Молитва Святой Троице — кому и как молиться

Тайна Божественной Троицы

Каждый день православного христианина начинается с крестного знамения. Оно совершается со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Исповедание единого Бога, Троичного в Лицах, является фундаментом Православной веры и одновременно самой непостижимой тайной во Вселенной. Молитва Святой Троице всегда звучит в келейном правиле христианина и в соборном богослужении Церкви.

«Божественная Троица есть Альфа и Омега — Начало и Конец — духовного пути. Исповеданием Святой Троицы мы начинаем свою духовную жизнь. Крещением во имя Божественной Троицы мы входим в Церковь. И в ней обретаем путь ко Отцу, истину в Сыне и жизнь во Святом Духе» (архимандрит Алипий (Кастельский-Бороздин).

молитва Святой Троице
Троицкий собор, освященный в честь Пресвятой Троицы (Троице-Сергиева Лавра)

Учение о Пресвятой Троице — не есть результат человеческих умозаключений и богословских трудов. Это — Божественное Откровение, которое наиболее полно и явно было дано человечеству в момент Крещения Иисуса Христа. Когда воды Иордана коснулись Бога Сына, на Него в виде голубя снизошёл Святой Дух и был слышен голос Бога Отца, прославляющего Сына (Лк. 3:21–22). Недаром этот праздник называется Богоявлением. Ведь именно в этот момент Единый Бог явил Свои Три Ипостаси.

Рассмотрим, что говорит Догмат о Святой Троице, и кому обращена молитва Троице.

Догмат о Святой Троице — ядро Православия

Учение о Святой Троице — основа основ христианского вероучения (Тринитарный монотеизм). Он говорит о том, что Бог — Единый, но имеет три Ипостаси. То есть три Лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Каждому из Лиц Троицы присущи полноценное Божественное величие и достоинство. Они не отличаются по Своему старшинству или превосходству. Но каждое из Лиц является истинным Богом, составляя вместе одно Существо.

«Един Бог — Тро­ица Свя­тая, пре­сущес­твен­ная сущ­ность, еди­ная в Трех Ли­цах и Трех Ипос­та­сях, не­раз­лучных и не­раз­дель­ных, од­но ес­тес­тво, од­на сла­ва, од­на си­ла и од­на так­же во­ля» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Ограниченному человеческому уму, привыкшему на все смотреть через призму  рационализма, невозможно понять, как три составляет неразделимое  одно. Хотя бы частично прикоснуться к этой тайне возможно лишь при глубоком смирении перед величием и непостижимостью Бога. И необходим непрестанный духовный труд по очищению ума и сердца от страстей и грехов.

«Христианин приобщается к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа» (митрополит Иларион (Алфеев).

Как понять Троичность Бога?

Чтобы хоть отдаленно объяснить учение о Пресвятой Троице, Святые Отцы прибегали к разного рода аналогиям. 

Так, например, солнечный диск напоминает Бога Отца, исходящий от него луч — рождающегося от Отца Сына, а солнечное тепло символизирует Святого Духа. 

Схожим примером является пламя огня, излучающего свет и тепло. 

Святой Патрик (ок. 370 — 460 гг.) для просвещения языческой Ирландии продемонстрировал единство Троицы на примере трилистника клевера. В нем три листка составляют единый лист. 

Отпечаток образа Святой Троицы носит и человек. Так, по словам святителя Игнатия Брянчанинова:

«Ум наш — образ Отца; слово наше — образ Сына; дух — образ Святого Духа».

При этом богословы подчёркивают, что все попытки объяснить учение о Святой Троице аналогами материального мира — лишь отдалённые метафоры. Постичь глубину этой великой тайны возможно лишь чистым сердцем, наполненным миром и любовью. Сухой, не имеющий благодати, ум всегда будет находить в Троичности Бога какие-нибудь сомнения.

Три Лица Святой Троицы

В Символе Веры, выражающем основные постулаты Православия, христиане свидетельствуют о своей вере в каждое из Лиц Святой Троицы.

В первую очередь — в Бога Отца, Творца всего существующего. Отличие Бога Отца от других Лиц Святой Троицы в том, что Он не имеет начала и причины своего существования. Говоря с Моисеем в горящем терновом кусте, Бог Отец называет себя Сущим (Исх.3:14). По словам святителя Иоанна Златоуста это означает

«вечно пребывающий и безначальный, подлинно и всецело пребывающий».

Бог Отец — Начало всего существующего.

«От вечности Бог Отец всегда является Началом, Первопричиной, которая реализует все через Сына и делает совершенным через Духа» (иерей Даниил Сысоев).

Как Бог Отец не имеет временных рамок, так предвечно, без начала и окончания, от Отца рождается Второе Лицо Святой Троицы — Бог Сын. Иерей Даниил Сысоев так говорит об этом:

«Он рожден до всех времен, ибо всегда был совершенным, но Он же и вечно рождается, ибо всегда неразрывно связан в самом Своем существовании с Отцом Своим».

Ради спасения человечества от греха и смерти Бог Сын пришёл на землю, где принял крестную смерть и воскрес.

Он — Слово, Которым Отец сотворил мир (Ин.1:1). Он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин.14:6). И только следуя учению Христа и исполняя Его заповеди, можно познать Бога Отца (Ин.14:9).

Упоминание о Третьем Лице Святой Троицы — Святом Духе — встречаются уже в первых строках Библии (Быт. 1:2). Он предвечно исходит от Отца, не рождается как Сын, но исходит. Святые Отцы называют Его Духом Жизни, Дыханием Бога Отца.

«Дух Святой – это аромат Отцовской Сущности» — говорит святитель Кирилл Александрийский. При этом Святой Дух неразрывно связан с Сыном, что открывается нам в Евангелии. Он — Утешитель, который после Вознесения Иисуса Христа всегда пребывает с христианами. Святой Дух строит Церковь на земле, всегда присутствуя в Таинствах.

Молитва Святой Троице

«Пресвятая Троица, помилуй нас!» Даже не слишком воцерковленный человек нередко произносит эту фразу. Христианин просит помощи и милосердия у Единосущной и Нераздельной Троицы. Три Ипостаси Единого Бога обладают одной волей, одной силой, одним действием. Потому любое Божественное действие — это деяние всех Трёх Лиц. У них нет раздельного существования, Три Ипостаси суть едины и неслиянны. 

Потому молитва, обращённая к Богу Отцу, или призывающая имя Господа Иисуса Христа, или направленная к Духу Святому — все эти молитвы адресованы Святой Троице. Ведь каждому Божественному Лицу присущи равная Божественная полнота, слава и могущество.

«Нич­то не раз­де­ля­ет От­ца и Сы­на и Свя­таго Ду­ха — ни­какое вре­мя, ни про­тяже­ние вре­мени. Преж­де ве­ков Отец; и преж­де ве­ков Сын, — так как Он сот­во­рил ве­ка; и преж­де ве­ков Дух Свя­тый. Ни­ког­да не раз­де­ля­ет­ся при­рода, ни­ког­да не раз­де­ля­ет­ся си­ла. Вни­май тща­тель­но: царс­тву­ет Отец, царс­тву­ет Сын, царс­тву­ет Дух Свя­тый» (святитель Иоанн Златоуст).

Короткая молитва Пресвятой Троице, ежедневно читаемая православными христианами в утреннем и вечернем правиле, поочерёдно обращается к каждому из Лиц Святой Троицы. У Бога Отца мы просим очистить нашу душу от скверны греха. Бога Сына молим о милосердии и прощении всех греховных поступков. К Святому Духу мы обращаемся с просьбой пребывать с нами и исцелить душу от ран, нанесённых нашими беззакониями. 

Ещё одна молитва Троице носит название «Ангельская песнь». Ее слова были подсказаны самими ангелами. 

Это случилось в 400 году в Византии, когда город настигло сильное землетрясение. Во время общей молитвы о спасении один благочестивый мальчик был вознесён на небо. Там он услышал, как Ангелы славили Святую Троицу: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный».

Народ, услышав рассказ отрока, прибавил к этой молитве слова: «Помилуй нас!», после чего землетрясение остановилось. И вот уже порядка пятнадцати веков из уст верующих звучит «Трисвятое» — молитва, славящая Триединого Бога.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Мо­ли́т­ва ко Пресвяте́й Тро́­ице

Пре­свя­та́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех бла­ги́х Вина́, что воздади́м Те­бе́ за вся, я́же воздала́ еси́ нам, гре́ш­ным и недосто́йным, пре́ж­де, не́­же на свет произъидо́хом, за вся, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся дни и я́же угото́вала еси́ нам в ве­це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щед­ро́­ты благодари́ти Тя не сло­ве­сы́ то́­чию, но па́­че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, стра­сте́м на́­шим и злым обы́чаем вне́мше, в безчи́сленныя от ю́нос­ти низверго́хомся гре­хи́ и без­за­ко́­ния.

Се­го́ ра́­ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́­чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́тися, но ни­же́ И́мене Тво­его́ Пре­свя­та́­го изрещи́ довле́яше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила, во отра́ду на́­шу возвести́ти, я́ко чи́стыя и пра́ведныя лю́биши, гре́ш­ни­ки ка́ю­щия­ся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́­зри у́бо, о, Пребоже́ственная Тро́­ице, с вы­со­ты́ Свя­ты́я Сла́­вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́­ше вме́с­то бла­ги́х дел при­ими́: и по­да́ждь нам ду́­ха и́с­тин­на­го покая́ния, да возненави́девше вся́кий грех, в чис­то­те́ и пра́вде, до кон­ца́ дней на́­ших по­жи­вем, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́­вя­ще чи́с­ты­ми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и ве­ли­ко­ле́­пое И́мя Твое́. Ами́нь.

Предыдущая запись Псалом 22 на русском языке — как и зачем читать
Следующая запись Акафист Спиридону Тримифунтскому — текст и значение