Молитва всем святым — зачем и к кому обращаться

Что такое святость?

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея, 5:48). Эти слова Священного Писания указывают, что целью жизни каждого верующего должно быть достижение святости. Святостью именуют такое состояние, когда в человеке постоянно пребывает Святой Дух (Первое Послание апостола Павла к Коринфянам, 6:17). По учению Церкви, достичь святости может каждый христианин. Поэтому и молитва всем святым является естественным элементом Православия.

молитва всем святым
Молитва

Преподобный Иустин (Попович) Челийский (1894-1979) говорил: «Стать целиком святыми, и душой и телом, вот наше призвание (Первое Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, 5: 22–23). Это не чудо, но норма, правило веры, логика и природа евангельской веры. Ясна и предельно ясна заповедь святого Евангелия: «По примеру призвавшаго вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (Первое Послание апостола Петра, 1:15). А это значит: по Христу ­­ Святому, Который, воплотившись и став человеком, явил в Себе совершенно святую жизнь, и как таковой заповедует людям: «будьте святы, потому что Я свят» (Первое Послание апостола Петра, 1:16). Он имеет право заповедовать это, ибо, став человеком, он Собою Святым дает людям все божественные силы, необходимые для святой и благочестивой жизни в этом мире».

Что дает святость

Достигший святости человек постоянно ощущает в себе любовь ко Творцу и ко всему окружающему. Внешне святость в человеке имеет различные проявления. В виде самоотвержения и смирения. Готовности творить добро даже врагам. Бесстрашного исповедания православной веры. Презрения к удовольствиям плоти и славе. Под святостью христиан понимается не безгрешность, а стойкое и последовательное отвращение ко греху. 

Молитва всем святым не должна вводить в заблуждение. Святость и безгрешность не являются синонимами (за исключением единственного примера, Господа Иисуса Христа). Ведь святые — это тоже люди, которые в своей земной жизни могли ошибаться.

По мнению митрополита Антония Сурожского (1914-2003), «святость человека, конечно, сочетается с какой-то долей греховности. Потому что человек отдает себя Богу и говорит: Господи, я хочу быть Твоим и только Твоим! А вместе с этим в нем еще есть несовершенство, которое должно быть переработано и постепенно исчезнуть. Вот два полюса святости: Божественная святость Спасителя Господа Иисуса Христа и зачаточная святость того, кто сам себя отдает как бы в собственность Богу».

Как достичь святости?

В Православии святость человека указывает на причастность к святости Господа. Чем более христианин уподобляется Богу, тем более проявляются в нем первозданные качества. Те самые, которые были у людей до грехопадения. Святые, наделенные от Бога некоторыми качествами (прозорливостью, молитвенным заступничеством), являются примером того, какими были задуманы люди Богом при создании мира. Поэтому молитва всем святым является способом приобщения к Небесному Царству.

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (Первое Послание апостола Павла к Коринфянам, 12, 8-11).

Но достижения святости только человеческими усилиями невозможно. Церковь учит, что это результат «сотрудничества» Бога и человека. Если человек имеет стремление исполнять Божью волю и на деле показывать любовь ко Творцу, тогда он получает от Бога помощь. При постоянном приложении усилий в преодолении греха (при покаянии, исполнении Божьих заповедей) достигается «стяжание Духа Святого».

Преподобный Серафим Саровский (1754-1833) так пояснял цель христианской жизни: «В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего. Стяжание все равно что приобретение, ведь вы разумеете, что значит стяжание денег… Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный… Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: «купуйте, донеже прииду, искупующее время, яко дние лукави суть» (Евангелие от Луки, 19:13), то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары».

Кто такие святые?

На 7 Вселенском соборе (8 век) было утверждено учение о почитании святых. В Христианской Церкви святыми признаются люди, которые уподобились Господу образом жизни или подвигом.

Преподобный Иоанн Дамаскин (675-753) так говорил о святых: «Богами же, и царями, и господами называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы… Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе».

По учению Церкви, святые имеют дерзновение ко Господу (Первое Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, 3:21). То есть они могут свободно обращаться к Богу с какой-либо просьбой, тем самым выступая посредниками между человеком и Творцом. Поэтому молитва всем святым имеет полноценную силу. Святые угодники Божии помогают донести до Господа человеческие прошения. Но нужно понимать, что не святые исполняют молитвы верующих, а только Милосердный Бог.

Праздник Всех Святых

Сколько всего святых появилось за историю человечества, никто не знает, только один Бог. Те, чьи имена и подвиги были известны, Церковь канонизировала. Канонизация — объявление прославленными с соответствующим почитанием. Имена таких угодников Божиих каждая Поместная Православная Церковь вписывает в «Святцы». В «Симонопетровском синаксаре» (свод святцев всех Поместных Церквей), который был составлен иеромонахом Макарием Симонопетрова монастыря (Афон, Греция), указано, что Православная Церковь к 1996 году прославила 3911 имён святых.

Список постоянно пополняется по настоящее время. Например, в 2000 году Русской Православной Церковью были причислены к лику святых мучеников и исповедников еще почти тысячу угодников Божиих.

Неизвестные святые

Однако многие святые все же остались сокрытыми от остальных верующих. Так, например, в первые века христианства многие  подвижники уходили в пустыню и жили в одиночестве. Их духовные подвиги были для других людей неизвестными.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) о таких святых говорил: «Многие неизвестные святые помогают нам, хотя мы их даже не знаем. Для меня это самые великие святые. Они не имеют никакой славы от людей, но только от Бога. По своему великому смирению они усердно просили Бога — так мне говорит помысел — чтобы остаться в неизвестности, не иметь почестей от людей, но продолжать помогать им «в тайне». Таких неизвестных святых мы должны особенно почитать, особо благодарить, потому что они в молчании помогают нам своими молитвами и своим безмолвным примером, своей неизвестностью».

В Православии отсутствуют сведения об именах некоторых святых. Они остались безымянными. Например, 1003 Никомедийских мученика (память приходится на 20 февраля по новому стилю). Или 14 тысяч Вифлеемских младенцев-мучеников (память приходится на 11 января по новому стилю).

Чтобы почтить память всех «ведомых же и неведомых» угодников Божиих, Православной Церковью был установлен праздник Всех святых. Приходится он на первое воскресенье после дня Святой Троицы. Русская Православная Церковь имеет и праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (второе воскресенье после дня Святой Троицы). Хотя молитва всем святым может читаться в любой день, не только в эти праздники.

Особенности богослужения в день Всех святых

В Православной Церкви на Литургии в день Всех святых читается отрывок из Послания к Евреям (11:33-12:2). В нем прославляются ветхозаветные праведники, названные «облаком свидетелей». Евангельское чтение в этот день составное (Евангелие от Матфея, 10:32-33, 10:37-38, 19:27–30). В нем указываются необходимые признаки святости.

«Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».

Праздничное богослужение наполнено поэтическими оборотами. Церковь называет святых «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (канон утрени, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии).

На следующий день, в понедельник после праздника Всех святых, сплошная (без постных дней в среду и пятницу) седмицу (неделя) сменяется Петровым постом.

Молитва всем святым

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете.

Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь Твоя украсившися,  теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак

Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Величание

Величаем вас, апостоли, мученицы и пророцы и вси святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Предыдущая запись Молитва о потерянной вещи — смысл и текст
Следующая запись «Сон Богородицы» — языческое творчество