Все мы помним народные сказки: “жили они долго и счастливо и умерли в один день”. К сожалению, в реальности супружеская жизнь обычно заканчивается не так радостно. Муж или жена уходят в вечность не одновременно. Кому-то из них придется пережить всю горечь и тяжесть утраты любимого человека. Кому-то помогают справиться с горем близкие и родные люди. Другие остаются один на один со своими чувствами и переживаниями. Кому-то удается прожить страдания, перетерпеть боль и идти дальше. Некто закрывается в себе и не может смириться с неизбежным. Ведь мысли о смерти люди зачастую отгоняют, словно заразу. А кому-то помогает молитва вдовы об усопшем муже.
Верующие люди справляются с утратой второй половинки благодаря доверию Богу и надежде на Него. Христиане помнят о неотвратимости смерти и верят, что с окончанием земного существования жизнь не заканчивается. Смерть – это временная разлука с любимым человеком. И спустя какое-то время супруги вновь объединятся в Небесной Обители Бога. Там где не будет горестей, печалей, земных проблем, а только радость от пребывания с Богом.
“…пережить земную разлуку – просто. Если ваш супруг раньше отправился к Богу, то вы должны радоваться за него – у Бога-то лучше! А мы за ним потом пойдем, а когда – это уж, конечно, как Господь даст… Смерть – лишь временная разлука, переход”(протоиерей Валериан Кречетов).
После смерти мужа, особенно внезапной, оставшейся в одиночестве вдове придется пережить несколько жизненных этапов. Ей предстоит путь от шока, непонимания случившегося до принятия и осознания, что нужно жить дальше. Это очень трудное время. Некоторым нужно несколько месяцев, чтобы прийти в себя, а кому-то недостаточно нескольких лет. Бог поможет справиться с тяжестью утраты и даст подлинное утешение. Главное – это открыть свою душу перед Ним и начать молиться. Молитва, как живительный источник, принесет успокоение вдове. Общение с Небесным Отцом поможет пережить утрату и залечит душевную рану.
“Смерть не представляй себе в ужасном виде, но веруй, что она служит только переселением от времени в вечность, а время Господь положил в Своей власти” (преподобный Макарий Оптинский (Иванов)).
После кончины душа покидает тела и возносится к Богу для решения посмертной участи. К сожалению, один из супругов может попасть в рай, а другой в геенну огненную. Верующие люди, создавая семью, стремятся вести благочестивый образ жизни помогая друг другу. Но любящих супругов во все времена волновало их будущее в другом мире. Будут ли вместе муж и жена в Царствии Небесном?
В Евангелие от Матфея описывается диалог саддукеев, не верящих в воскресение мертвых, с Христом. Они привели в пример женщину, у которой один за другим умирали мужья, не оставляя наследников. Семь братьев брали ее в законные жены. Саддукеи спрашивали, чьей же женою она стала после смерти? На что Господь ответил:
“заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах” (Мф.22:29-30).
На первый взгляд кажется, что ответ однозначен и не предполагает вариантов. Супруги не будут являться таковыми после окончания земной жизни. Однако богословы и толкователи Библии толкуют слова Спасителя не так категорично. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что после воскресения жизнь будет духовная и возвышенная, а не грубо-плотская. Поэтому и брак на небесах может рассматриваться иначе.
Протоиерей Олег Стеняев поясняет:
“мы, обращая внимание на слово «как», понимаем, что спасенные люди будут подобны Ангелам, оставаясь людьми в райском формате человеческого бытия. Следовательно, изменится и характер отношений между супругами. Средоточием их жизни перестанет быть то, что является средоточием жизни здесь, на земле, – ТЕЛО, но всецело будут доминировать интересы ДУХА. Сказано: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор.15:40). Вот что и имеет в виду Христос, изрекая: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах»”.
Мы не можем доподлинно узнать, какой будет жизнь супругов в раю. Но мы верим в Божью милость и Его любовь к нам. Вдовы молятся за своих мужей. Вдовцы – за жен. И каждый из оставшихся жить надеется на скорую встречу со своей второй половиной. К этому призывают святые и священники.
Очень важно начать усиленно молиться за умершего супруга. Человек после смерти никак уже не может повлиять на свою посмертную участь. Но близкие люди могут ему помочь. Ведь покойному предстоит встреча с Богом для решения посмертной участи. Думая о любимом человеке, молясь за него, творя добрые дела милосердия в его память, женщина не только помогает ему на пути в Вечность. Но и тем самым она излечивает свое горе. Ведь любая рана залечивается любовью, а искренняя молитва это проявление настоящей любви.
“Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним” (святитель Иоанн (Максимович)).
С древних времен сложилась благочестивая традиция читать Псалтирь об усопшем. Оно приносит утешение покойному и его родственникам. Чаще всего читается 17-я кафизма, а также псалом 90.
В память о муже необходимо творить милостыню и совершать добрые дела милосердия. Примером таких дел может послужить великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Когда ее супруг был убит, она продала все свои драгоценности. На полученные деньги она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Всю свою оставшуюся жизнь она посвятила нуждающимся. Безусловно, такой подвиг могут понести не все люди. Но жизнеописания великой княгини Елизаветы Федоровны и ее письма могут утешить женщин, столкнувшихся с горем.
Вот один из ее советов
“Мир сердечный, спокойствие души и ума принесли мне мощи святителя Алексия. Если бы и Вы могли в храме подойти к святым мощам и, помолясь, просто приложиться к ним лбом – чтобы мир вошел в Вас и там остался. Я едва молилась – увы, я не умею хорошо молиться, а только припадала: именно припадала, как ребенок к материнской груди, ни о чем не прося, потому что ему покойно, от того, что со мною святой, на которого я могу опереться и не потеряться одна”.
Не только молитва вдовы об усопшем муже может принести облегчение им обоим. Следует посещать богослужения, приступать к Причастию. Исповедь и Евхаристия – это Таинства, которые приближают к Богу. А Он, в свою очередь, дает силы пережить страдания. После богослужения и Причастия вдова чувствует покой, острая боль сменяется тихой грустью. Молитва за мужа становится не просто набором слов, а искренним и настоящим общением с Богом.
Чувствуя себя частью общины верующих, человеку становится легче. Общая молитва с прихожанами облегчает тяжесть горя. Можно попросить священника о беседе, где рассказать о своем горе. Высока вероятность, что он найдет слова утешения и поддержки. И уж совершенно точно батюшка помолится за упокой души супруга.
Протоиерей Димитрий Смирнов говорит:
“Человека разрубили пополам. Можно после этого спросить: «Как ты себя чувствуешь?» Чувствую себя – как разрубленный пополам. Это очень трудная ситуация. Одна прихожанка нашего храма после того, как овдовела, приходила в себя полтора года! Ко мне часто приходят женщины, у которых скорбь об утрате продолжается и пять, и восемь лет. Скорбь, конечно, притупляется, но… Что можно делать? Чтобы не было такой остроты от расставания – надо очень усиленно молиться об упокоении души. И тогда душа жены почувствует, что душа мужа воспринимает это… Также нужно чаще причащаться и после причащения обращать молитву к Богу о том, чтобы Господь дал этот крест понести. Потому что, если это попущено, значит, Богу зачем-то это нужно именно так. Иначе они жили бы долго и счастливо и умерли бы в один день”.
Христе́ Иису́се, Го́споди и Вседержи́телю! Ты́ пла́чущих утеше́ние, си́рых и вдови́ц заступле́ние. Ты́ ре́кл еси́: призови́ Мя́ в де́нь ско́рби твоея́, и изму́ тя́. Во дни́ ско́рби своея́ прибега́ю к Тебе́ а́з и молю́ся Ти́: не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и услы́ши моле́ние мое́, приноси́мое Тебе́ со слеза́ми.
Ты́, Го́споди Влады́ко вся́ческих, благоволи́л еси́ сочета́ти мя́ с еди́ным из рабо́в Твои́х, во е́же бы́ти на́м еди́но те́ло и еди́н ду́х; Ты́ да́л еси́ мне́ сего́ раба́, я́ко сожи́теля и защи́тника. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися отъя́ти от мене́ сего́ раба́ Твоего́ и оста́вити мя́ еди́ну. Преклоняюся пред се́ю Твое́ю во́лею и к Тебе́ прибега́ю во дни́ ско́рби моея́: утоли́ печа́ль мою́ о разлуче́нии с рабо́м Твои́м, друго́м мои́м. А́ще отъя́л еси́ его́ от мене́, не отыми́ от мене́ Своея́ ми́лости. Я́ко же не́когда прия́л еси́ вдови́цы две́ ле́пты, та́ко приими́ и сие́ моле́ние мое́.
Помяни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (и́мя), прости́ ему́ все́ согреше́ния его́, во́льная и нево́льная, а́ще сло́вом, а́ще де́лом, а́ще ве́дением и неве́дением, не погуби́ его́ со беззако́ньми его́ и не преда́ждь ве́чной му́ке, но по вели́цей ми́лости Твое́й и по мно́жеству щедро́т Твои́х осла́би и прости́ вся́ согреше́ния его́ и вчини́ его́ со святы́ми Твои́ми, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная. Молю́ и прошу́ Тя́, Го́споди, да́руй ми́ во вся́ дни́ жи́зни моея́ не престава́ти моли́тися о усо́пшем ра́бе Твое́м, и да́же до исхо́да моего́ проси́ти у Тебе́, Судии́ всего́ ми́ра, оставле́ния все́х согреше́ний его́ и вселе́ния его́ в Небе́сныя оби́тели, я́же еси́ угото́вал лю́бящим Тя́.
Я́ко а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да; те́м же ве́ру его́, я́же в Тя́, вме́сто де́л ему́ вмени́: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т, Ты́ еди́н кроме́ греха́, и пра́вда Твоя́ – пра́вда во ве́ки. Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты́ услы́шиши моле́ние мое́ и не отврати́ши лица́ Твоего́ от мене́. Ви́дя вдови́цу, зе́льне пла́чущу, умилосе́рдився, сы́на ея́, на погребе́ние несо́ма, воскреси́л еси́: та́ко умилосе́рдився, утиши́ и ско́рбь мою́.
Я́ко же отве́рзл еси́ рабу́ Твоему́ Фео́филу, отше́дшему к Тебе́, две́ри милосе́рдия Твоего́ и прости́л еси́ ему́ прегреше́ния его́ по моли́твам Святы́я Це́ркве Твоея́, вне́мля моли́твам и милостыням супру́ги его́: си́це и а́з молю́ Тя́, приими́ мое́ моле́ние о ра́бе Твое́м и введи́ его́ в жи́знь ве́чную. Я́ко Ты́ еси́ упова́ние на́ше. Ты́ еси́ Бо́г, е́же ми́ловати и спаса́ти, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшуюся раба Твоего, (имя усопшего), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная ее согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ей причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воcсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.