Молитва покаяния — в чем и как каяться?

Покаяние в Православии

По мнению Святых Отцов Церкви, покаяние — это «второе Крещение» или же «обновление Крещения». Водой Крещения христианин омывается от содеянных раннее грехов. Так и слезами раскаяния он омывается от прегрешений. Это преодоление случившегося падения, исцеление от душевных ран и продолжение пути к Богу. Поэтому столь важно понимать, каков смысл покаяния, в чём именно нужно каяться, какая существует православная молитва покаяния.

молитва покаяния
Молитва покаяния

Покаяние: что это и для чего нужно

Покаяние — это не юридическая процедура, освобождающая христианина от ощущения вины. Оно даже не является синонимом формальной исповеди.

Само понятие «покаяние» (на греческом — «μετάνοια»,”метанойя”) означает «сожаление о совершившемся», изменение ума. Не признание своих ошибок, а именно сожаление о их совершении является покаянием. То есть состояние покаяния свидетельствует о кардинальном изменении в душе человека и в образе его мыслей. Это осознание своего нахождения на пути греха, ведущего к погибели. И, что самое важное, стремление изменить свою жизнь, направить ее по Заповедям Божиим. 

«Суть покаяния — в обретении Бога. Человек должен через зеркало Евангелия увидеть свое непотребство. И при этом обрести предельную по напряженности жажду по Богу. Он должен начать нуждаться в Нем. Такое состояние — основной признак зрелого покаяния. Когда человек просто понимает, что он дрянь-дрянью, — это не более чем просто признание своих ошибок. Другое дело, когда при этом он осознает, что ему нужен Христос, Спаситель, чтобы стать достойным своего призвания… Скучание по Богу является основным правильным мотивом движения христианина по пути очищения» (протоиерей Павел Великанов).

Молитва покаяния: начало христианской жизни

Святой Иоанн Креститель, подготавливая израильский народ к проповеди Спасителя, призывал людей к покаянию (Евангелие от Матфея, 3:8; Евангелие от Марка, 1:4-5; Евангелие от Луки,  3:3-8). Сам Иисус Христос Свою проповедь начинал словами:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея,  4:17). 

Именно покаяние открывает дверь в настоящую христианскую жизнь. Покаянное состояние духа должно сопровождать верующего на протяжении всей жизни. Человеческая природа в результате грехопадения легко поддается греху. Апостол Павел по этому поводу писал:

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю… Бедный я человек!» (Послание апостола Павла к римлянам, 7:19, 24).

На пути к Господу христианин не может избежать ошибок и падений. Чтобы вернуть свободу и чистоту от тяжести греха, Церковью установлено Таинство Покаяния. Но как происходит покаяние?

Зачастую человек не способен осознать свои согрешения. Чтобы действительно покаяться, нужно приложить определенные душевные усилия. То есть опознать грех, увидеть свою приверженность ему и начать сопротивление ему. Этому способствует молитва. По мнению Святых Отцов, только тогда человек почувствует Божью помощь в деле покаяния.

«Покаяние – это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность. Он сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре. Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние. То есть – избавление человека от греха. Ведь грех – это всегда что-то, что мешает любить Бога и ближнего. Это всегда препятствие, обычно очень труднопреодолимое и часто ставшее уже нормой жизни и не воспринимаемое нами именно как препятствие. Поэтому победить его можно только как собственными сверхусилиями, так и с помощью Божией» (священник Игорь Фомин).

Как каяться: этапы покаяния

Советы архимандрита Сергия Шевича (1903-1987), имевшего большой пастырский опыт, могут помочь православным понять, когда и как каяться. По мнению отца Сергия, истинный христианин приносит раскаяние о содеянном прегрешение три раза. 

Первое покаяние — в момент осознания греха. Очень важно не медлить с этим. Действие греха на душу человека подобно болезни. И если приступить к «лечению» сразу, то грех окажет меньшее разрушительное воздействие на человеческую душу. 

«Грех – это болезнь души. Чем дольше оттягивать время обращения к духовному врачу и начала лечения, тем сложнее будет потом справиться со своими духовными болезнями» (Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий).

По окончании каждого дня полезно мысленно перебирать произошедшие события. При осознании греха следует найти причины случившегося, осознать его последствия. Это необходимо, чтобы понять, как правильно в дальнейшем вести борьбу с грехом. Такое ежедневное духовное упражнение помогает повторно принести покаяние Господу. Этому как раз способствуют покаянные молитвы из вечернего молитвенного правила.

«Как всякое регулярное духовное упражнение, ежевечернее покаяние требует от христианина волевых усилий. Ежевечернее покаяние помогает человеку наладить внимательную христианскую жизнь» (диакон Павел Сержантов).

В третий раз покаяние приносится во время Таинства Исповеди, когда христианин рассказывает принимающему исповедь священнику о своем грехе. В этот момент человек вновь переживает чувство стыда о содеянном и высказывает свое желание больше не грешить. 

«Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека» (игумен Нектарий Морозов).

Молитва о покаянии

Невозможно представить жизнь христианина без молитвы. По словам святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), молитва — это «обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом».

Потребность в молитве связана с осознанием того, что согрешения отдаляют от Создателя и лишают человеческую душу вечной радости. Стремление вернуть утерянную близость с Богом как раз и выражается в словах покаянной молитвы христианина. 

«Бог не нуждается в нашей молитве (Он ни в чем не нуждается). В молитве нуждаемся мы сами, чтобы стать ближе к Нему, прояснить и очистить душу, ответить любовью на Его любовь. Именно это и угодно Богу. Поэтому «критерий правильной молитвы» – это мы сами, наше состояние, наша жизнь» (иеромонах Макарий Маркиш).

Молитва покаяния

Истинная молитва покаяния всегда совершается при личном переживании и участии верующего. Недостаточно просто сказать «я виноват» и машинально прочитать из молитвослова предложенный перечень грехов. Покаянная молитва христианина сопровождается желанием освободиться от плена греха, решимостью сопротивляться соблазнам. Однако без Божьей помощи человеку не под силу бороться с грехом. Поэтому в молитве верующие и просят Господа помочь им духовно измениться. 

Святые Отцы Церкви оставили примеры покаянных молитв. К ним можно отнести Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу, Великий канон Андрея Критского, великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. 

Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу входит в молитвенное правило перед Причастием. Канон и молитва покаяния Иисусу Христу помогают правильно «настроить» душу верующего на соединение с Господом.

В 7-8 веках преподобным Андреем Критским был составлен Великий канон Иисусу Христу. Это беседа христианина со своей душой о содеянных прегрешениях. В молитвенном воззвании ко Господу звучит просьба о прощении.

Покаянная молитва Ефрема Сирина (4 век) является одной из главных молитв Великого поста. Однако верующие могут ее читать не только в это установленное Церковью время. Слова молитвы выражают глубокое и искреннее покаяние. В ней кратко и одновременно выразительно отражено стремление кающегося к преодолению страстей и пороков. 

Покаянные молитвы

Молитва из Покаянного канона Господу Иисусу Христу

Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне́, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щаго Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя́ сопроти́вник напои́; возвы́си мо́й у́м к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам сле́зы уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию.

Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне́ покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне́ благода́ть Твою́ и обнови́ во мне́ зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя́, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя́ овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя́ с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х. Ами́нь.

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитва покаянная, читаемая во дни смуты

Господи, Бо́же, Вседержи́телю, при́зри на нас, гре́шных и недосто́йных чад Твои́х, согреши́вших пред Тобо́ю, прогне́вавших бла́гость Твою́, навле́кших гнев Твой пра́ведный на ны, па́дших во глубину́ грехо́вную. Ты зри́ши, Го́споди, не́мощь на́шу и скорбь душе́вную, ве́си растле́ние умо́в и серде́ц на́ших, оскуде́ние ве́ры, отступле́ние от за́поведей Твои́х, умноже́ние нестрое́ний семе́йных, разъедине́ния и раздо́ры церко́вные, Ты зри́ши печа́ли и ско́рби на́ша, от боле́зней, гла́дов, потопле́ния, запале́ния и междоусо́бныя бра́ни происходя́щия.

Но, Преми́лостивый и Человеколюби́вый Го́споди, вразуми́, наста́ви и поми́луй нас, недосто́йных. Испра́ви жизнь на́шу грехо́вную, утоли́ раздо́ры и нестрое́ния, собери́ расточе́нныя, соедини́ разсе́янныя, пода́ждь мир стране́ на́шей и благоде́нствие, изба́ви ю от тя́жких бед и несча́стий. Всесвяты́й Влады́ко, просвети́ ра́зум наш све́том уче́ния Ева́нгельскаго, возгре́й сердца́ на́ша теплото́ю благод́ати Твоея́ и направи́ я к де́ланию за́поведей Твои́х, да просла́вится в нас всесвято́е и пресла́вное и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Покаянный тропарь

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Предыдущая запись Воскресение Христово — событие и значение
Следующая запись Религия – это личное дело каждого?