Современный человек ежедневно подвержен множеству страхов. Аврал на работе, вокруг болезни, очередной террористический акт, а ученые предсказывают скорый конец света. Все это помимо воли вселяет в человека чувства паники и тревоги. Люди записываются на консультации к психологам, прибегают к антидепрессантам, посещают различные курсы и тренинги. При этом никакие многочисленные усилия не помогают современному человеку справится с грузом страхов и волнений. Православный христианин знает, где найти истинный покой. Потому он прибегает к Богу в молитве и доверии к Нему. Рассмотрим, как Православие относится к страхам, и какая молитва от страха и тревоги существует у христианина.
«Страх причиняет большой вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия, и без болезни болезнь приключается» (преподобный Макарий Оптинский).
Согласно словарю, страх — это угнетающее человека чувство тревоги и паники, внутреннее беспокойство, вызванное мнимой или реальной опасностью.
С одной стороны, некоторое чувство страха полезно и заложено в человеке Богом. Оно необходимо, чтобы избежать напрасной опасности. Так, например, здоровый страх заставляет не умеющего плавать человека не заходить глубоко в воду. Порожденная этим страхом осторожность побуждает начинающего водителя не использовать в вождении крутые манёвры.
Однако чаще всего гнездящиеся в душе страхи являются надуманными и преувеличенными. Человек боится заболеть, состариться, остаться один. Он страшится темноты и насекомых, злого начальника и просто неизвестности завтрашнего дня. Человек боится самой жизни.
«Страх – это очень мучительное состояние, оно даже хуже того, чего мы боимся. И именно страх в большинстве случаев и убивает, а не само по себе то, что его вызвало» (игумен Нектарий Морозов).
Святые Отцы причиной всех страхов называют самомнение и гордость. Надежда только на свои силы и желание все контролировать не оставляют в душе места для Божьей помощи и благодати. А без Бога человек теряет опору и точку равновесия. События даже пятиминутного будущего не подвластны никому, кроме Господа.
Человек, стремящийся сам все предугадать и спланировать, неминуемо столкнётся с непредвиденными обстоятельствами, которые посеют панику и тревогу в его душе. Без упования на Бога человек будто стоит на раздорожье, подверженный всем ветрам опасностей и страхов.
«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней» (преподобный Иоанн Лествичник).
Страх в различных его проявлениях толкает человека на необдуманные поступки и даже преступления. Этому имеется немало подтверждений как в судьбах отдельных людей, так и в истории всего человечества.
Самого Христа еврейские священники и служители приговорили к крестной смерти из боязни потерять свою власть и авторитет. А в советское время страх за своё благополучие вынуждал людей писать доносы на близких.
Для православного христианина оправдан только один страх — страх Божий. И это не значит, что он боится Господа как злого Судию, беспощадно карающего за проступки и прегрешения. В первую очередь, это боязнь обидеть и причинить боль Тому, Кого сильно любишь. Потому такой человек из страха потерять духовное общение с Господом стремится исполнять Божьи заповеди и повеления.
«Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такую душу, и обитает, и пребывает в ней, и делается как бы стражем ее, и гонит прочь все другие страхи» (преподобный Ефрем Сирин).
Также преподобный подмечает, что наличие страха Божия помогает избавиться от других житейских волнений. Ведь если в нас живет настоящая любовь к Господу, значит, мы всецело доверяем Ему и Его попечению о нас. Об этом также свидетельствует апостол Иоанн, говоря: «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18).
Недаром Господь Иисус Христос часто обращается к окружающим его людям с призывом ничего не бояться. «Не бойся, только веруй» — говорит Спаситель начальнику синагоги, услышавшему о смерти своей дочери (Мк.5:36). «Не бойся» — услышал апостол Петр, когда Господь совершил чудо с уловом рыбы на Генисаретском озере (Лк.5). Слова «не бойся, малое стадо!» (Лк.12:32) из проповеди Иисуса до сегодняшнего дня звучат для всей Церкви Христовой.
Потому православный христианин не должен поддаваться панике и волнениям. Парализуя человека, страх делает его неспособным адекватно оценить ситуацию и принять правильное решение. Напуганный человек, всюду ожидающий подвоха и неприятностей, не в состоянии оказать помощь ближнему и творить дела милосердия. Боязливость — это территория, на которой нет Бога. Страх подобен цепкой паутине. Он оплетает душу и сердце человека, закрывая от него в итоге Божественный Образ и Свет.
Главная причина наших тревог и волнений — отсутствие полного доверия Господу. На недостаток веры как корень страха указал Сам Христос. Обращаясь к ученикам во время застигшей их бури на Галилейском море, Он спросил:
«Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8:26).
Настоящая вера позволяет преодолеть любые страхи. Ведь тогда мы предаем себя в руки своего Творца, который безгранично любит нас и желает лишь нашего спасения.
«Все строит Господь, и наилучшим для нас образом» (святитель Феофан Затворник).
По словам Христа: «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:29). А значит в жизни человека не происходит ничего случайно, без Божественной на то воли. Даже тяжелые и скорбные ситуации по Промыслу Божьему являются путеводителями для человеческой души в Царство Небесное.
«Христианин не должен страшиться и мучиться в опасностях, колеблясь в упованиях на Бога. Ему надо быть смелым, потому что с ним Господь, устраивающий во благо его дела и укрепляющий во всех напастях, и с ним Святой Дух, учащий даже тому, что отвечать противникам» (святитель Василий Великий).
Лучшим орудием против малодушия и беспокойства для христианина является молитва от страха и тревоги.
«Сильно нападает враг, внушая отчаяние, уныние, страх. Иногда человек опускает руки, но такая печаль незаконна. Нужно молитвой и крестным знамением, в котором скрыта непостижимая сила, противиться врагу» (преподобный Иосиф Оптинский).
В минуты тревоги молитва является спасательной шлюпкой, которая выведет душу из бушующих волн опасности и страхов. Обращение к Богу — самый верный щит против малодушия и боязни, который придаёт человеку уверенность и спокойствие.
«Молитва есть стена крепкая, страстей истребление, души благоустроение, страждущим упокоение, плачущим утешение…» (святитель Феодор Эдесский).
Молитва соединяет человека с Богом. А как говорит апостол Павел в послании к Римлянам:
«Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).
«Великое благо молитва» — говорит святитель Иоанн Златоуст. Какая же молитва от тревоги существует в Православии?
Пример одной из самых ярких молитв в минуты душевного страха и волнения дает Иисус Христос. Как человек страшась грядущих крестных страданий и смерти, Господь до кровавого пота молился в Гефсиманском саду о том, чтобы чаша страданий прошла мимо Него. После сильных душевных борений Спаситель произнёс молитву, которой должен вооружиться каждый христианин: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42).
В этих словах заключается всецелое доверие Богу и Его Промыслу, которое, как летний дождь, тушит огонь страха и волнения.
«Молитва должна быть правильной: «Да будет воля Твоя!». Сам Спаситель, Богочеловек, явил нам в Себе полное согласие воли человеческой с волей Отца Небесного. И мы должны подражать Господу, по крайней мере, стремиться к этому. В этом подражании и заключается основа нашей христианской жизни» (епископ Покровский и Николаевский Пахомий).
Также Святые Отцы советуют при панических атаках читать псалмы Давида. Ветхозаветный царь Давид не единожды находился в смертельной опасности. Он терпел преследования от бывшего товарища и покровителя царя Саула. Пережил предательство и гонения от собственного сына Авессалома. При этом в его сердце всегда сохранялся покой и уверенность в Божественном Промысле. Псалмы Давида, которые он писал в минуты душевных волнений и переживаний, являются настоящим гимном любви и преданности Богу. Особенно выделяют Святые Отцы псалом 90 и 45, которые читаются как молитва от страха.
«Для успокоения своего прочитывайте вы девяностый псалом, в коем Дух Святой говорит: Не приступит к тебе зло (Пс. 90, 10), и беда не приближится селению твоему, и прочее» (преподобный Антоний Оптинский (Путилов).
Молитва и доверие Богу позволяют преодолеть страх и обрести спокойствие. Достаточно искренне, как ребёнку, вручить себя в руки заботливого Небесного Отца — и душа наполняется благодатью. А укрепленный благодатью человек способен бесстрашно встречать любые жизненные ситуации.
Подтверждением этому является бесчисленный сонм мучеников Православной церкви. На протяжении двух тысячелетий последователи Христа смело шли на страдания и смерть ради имени Господа. Они помнили завет Спасителя:
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).
В течении всей истории христианства верующие с искренней молитвой обращаются к Богу в критические моменты жизни. И до сегодняшнего дня не перестают появляться свидетельства того, как молитва от страха вселяла в человека спокойствие и уверенность в Божественной Любви.
Так, например, митрополит Иона (Паффхаузен) говорит, что в самые тяжелые минуты, связанные со смертью матери и сестры,с собственным онкологическим заболеванием, именно молитва помогла ему не поддаться страху.
Вот свидетельство саратовского доктора Алексея Довлатова. Он постоянно борется за жизни людей, столкнувшимися с печально знаменитым коронавирусом Covid-19.
Алексей так говорит о панике и тревоге:
«Паника ‒ это плохо, потому что человек теряет волю, начинает совершать ошибки и только ухудшает ситуацию. У человека нет души в этот момент. Страх так тебя парализует, что ты и сделать ничего не можешь. В этот момент нужно только одно ‒ молиться. Обращаться к Богу, и Он душу тебе на место вернет. <…>.
Все зависит от Бога, и только от Бога! И немного от нас. И остается только обращаться к Богу ‒ успокоиться и помолиться. Когда паника, ты начинаешь метаться туда-сюда, дергаешься, а все безрезультатно,‒ это поспешение дьявольское, оно тебя забирает, и ты в итоге замучиваешь сам себя. А если успокоишься, обратишься к Богу, Он подскажет выход”.
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся, рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща {от нападе́ния} и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши.
Я́ко Ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ {селе́нию твоему́}: я́ко А́нгелом свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Бо́г на́м Прибе́жище и Си́ла, Помо́щник в ско́рбех обре́тших ны́ зело́. Сего́ ра́ди не убои́мся, внегда́ смуща́ется земля́, и прелага́ются го́ры в сердца́ морска́я. Возшуме́ша и смято́шася во́ды и́х, смято́шася го́ры кре́постию Его́. Ре́чная устремле́ния веселя́т гра́д Бо́жий: освяти́л е́сть селе́ние Свое́ Вы́шний. Бо́г посреде́ его́, и не подви́жится: помо́жет ему́ Бо́г у́тро зау́тра. Смято́шася язы́цы, уклони́шася ца́рствия: даде́ гла́с Сво́й Вы́шний, подви́жеся земля́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль. Прииди́те и ви́дите дела́ Бо́жия, я́же положи́ чудеса́ на земли́: отъе́мля бра́ни до коне́ц земли́, лу́к сокруши́т и сло́мит ору́жие, и щиты́ сожже́т огне́м. Упраздни́теся и разуме́йте, я́ко А́з е́смь Бо́г: вознесу́ся во язы́цех, вознесу́ся на земли́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль.
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.