По учению Православной Церкви, важное влияние на душу христианина оказывает чтение утренних и вечерних молитв. В духовном плане молитвенные правила призваны отодвинуть человека от ночных сновидений и дневных хлопот. Регулярные молитвы должны настроить человека на нужную духовную «волну». Иначе он не сможет наладить связь с Господом. Святые Отцы говорят, что с помощью благодати Святого Духа верующий приводится в нужное покаянное состояние. Через молитву, и молитва перед сном не исключение, человек получает внутренний мир и спокойствие.
От христианина отгоняются нечистые силы, как сказано в Евангелие от Матфея (17:21):
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Молитвы, вошедшие в ежедневное правило, были написаны общепризнанными церковными авторитетами. Среди них святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие.
Для успеха в любом деле необходимы усердие и постоянство. Это относится и к духовной жизни. При постоянном труде в молитве христиане получают от Господа благодатную помощь. Поэтому Святые Отцы не советуют совершать «остановки» в молитвенном подвиге. Для этого и были установлены утренние и вечерние правила.
«Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Евангелие от Иоанна, 4:23). Между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.
Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним» (святитель Игнатий Брянчанинов,1807-1867).
В каждой Поместной Церкви существуют свои устоявшиеся традиции молитвенных утренних и вечерних правил для верующих. Например, в Греческой Церкви для мирян установлен следующий порядок. Перед сном положено чтение сокращенного Повечерия с некоторыми элементами Вечерни. Утреннее правило составлено из молитв Полунощницы и Утрени.
В Русской Православной Церкви утреннее и вечернее правило отличается от церковных служб. Окончательно утвердившаяся норма молитв для мирян, используемая сейчас, появилась в 18-19 веке. Но нередко у православных возникает вопрос: можно ли менять эти молитвенные правила? Святитель Игнатий Брянчанинов давал верующим такой совет:
«Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Евангелие от Марка, 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила. Оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».
Само название молитвенного правила — вечернее — указывает на то, что верующие должны вечером совершать молитву Господу. Однако это не значит, что его обязательно нужно читать непосредственно перед сном. Например, игумен Никон Воробьев говорит, что вечерние молитвы можно читать в удобное для каждого время. Это может быть 6, 7, 8 часов вечера. Для этого молитвенное правило нужно разделить на два этапа. Сначала читать до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» То есть закончить молитвословием «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». После можно творить домашние дела, проводить время с родными, пить чай.
Непосредственно перед тем, как ложиться спать, следует продолжить чтение вечерних молитв с «Владыко Человеколюбче…». При чтении молитвы «Да воскреснет Бог» верующий может осенить крестом не только свою кровать, но и жилище на все четыре стороны. Это видимый знак того, что он просит Бога оградить его и родных от всякого зла. Словами молитвы «В руце Твои, Господи…» испрашивается благословение у Господа на ночной отдых после дневных забот. Тем самым христианин вверяет свою душу в руки Создателя.
Сотворив молитвы на ночь, православные уже ничего не кушают, а ложатся спать.
Молитва перед сном не должна восприниматься как волшебное заклинание, благодаря которому, например, ночью не будут мучить кошмары. Вечернее правило не ритуал. Молитва для православных — это как доспехи для воина, собирающегося идти на борьбу с врагом. С помощью молитвы верующие обретают необходимые душевные силы.
О силе ночной молитвы так говорил святитель Иоанн Златоуст:
«Когда мы пребываем в молитве, то сила и власть лукавого не действуют на нас; когда же мы перестаем молиться, то одолевает нас противник».
Православная Церковь учит, что совершать молитвы и поклоны нужно не спеша и со вниманием. Для души человека будет больше пользы, даже если он прочитает меньше молитв. Важно сделать это внимательно, не рассеиваясь в мыслях на постороннее.
Поэтому для христианина чтение молитв должно стать творческим процессом. Так, молитвой на ночь может стать любая молитва из вечернего правила. Например, последняя молитва из правила или же молитва небесному покровителю.
Святитель Феофан Затворник считал главным в молитвенном правиле борьбу с холодностью сердца. Он даже советовал попробовать иногда заменять стандартные молитвы. Здесь должна ставиться задача не вычитать все правило на ночь. Святитель рекомендовал многократно возвращаться к месту, где произошло отвлечение мыслями в сторону. Тем самым добиваясь предельно сосредоточенного внимания на словах и смысле самой молитвы. И пусть за 15-20 минут, необходимые для прочтения всех молитв на ночь, будут прочитаны лишь начальные молитвы. Зато они будут «настоящими».
«Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом» (иерей Андрей Чиженко).
Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего.
Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя.
Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь. Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедающе, яко воистинну рождшую нам Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших.