайте нашими молитвами, но будьте о нас всегда предстателями перед Господом, и сподобите нас с вашей помощью получить вечное спасение и наследовать Царство Небесное, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святого Духа, в Троице покланяемого Бога во веки веков.