«Трисвятое», «Трисвятая песнь», «Святый Боже» – всё это наименования одного и того же православного молитвословия. Его принято читать или петь трижды, каждый раз совершая крестное знамение и поясной поклон. Молитва «Святый Боже» на церковнославянском языке в современной русской орфографии звучит так:
«Святы́й Бо́же, Святы́й Крéпкий, Святы́й Бессмéртный, поми́луй нас»
Это одно из наиболее древних православных молитвословий, оно имеет византийское происхождение. Согласно Преданию, в 438-439 гг. Константинополь подвергался многократным мощным землетрясениям. Жители города восприняли стихийное бедствие как Божью кару за грехи. В связи с этим в столице Византии проводились всенародные покаянные богослужения.
Во время одного из крестных ходов (торжественное молитвенное шествие) некий мальчик на глазах у толпы чудесным образом был поднят на небеса. Там он услышал ангельское пение «Трисвятого», восхваляющее Творца. Возвратившись на землю, отрок рассказал об этой молитве народу, который тотчас начал петь её с добавлением прошения «помилуй нас». После этого стихийное бедствие прекратилось. Господь принял покаяние народа и явил Свою милость, о которой просили люди. Эта история учит нас, что искренняя молитва является особым состоянием покаяния, важнейшим средством поиска Бога и спасения души. Поэтому без молитвы невозможна полноценная христианская жизнь. Святитель Феодор Эдесский учил:
«Молитва чистая, непрестанная и непрерывная… есть стена крепкая, пристанище благостное, добродетелей охрана, страстей истребление, души благоустроение, ума очищение, страждущим упокоение, плачущим утешение; молитва есть беседа с Богом, созерцание вещей невидимых…» («Добротолюбие», том 3).
По велению императора Феодосия Младшего и при активном участии его сестры императрицы Пульхерии новая молитва была введена в богослужебное использование. Вскоре Церковь закрепила данное постановление на Четвёртом Вселенском соборе (Халкидон, 451 год). По другим источникам песнопение возникло задолго до описанных событий. Однако именно в середине 5-го века молитва обрела известность и стала употребляться на богослужениях.
Суть данного молитвословия – прославляющее Бога обращение к Нему. Чтобы адекватно понять содержание текста, его необходимо «расщепить» на несколько элементов. В большинстве своём они восходят ко Священному Писанию. Так, троекратное обращение «Святый» является ангельским славословием, которое услышал пророк Исаия во время чудесного видения. Ветхозаветный праведник был удостоен лицезреть самого Бога, восседающего на престоле в окружении небесных сил, которые пели:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф [одно из имён-титулов Бога]! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3)
Называя Бога Святым, христиане указывают на Его беспредельное величие и абсолютное нравственное совершенство. В Православии понятие «святой» означает чистоту, праведность, принадлежность Богу, обособленность от остального грешного мира.
«Боже», «Крепкий» и «Бессмертный» – заимствованные из Священного Писания наименования Лиц Святой Троицы.
Отец зовётся Богом как высшее Начало, от Которого рождается Сын и исходит Святой Дух.
Сын именуется Крепким, то есть Всесильным. Ведь Он победил зло и смерть, стал Спасителем всего человечества.
Святой Дух же называется Бессмертным, поскольку Он Вечен и является источником Вечной жизни для людей.
Разумеется, все эти свойства Божественных ипостасей относятся к каждому Лицу Пресвятой Троицы и являются «взаимозаменяемыми». Святой преподобный Иоанн Дамаскин объясняет:
«Святый Боже – это относим мы к Отцу, не усвояя однако Ему одному имени Бога; но знаем, что и Сын и Дух Святый есть Бог. Святый крепкий прилагаем к Сыну, не отнимая силы у Отца и Духа святаго. Святый безсмертный относим к Духу Святому, но не лишаем бессмертия Отца и Сына» («Точное изложение православной веры»).
Потому каждый из Них и зовётся в молитве «Святым», что все они одинаково достойны Божественной чести и славы.
Завершается молитва просительными словами «помилуй нас». Несмотря на перечисление Лиц Святой Троицы, глагол в прошении представлен в единственном числе. Ведь Отец, Сын и Святой Дух являются не отдельными божествами, а ипостасями Единого Бога.
Трисвятое является одним из наиболее употребительных в Православии песнопений. Во многом это обусловлено тем, что данная молитва входит в состав стандартного для большинства церковных и домашних чинопоследований начала. Оно именуется «Трисвятое по Отче наш» (Начало обычное) – по названию первого и последнего молитвословия этого начала. Примечательно, что после «Святый Боже», словно в объяснение смысла этого песнопения, следуют славословие и молитва Пресвятой Троице. «Трисвятое по Отче наш» содержится не только в начале, но и в середине и в окончании различных чинопоследований.
За исключением некоторых праздников, молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» отдельно исполняется на Божественной Литургии перед чтением прокимна (повторяемый стих псалма) и чтения Апостола. Также Трисвятое поётся в конце великого славословия и чина отпевания.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.