Даже у не слишком воцерковленных людей, далеких от духовной жизни и привыкших во всем полагаться на себя, возникает насущная потребность обратиться к Богу. За помощью, защитой, утешением. Обычно такое происходит во время беды. Когда человек понимает, что он не в состоянии своими силами справиться с проблемами. Словесное обращение к Господу и есть молитва, в том числе молитва по соглашению. Для верующих — это беседа с Богом, Пресвятой Богородицей, небесными силами и святыми. И каждое сказанное слово находит отклик в сердце человека.
Апостол Павел призывал христиан молиться непрестанно (Первое Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, 5:17), находиться постоянно в общении с Богом.
«В основе христианства лежит не сумма каких-то отвлеченных знаний, но живой опыт общения с Богом как с Отцом Небесным. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Именно молитва позволяет почувствовать радость присутствия Бога в нашей жизни. Для молящегося человека Бог – не абстрактная идея, но знакомая и любимая личность, идущая с человеком по жизни» (священник Константин Пархоменко).
Большое значение для духовной жизни христиан имеет совместная молитва. Сам Спаситель сказал:
«Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея, 18:19).
Поэтому с первых времен христианства верующие собирались вместе для исследования апостольского учения, совершения богослужения и совместных соборных молитв (Деяния апостолов, 2:42). Эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня.
«Господь любит и слушает более молитвы, когда мы не в одиночку и не от себя лишь и не о себе одних молимся, а вместе, от всех и за всех» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).
Во время совместной молитвы христиане Святым Духом связываются вместе в узы сообщества. Этого невозможно достичь никаким другим образом. По свидетельству протопресвитера Александра Шмеман (1921-1983), соборная молитва — это уже не молитва
«человека или группы людей, а молитва Самого Христа Отцу Своему, нам дарованная… Мы молимся во Христе, и Он Духом Своим Святым молится в нас, собранных во Имя Его».
В Православной Церкви имеется такое понятие как “молитва по соглашению”. Смысл этой молитвы определяется самим названием. Верующие «единомышленники» договариваются об исполнении одного и того же молитвенного правила. Однако собираться в одном месте не всегда удобно для участников. Поэтому они могут молиться каждый у себя дома, предварительно договорившись об определенном времени суток. Но если нет возможности молиться строго по утвержденному времени, в этом нет ничего страшного. Ведь для Бога времени не существует.
Впервые понятие » молитва по соглашению» стали использовать в пастырской практике опытные духовники. Такие, как протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908), митрополит Антоний Сурожский (1914-2003), архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Она предлагалась для чтения, когда какой-нибудь человек находился в тяжелом положении. Тогда ему советовали собрать несколько единомышленников, чтобы за него молились вместе о конкретной просьбе. Это может быть молитва по соглашению о здравии, для решения житейских проблем.
Как читается молитва по соглашению? Прежде всего необходимо взять благословение у священника для совершение такого молитвенного труда. Существует несколько вариантов молитв по соглашению. По смыслу они одинаковые. В молитве перечисляются имена молящихся и сама просьба. Например, «о здоровье того-то», «о благополучии в семье», «о помощи Божией в таком-то предприятии» и тому подобное. Согласуется и время совершения молитвенного подвига.
Молящиеся могут находиться в разных местах, их могут разделять не один десяток километров. Объединяет их общее прошение ко Господу и, по возможности, одно время. Большое значение здесь имеет искренность и внимание при молитве. Молитву по соглашению можно приурочить к утреннему или вечернему правилу.
Про силу и действенность молитвы по соглашению праведный Иоанн Кронштадтский писал:
«На личном опыте убедился, как скоро слышит Бог молитву двоих и троих, молящихся от всего сердца».
Протоиерей Константин Ровинский (1862-1943) в своей книге «Беседы старого священника» описывал случаи из своей приходской жизни, когда молитва по соглашению помогала верующим. Так, чудесное исцеление получила молодая мать, которую врачи уже приговорили к смерти. Другая женщина получила восстановление зрения.
Не всегда наши желания согласуются с Промыслом Божиим. Поэтому не следует воспринимать молитву как некое заклинание, после прочтения которого все просимое должно исполниться. В молитвах есть слова «Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя». Они как раз и говорят, что необходимо прежде всего уповать на Божью волю.
«Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу» (протоиерей Александр Ильяшенко).
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) прекрасно описал свой горький опыт четырехлетней каторги: «Подумаешь – горе; присмотришься – воля Господня».
Сила молитвы по соглашению заключается в духовном единстве и любви верующих, согласившихся просить о чем-то одном. А также в их живой связи с Господом, в послушании Церкви. Но такая молитва не должна заменять церковные молитвы (Литургию, молебны, панихиды) и противоречить Уставу Церкви. Пренебрегая этим можно отдалиться от Церкви и даже впасть к сектантство.
Существуют примеры опасного увлечения молитвой по соглашению. Например, появившееся несколько лет назад в России движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром». Ее участниками под руководством протоиерея Владимира Головина (Чистопольская епархия, город Болгар, Татарстан) настойчиво продвигалась идея чудодейственной силы молитвы по соглашению. В итоге их трактовка соборной молитвы была признанной искажением учения Церкви о молитве.
В феврале 2019 года Епархиальный суд Чистопольской епархии лишил Головина священного сана. Архиепископ Иов (Смакоуз), ректор Почаевской духовной семинарии, так комментировал произошедшее:
«К сожалению, этого батюшку «духовно занесло» в его на первый взгляд очень полезной пастырско-просветительной деятельности. И при отсутствии «духовных тормозов» – личного смирения, подлинного опыта, знаний и духовного советования с духовно-опытными собратьями – привело к духовной катастрофе. То есть каноническому запрету в священнослужении».
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: “Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их”. Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.