Молитва от тюрьмы – как спастись в неволе

Значение молитвы

Существует ли православная молитва от тюрьмы? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть понятия «молитва» и «тюрьма» с точки зрения Православия.

Молитвой можно назвать любое благоговейное обращение к Богу. Не столь важно, звучит ли оно мысленно или вслух. Произносится своими словами или при помощи общеупотребительных православных текстов. Главное – сердечное участие молящегося, его вера, смирение, покаяние. Такое обращение ко Господу непременно принесёт плоды. Святитель Игнатий Брянчанинов наставляет:

«Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом».

молитва от тюрьмы
Молитва от тюрьмы

По словам святителя Филарета Московского, молитва – наше духовное дыхание. Оно помогает не задохнуться в грехах и пребывать в спасительной связи с Богом. Не всегда мы сразу и явно получаем просимое. Но Господь укрепляет и утешает молящегося, дарует ему Свою благодать. Эта божественная сила прогоняет тёмных духов и обновляет душу человека. Тем, кому нужна молитва о заключенных об освобождении, полезно прочесть поучение святителя Феодора Эдесского:

«Молитва чистая и непрестанная есть стена крепкая, пристанище благостное, добродетелей охрана, страстей истребление, души благоустроение, ума очищение, страждущим упокоение, плачущим утешение».

Православный взгляд на тюрьму

Тюремное заключение – тяжёлое, но порой неизбежное жизненное испытание. Наказание в виде лишения свободы призвано не только обезопасить общество от преступника. Оно должно вразумить, исправить последнего. Наказание отрезвляет нарушителя закона, вынуждает переосмыслить свою жизнь и ценности. Благодаря тюрьме такой человек может прийти к Богу и искреннему покаянию.

Тюрьма выдёргивает человека из привычной среды. Это необходимое условие для изменения мышления, характера, привычек. Узник лишён многих губительных соблазнов. Это уберегает его от ещё больших падений, а иногда и от преждевременной смерти. Протоиерей Максим Козлов отмечает, что тюрьма может стать спасением, например, для начинающего наркомана. Велика вероятность, что на свободе он не найдёт сил для самостоятельного избавления от страшной зависимости. Приведём слова бывшего заключённого:

«Система исполнения наказаний далеко не идеальна… Но тюрьма может быть благом. Я испытал это на личном опыте. С её помощью Бог помог мне стать человеком. Сейчас я вижу, что другого столь же эффективного пути не было. И кем бы я сейчас был, если бы не тюрьма, без ужаса представить нельзя».

Мужчина рассказывает, что в юности занимался с друзьями грабежами, вёл праздный, разгульный образ жизни. В тюрьме же он обучился на сантехника и слесаря, закончил вечернюю школу. Также освоил игру на музыкальных инструментах, прочитал множество книг. Бывший узник добавляет, что заключение было не лёгким, а порой и ужасным. Но преодолеть испытания помогла вера в Бога, Его многочисленные милости и чудеса.

Как воспринимать несправедливое наказание?

Невиновный человек тоже может оказаться в тюрьме. Безусловно, следует отстаивать свои права и свободу. Но стоит взглянуть на данную ситуацию и с духовной точки зрения. Ведь всё происходит по воле или попущению Бога. Возможно, судебная ошибка является наказанием свыше за тяжкие грехи. Несправедливым (с точки зрения мирских законов) тюремным заключением Господь может спасти человека от вечных мук в аду.

Православие учит, что из любой несправедливости необходимо извлекать пользу для души. Это возможность взрастить в себе одно из высших христианских качеств – смирение. Пройдя через незаслуженные страдания многие люди очищали свои души до такой степени, что становились святыми. Важно помнить, что Бог никогда не посылает человеку испытаний выше его сил. Преподобный Паисий Святогорец наставляет:

«Бог, промышляя о нас, попускает людям поступать с нами несправедливо, оскорблять нас для того, чтобы мы искупили этим какие-то из наших грехов или же отложили некоторый [духовный] капитал для будущей жизни».

Старец напоминает, что величайшую несправедливость в этом мире добровольно принял на себя Иисус Христос. Из любви к человечеству Сам Бог пришёл на Землю. И здесь был подвергнут издевательствам и мучительной казни. Смиряясь перед незаслуженными страданиями, мы уподобляемся Господу и обогащаемся Его благодатью.

Молитва от тюрьмы – что и как просить у Бога?

Справедливо ли оказался человек в заключении или нет – молитва поможет преодолеть это испытание. Она укрепляет и утешает молящегося, помогает в раскаянии и постижении Божественного Промысла. Святитель Василий Великий учит:

«Будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу, и надежда на спасение будет облегчать житейские скорби».

Просьбы ко Господу могут быть и более приземлёнными. О скором освобождении, приобретении необходимых в тюремном быту предметов, благополучии во взаимодействии с сокамерниками и начальством. Узники также нуждаются в молитвенной поддержке тех, кто на свободе. Например, это может быть молитва за сына в тюрьме Николаю Чудотворцу. Протоиерей Андрей Ефанов отмечает:

«Церковь всегда молится о заключенных, предоставляя Богу попечение о тех несчастных, кто находится в местах лишения свободы. Какой бы грех не совершил человек, нельзя лишать его наших молитв».

Молитва от суда и тюрьмы не должна восприниматься как автоматически исполняющее желания магическое заклинание. Это не «палочка-выручалочка», а смиренное покаянное обращение ко Господу. «Особенно сильная молитва от тюрьмы», которая гарантирует, что человек никогда не окажется в тюрьме, — выдумка. Священник Валерий Духанин объясняет:

«В магических заклинаниях человек пытается максимально удовлетворить себе, своим страстям и приземленным потребностям. А в молитве человек стремится осуществить в личной жизни то, что соответствует Божиему Промыслу».

Христианам следует не только молиться о заключённых, но и посещать их, утешать, оказывать разрешённую материальную помощь. Сам Христос отождествлял себя с пребывающими в тюрьме страдальцами. Спаситель призывал к милосердию и деятельной любви по отношению к ним (Мф.25:42). Таким образом, проявляя эти качества, мы оказываем любовь ко Господу.

Молитва от тюрьмы, о заключённом и для узника (с переводом)

Молитва о заключённом

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, свята́го апо́стола Твоего́ Петра́ от уз и темни́цы без вся́каго вреда́ свободи́вый, приими́, смире́нно мо́лим Ти ся, же́ртву сию́ ми́лостивно во оставле́ние грехо́в раба́ Твоего́ (имя) в темни́цу всажде́ннаго, и моли́твами его́, я́ко Человеколю́бец, всеси́льною Твое́ю Десни́цею от вся́каго зла́го обстоя́ния изба́ви и на свобо́ду изведи́.

Перевод

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, святого апо́стола Твоего́ Петра́ от уз и темницы без какого-либо вреда́ ты освободил, смире́нно умоляем Тебя, прими эту же́ртву милостивно во оставление грехо́в раба́ Твоего́ (имя) в темни́цу посаженного, и моли́твами его́, потому что Человеколю́бец, всесильной Твоей Десницей от всяких плохих обстоятельств избавь и освободи.

Молитва узника ко Господу

Долготерпели́ве и Многоми́лостиве Го́споди! Припа́даю к Тебе́, а́з сы́й у́зник, моля́ся те́пле: я́коже си́льный Сампсо́н позна́ свое́ безси́лие, егда́ бе́ под стра́жею, и обрати́ся к Тебе́, всеси́льному Бо́гу, окова́нный пу́ты желе́зными; я́коже нечести́вый Манасси́я в плене́нии и темни́це взыска́ Тебе́, и́стиннаго Бо́га; я́коже плене́ннии иуде́и па́че на земли́ чужде́й уразуме́ша Тебе́, Бо́га оте́ц свои́х; я́коже блу́дный сы́н воспомяну́ отца́ своего́, егда́, отше́д на страну́ дале́че, нача́ изгиба́ти гла́дом: та́ко и а́з отны́не то́кмо познаю́ Тебе́ и приле́жнее молю́.

Отчужде́н е́смь а́з ны́не обще́ния с челове́ки: но Ты́ еси́ взыску́яй отчужде́нных. Не́сть со мно́ю зде́ ни оте́ц, ни ма́ть, ни бра́т, ни еди́н от друго́в мои́х, да помо́гут ми́; не услы́шит отсю́да моего́ во́пля никто́же от ни́х: но Ты́ бли́з еси́ все́м скорбя́щим и призыва́ющим Тя́ во и́стине.

О милосе́рдный Бо́же! А́ще а́з и па́че числа́ песка́ морска́го согреши́х и не сме́ю воззре́ти на высоту́ небе́сную от мно́жества грехо́в мои́х: но Ты́, непамятозло́бив сы́й, приими́ мя́ ка́ющагося. Тебе́ еди́ному согреши́х, но и Тебе́ еди́ному ка́юся, Всеми́лостиве Го́споди! пре́жде да́же до конца́ не поги́бну, спаси́ мя́.

Перевод

Долготерпеливый и Многомилостивый Господи! Я — узник, который припадает к Тебе и горячо молится: как сильный Сампсон, который узнал своё бессилие, когда был под стражей, и обратился к Тебе́, всеси́льному Бо́гу, окова́нный желе́зными узами; как нечести́вый Манасси́я в пленении и тюрьме нашёл Тебя, и́стинного Бо́га; как пленённые иуде́и, которые на чужой земли́ узнали Тебя, Бо́га отцов свои́х; как блудный сы́н вспомнил отца́ своего́, когда он ушёл в далёкую страну и начал погибать от голода: так и я с этого времени только о Тебе узнаю и Тебя прилежнее молю.

Отчуждён я ны́не обще́ния с людьми: но Ты́ ищешь отчуждённых. Нет со мной здесь ни отца, ни матери, ни брата, ни одного из друзей моих, которые помогут мне; не услы́шит отсю́да моего́ во́пля никто из ни́х: но Ты близ ко все́м скорбя́щим и призыва́ющим Тебя в истине.

О милосе́рдный Бо́же! Если я и согрешил больше, чем на море песка, и не смею поднять глаза на высоту́ небе́сную от мно́жества грехо́в мои́х: но Ты́, непамятозло́бивый, прими меня кающегося. Перед Тобой одним я согрешил, но и перед Тобой одним я каюсь, Всемилостивый Го́споди! раньше, чем наступит конец моей гибели, спаси меня.

Предыдущая запись Сквернословие – что это и почему опасно
Следующая запись Любостяжание это одержимость богатством