Молитва от курения — как победить табак

Опасность курения

Не секрет, что курение наносит вред физическому здоровью. Эта вредная привычка способствует развитию многих опасных заболеваний, вплоть до рака легких и гортани. Однако помимо физического ущерба тяга к табаку наносит и психологический, духовный вред. Поэтому рано или поздно у каждого курильщика возникает побуждение прекратить курить. Для этого пытаются использовать самые разные средства. В ход идут медицинские препараты и психотерапия. Однако у верующих есть ещё одно мощное средство — молитва от курения.

молитва от курения
Молитва от курения

Курение — грех?

Для приходящих к вере курильщиков неизбежно возникает вопрос: как Православие относится к курению?

Ни в Священном Писании, ни у древних Святых Отцов ничего не сказано по поводу курения. Тогда, возможно, тяга к сигаретам — это всего лишь небольшая слабость? Может быть, эта привычка простительна и не имеет духовного значения? Или все же зависимость от табака — грех, с которым необходимо бороться?

«Грех — с какой точки зрения? Ведь грехов гораздо больше, чем названо в Библии. И такого свода грехов, который был бы принят всей Православной Церковью, тоже нет. Если мы поставим задачу найти лазейку в формальных правилах, то докажем, что курение — не грех. Не запрещено — значит разрешено. Но дело в том, что духовная позиция не опирается на пункты канонических правил. Подлинное православие — в духе. И с духовной точки зрения курение, конечно же, совершенно неприемлемо. Это привычка, затрудняющая духовную жизнь» (протоиерей Андрей Лоргус).

Духовная опасность табака

Причин, побуждающих человека начать курить, можно отыскать множество. Например, у ребенка, взявшего сигарету, на первом месте желание показать себя «крутым» и «взрослым». Курение у девушек зачастую связано с желанием быть в центре внимания. Или показать вместе с сигаретой маникюр и кольца. Взрослый человек может иметь различные мотивы: от желания снять стресс, расслабиться до простого поиска поводов к общению. Мотивы у каждого человека свои. 

«Курение и всякий наркоз затмевают наше чувство чистоты, целомудрия. Первая папироса — первое падение, потеря чистоты. Не ложное пуританство, а непосредственное чувство и глубокое убеждение в этом побуждают меня это тебе сказать. Спроси всякого курящего — несомненно, начало курения было для него в каком-то смысле падением. Психологически — курение открывает дверь всему запрещенному, порочному» (священник Александр Ельчанинов).

Однако результат курения практически всегда один — нарастающая тяга к табаку, перерастающая в настоящую зависимость. С православной точки зрения любая зависимость порабощает волю человека.

«Воля человеческая по сути находится между двумя волями — Божественной и диавольской. Задача человека состоит в том, чтобы направить свою волю в согласии с волей Божественной и ни в коем случае не позволить ей согласиться с волей злых сил. То, к чему направить свою волю, зависит от самого человека» (патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Молитва от курения: курить или не курить?

Поэтому курение признается духовной страстью, которая к тому чревата явным вредом здоровью человека.

«Курение — страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно так, как, скажем, есть, пить, иметь семью. Наверное можно сказать, что курение — некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы — курение благовонного фимиама, весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана — употреблению зловонного диавольского зелья» (преподобный Никодим Святогорец, 1749-1809).

Курение способствует расслаблению души, умножению и усилению человеческих страстей. 

«Духовный смысл курения и всех мелких “оправдываемых” противозаконий духа есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих “нервов”, как говорят иногда)… “Успокаивание” это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения Духа. Это успокоение — мираж. Сейчас — пока есть тело — его надо возобновлять постоянно. После — это наркотическое успокоение будет источником мучительной плененности души» (архиепископ Иоанн Шаховский, 1902-1989).

Как бросить курить?

Американский писатель Марк Твен (1835-1910) в гениальном каламбуре описал трудность избавления от табачной зависимости:

“Бросить курить очень легко. Я бросал сто раз, до сих пор курю”. 

Бросить курить для многих является серьезной проблемой и тяжёлым трудом, физическим и моральным. Не каждый курящий человек может сразу отказаться от сигарет. У бросающего курильщика появляются побочные эффекты. Это сильная тяга к никотину, раздражительность, агрессия, плохое настроение, проблемы с концентрацией внимания.

Христиане верят, что совершить перемены в жизни возможно с Божьей помощью. Но «мгновенная» победа — помолился, проснулся и уже нет тяги к табаку — достается далеко не всем. Это настоящее чудо, которому есть место и в наши дни. Но чудеса не случаются каждый день и со всеми. Добровольно попав в сети зависимости от сигарет, человек должен приложить немало собственных усилий и трудов, чтобы выбраться из нее. Если человек покажет свое смирение и решимость бороться, тогда Милосердный Создатель подаст силы победить страсть. 

Преподобный Амвросий Оптинский в письме одному заядлому курильщику дал следующий совет:

«Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы».

Молитва от курения

Молитвенное обращение верующего ко Господу помогает побороть табачную зависимость. Но православная молитва против курения — это не колдовство или кодирование. Главным условием является воля человека бороться со страстью и зависимостью, искренняя надежда на Милость Божью. 

«Надо помнить, что страсть можно преодолеть постепенно. И человек должен проявить усилие воли и показать Богу, что он хочет быть свободен от страсти. Но свободу от страсти дает Сам Бог.  Человек может много лет усиленно бороться с этой страстью. Но когда Бог увидит настоящее желание человека освободиться от страсти, он подаст ему исцеление» (иерей Алексий Шляпин).

Чтобы бросить курить для верующего нужно не только искренняя молитва, но и постоянное участие в церковных Таинствах Исповеди и Причастия.

«Если человек одержим страстью курения, не нужно бояться причащаться. Потому что мы не можем без Божией благодати справиться со своими страстями. Господь говорит: «без Меня не можете творить ничесоже» (Иоан.15:5). Значит, мы должны получать Божью помощь, прибегая к Святым Таинствам» (иерей Валентин Цикулаев).

Борьба с табачной зависимостью

В начале 1990-х годов москвич Андрей начал воцерковляться. В 1995 году он принял решение избавиться от табакозависимости, хотя до этого курил более 20-ти лет. При посещении Серпуховского мужского монастыря (Московская область) мужчина молился Божией Матери перед Ее чудотворным образом «Неупиваемая Чаша». После водосвятного молебна Андрей запасся святой водой и вернулся домой. Однако ежедневное употребление святой воды мгновенного результата не дало — тяга к курению не исчезла. 

По совету духовника Андрей стал уменьшать количество выкуренных сигарет в день. За три месяца ему удалось уменьшить количество с 20-30 сигарет в день до 10. Все это время мужчина по несколько раз в день читал молитву преподобному Амвросию Оптинскому. Для удобства Андрей составил себе график курения. И когда появлялось сильное желание курить во вне установленное графиком время — читалась молитва. Затем по благословению духовника были устроены «дни здоровья» — полный отказ от курения в дни Причащения.

Со временем он «приучил» себя курить только по одной сигарете в день. Андрей просил помощи у мощей преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Последнюю сигарету он выкурил после Великого Канона Андрея Критского, читаемого в храме на первой недели Великого поста перед Пасхой. Через неделю мужчина заметил, что по милости Божией у него прошла тяга к табаку, а в душе воцарилось спокойствие. Так, усиленная борьба с курением длилась целый год. Но закончилась победой и началом новым здоровым образом жизни.

Православные молитвы от курения

Молитва недугующего страстью курения

Многомилостивый Господи! Услыши прошение мое, прими молитву недостойного раба Твоего, не возгнушайся язв моих, не отвратись от мене. Якоже иногда еси исцелил сребролюбивую душу Закхея мытаря, исцели и мою душу, болезнущую многими страстьми и бедами. Господи, вонми гласу моления моего, услыши стенания и жалкий вопль мой.

О, горе мне, горе мне грешному, поелику уподобляюсь идолопоклонникам, не стыжусь воскурять фимиам бесовский, не стыжусь оскорблять Тебя, Господи, лукавством сердца моего. Искушаю Тебя чрезмерной надеянностью на Твое долготерпение.

Стоя во Святем Храме Твоем, ублажаюсь благоуханием ладана, а по часе паки таяжде услаждаюсь курение зловония. Оскверняю уста мои и сими же устами глаголю словеса хвалебные к Тебе. Аки пес возвращается к своей блевотине, тако же аз греху служу. Всем бо яко грех есть сие, но не имам дерзновения отрещися мзды наемничей.

Многомилостивый Господи! Снизойди моей немощи, прости мое непотребство, укрепи мя, даждь ми терпение и мужество душевное, не остави мене, не даждь мне погибнути в тине греховней, Спаси, Господи! Погибаю! Яко же иногда еси, Господи, исцелил, по молитвам Пречистой Матерее твоея, некоего мужа Сергия – исцели и мене недостойного.

Якоже иногда еси Господи, избавил, по молитвам преподобного Амвросия Оптинского от скверной привычки некоего Алексея Московского – избавь и мене окаянного. Якоже иногда еси Господи, свободил, по молитвам святых отец Киево-Печерских, от давлеющей страсти некоего Максима и поставил его служити Тебе во Святем Храме Твоем – темже и мене сквернаго и нечистаго свободи, и даждь ми послужити правде Твоей, и поработати без лености тощно Тебе Господу моему Иисусу Христу во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому о избавлении от страсти табакокурения

Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, уцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Тропарь

Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам нашим.

Кондак

Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Предыдущая запись Валаамская икона Божией Матери
Следующая запись Защитные молитвы — как и от чего защищают