Каждый день православного христианина начинается с крестного знамения. Оно совершается со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Исповедание единого Бога, Троичного в Лицах, является фундаментом Православной веры и одновременно самой непостижимой тайной во Вселенной. Молитва Святой Троице всегда звучит в келейном правиле христианина и в соборном богослужении Церкви.
«Божественная Троица есть Альфа и Омега — Начало и Конец — духовного пути. Исповеданием Святой Троицы мы начинаем свою духовную жизнь. Крещением во имя Божественной Троицы мы входим в Церковь. И в ней обретаем путь ко Отцу, истину в Сыне и жизнь во Святом Духе» (архимандрит Алипий (Кастельский-Бороздин).
Учение о Пресвятой Троице — не есть результат человеческих умозаключений и богословских трудов. Это — Божественное Откровение, которое наиболее полно и явно было дано человечеству в момент Крещения Иисуса Христа. Когда воды Иордана коснулись Бога Сына, на Него в виде голубя снизошёл Святой Дух и был слышен голос Бога Отца, прославляющего Сына (Лк. 3:21–22). Недаром этот праздник называется Богоявлением. Ведь именно в этот момент Единый Бог явил Свои Три Ипостаси.
Рассмотрим, что говорит Догмат о Святой Троице, и кому обращена молитва Троице.
Учение о Святой Троице — основа основ христианского вероучения (Тринитарный монотеизм). Он говорит о том, что Бог — Единый, но имеет три Ипостаси. То есть три Лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Каждому из Лиц Троицы присущи полноценное Божественное величие и достоинство. Они не отличаются по Своему старшинству или превосходству. Но каждое из Лиц является истинным Богом, составляя вместе одно Существо.
«Един Бог — Троица Святая, пресущественная сущность, единая в Трех Лицах и Трех Ипостасях, неразлучных и нераздельных, одно естество, одна слава, одна сила и одна также воля» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Ограниченному человеческому уму, привыкшему на все смотреть через призму рационализма, невозможно понять, как три составляет неразделимое одно. Хотя бы частично прикоснуться к этой тайне возможно лишь при глубоком смирении перед величием и непостижимостью Бога. И необходим непрестанный духовный труд по очищению ума и сердца от страстей и грехов.
«Христианин приобщается к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа» (митрополит Иларион (Алфеев).
Чтобы хоть отдаленно объяснить учение о Пресвятой Троице, Святые Отцы прибегали к разного рода аналогиям.
Так, например, солнечный диск напоминает Бога Отца, исходящий от него луч — рождающегося от Отца Сына, а солнечное тепло символизирует Святого Духа.
Схожим примером является пламя огня, излучающего свет и тепло.
Святой Патрик (ок. 370 — 460 гг.) для просвещения языческой Ирландии продемонстрировал единство Троицы на примере трилистника клевера. В нем три листка составляют единый лист.
Отпечаток образа Святой Троицы носит и человек. Так, по словам святителя Игнатия Брянчанинова:
«Ум наш — образ Отца; слово наше — образ Сына; дух — образ Святого Духа».
При этом богословы подчёркивают, что все попытки объяснить учение о Святой Троице аналогами материального мира — лишь отдалённые метафоры. Постичь глубину этой великой тайны возможно лишь чистым сердцем, наполненным миром и любовью. Сухой, не имеющий благодати, ум всегда будет находить в Троичности Бога какие-нибудь сомнения.
В Символе Веры, выражающем основные постулаты Православия, христиане свидетельствуют о своей вере в каждое из Лиц Святой Троицы.
В первую очередь — в Бога Отца, Творца всего существующего. Отличие Бога Отца от других Лиц Святой Троицы в том, что Он не имеет начала и причины своего существования. Говоря с Моисеем в горящем терновом кусте, Бог Отец называет себя Сущим (Исх.3:14). По словам святителя Иоанна Златоуста это означает
«вечно пребывающий и безначальный, подлинно и всецело пребывающий».
Бог Отец — Начало всего существующего.
«От вечности Бог Отец всегда является Началом, Первопричиной, которая реализует все через Сына и делает совершенным через Духа» (иерей Даниил Сысоев).
Как Бог Отец не имеет временных рамок, так предвечно, без начала и окончания, от Отца рождается Второе Лицо Святой Троицы — Бог Сын. Иерей Даниил Сысоев так говорит об этом:
«Он рожден до всех времен, ибо всегда был совершенным, но Он же и вечно рождается, ибо всегда неразрывно связан в самом Своем существовании с Отцом Своим».
Ради спасения человечества от греха и смерти Бог Сын пришёл на землю, где принял крестную смерть и воскрес.
Он — Слово, Которым Отец сотворил мир (Ин.1:1). Он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин.14:6). И только следуя учению Христа и исполняя Его заповеди, можно познать Бога Отца (Ин.14:9).
Упоминание о Третьем Лице Святой Троицы — Святом Духе — встречаются уже в первых строках Библии (Быт. 1:2). Он предвечно исходит от Отца, не рождается как Сын, но исходит. Святые Отцы называют Его Духом Жизни, Дыханием Бога Отца.
«Дух Святой – это аромат Отцовской Сущности» — говорит святитель Кирилл Александрийский. При этом Святой Дух неразрывно связан с Сыном, что открывается нам в Евангелии. Он — Утешитель, который после Вознесения Иисуса Христа всегда пребывает с христианами. Святой Дух строит Церковь на земле, всегда присутствуя в Таинствах.
«Пресвятая Троица, помилуй нас!» Даже не слишком воцерковленный человек нередко произносит эту фразу. Христианин просит помощи и милосердия у Единосущной и Нераздельной Троицы. Три Ипостаси Единого Бога обладают одной волей, одной силой, одним действием. Потому любое Божественное действие — это деяние всех Трёх Лиц. У них нет раздельного существования, Три Ипостаси суть едины и неслиянны.
Потому молитва, обращённая к Богу Отцу, или призывающая имя Господа Иисуса Христа, или направленная к Духу Святому — все эти молитвы адресованы Святой Троице. Ведь каждому Божественному Лицу присущи равная Божественная полнота, слава и могущество.
«Ничто не разделяет Отца и Сына и Святаго Духа — никакое время, ни протяжение времени. Прежде веков Отец; и прежде веков Сын, — так как Он сотворил века; и прежде веков Дух Святый. Никогда не разделяется природа, никогда не разделяется сила. Внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святый» (святитель Иоанн Златоуст).
Короткая молитва Пресвятой Троице, ежедневно читаемая православными христианами в утреннем и вечернем правиле, поочерёдно обращается к каждому из Лиц Святой Троицы. У Бога Отца мы просим очистить нашу душу от скверны греха. Бога Сына молим о милосердии и прощении всех греховных поступков. К Святому Духу мы обращаемся с просьбой пребывать с нами и исцелить душу от ран, нанесённых нашими беззакониями.
Ещё одна молитва Троице носит название «Ангельская песнь». Ее слова были подсказаны самими ангелами.
Это случилось в 400 году в Византии, когда город настигло сильное землетрясение. Во время общей молитвы о спасении один благочестивый мальчик был вознесён на небо. Там он услышал, как Ангелы славили Святую Троицу: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный».
Народ, услышав рассказ отрока, прибавил к этой молитве слова: «Помилуй нас!», после чего землетрясение остановилось. И вот уже порядка пятнадцати веков из уст верующих звучит «Трисвятое» — молитва, славящая Триединого Бога.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произъидо́хом, за вся, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся дни и я́же угото́вала еси́ нам в веце гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в безчи́сленныя от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния.
Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́тися, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́яше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила, во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко чи́стыя и пра́ведныя лю́биши, гре́шники ка́ющияся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о, Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́: и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше вся́кий грех, в чистоте́ и пра́вде, до конца́ дней на́ших поживем, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое И́мя Твое́. Ами́нь.