Молитва за род — есть ли такая в Православии?

Есть ли молитва о прощении грехов рода?

Существует ли в православная молитва за род? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в сути греха. Грех – это поступок, мысль или состояние души, которые нарушают нравственный закон, заложенный Богом в человеке. Это противление замыслу любящего Всевышнего о Его высшем творении.

молитва за род
Молитва

Бог не может насильно навязать Свою волю человеку, так как дал ему свободу выбора. Однако избрав грех, отпав от Творца, душа непременно переходит во власть тёмных сил и духовно гибнет. Чтобы помочь своему любимому творению, Бог дал ему Свои заповеди. Следуя заповедям, человек сохраняет в себе Божественный образ. После телесной смерти праведная душа обретает спасение в Вечности. Преподобный авва Филимон учил: 

«Нет другого пути, возводящего на небо, кроме совершенного удаления от всего злого, стяжания всего благого, совершенной к Богу любви и сопребывания с Ним в преподобии и правде. Так что когда у кого будет сие, то он скоро востечет к небесному лику» («Добротолюбие», том 3).

Грех – это личная ответственность каждого человека. Она не распространяется на потомков грешника. Поэтому в Православии отсутствует понятие «родового греха». Соответственно, православная «молитва покаяния за весь род» просто не может существовать. Различные тексты, которые так именуются, не имеют ничего общего с христианством и являются суеверно-магическими. Иерей Андрей Чиженко отмечает:

«Понятие “родовой грех” – не православное. Это термин языческого мира, магии. Им могут пользоваться в надежде на финансовую выгоду или получение власти над человеком гадалки, колдуны, экстрасенсы, но отнюдь не православные христиане».

Молитва за род: что об этом сказано в Библии?

Нередко в пользу теории об ответственности детей за грехи родителей приводятся аргументы с отсылками к Священному Писанию. Однако здесь имеют место выдёргивания цитат из контекста, а также их неверные толкования.

Образное выражение о том, что «у детей на зубах оскомина, поскольку их отцы ели кислый виноград» в Ветхом Завете действительно присутствует. Однако оно приводится в контексте его критики самим Богом. Всевышний спрашивает у пророка Иезекииля, почему эта неверная пословица употребляется израильским народом. Бог опровергает её, говоря, что отцы и дети не отвечают за грехи друг друга, а «беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:20). Об этом говорится и во многих других местах Священного Писания (Иер.31:30; Втор.24:16; 4Цар.14:5-6).

Также широкую известность обрело следующее ветхозаветное выражение:

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5).

Как же его соотнести со всем вышесказанным? Тем, кому нужна молитва за род, о прощении грехов предков, полезно обратиться к «Толковой Библии» А. Лопухина. В ней объясняется, что потомки грешников действительно могут понести наказание. Однако не безвинно, а за повторение грехов родителей. В указанной цитате очень важно не упускать из внимания слова «ненавидящих Меня». То есть она относится только к тем потомкам, которые продолжают совершать беззакония своих отцов. Вот что об этом говорит преподобный Ефрем Сирин:

«Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» («Творения», том 6).

Справедлив ли Бог?

Некоторые могут упрекнуть Бога в несправедливости. Ведь если у ребёнка грешные родители, значит, высока вероятность и его падения. И дело тут не только в дурном влиянии. Например, предрасположенность к алкоголизму может передаваться по наследству, без воли ребёнка. Однако важно понимать, что Господь безмерно любит всех людей и каждому желает спасения.

Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает, что врата Царствия Небесного открыты для каждого человека, независимо от его семьи и окружения:

«Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни был».

Господь видит, что люди находятся не в равных обстоятельствах. И где больше зла, там больше Божественная помощь и награда (Рим.5:20). Даже самое малое духовное усилие заложника греховного окружения будет щедро одариваться Божественной благодатью, которая отменяет власть любого греха (Рим.6:20). А вот воспользоваться этой помощью или нет – свободный выбор человека.

О том, что воздаяние Всевышнего неодинаково, говорили и святые отцы. Например, Авва Дорофей учил:

«Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового («Душеполезные поучения»).

Наконец, нельзя забывать, что грозные слова Бога из Книги Исход о наказании до третьего и четвёртого колена имеют продолжение. В противовес им Господь говорит, что творит милость

«до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6).

Православная молитва за род

Итак, каждый человек отвечает только за собственные грехи. Поэтому православные христиане используют молитву не о «снятии родового греха», а о спасении души. В том числе о спасении душ усопших родителей и других сродников. Поминовение умерших родственников совершается как в церковной молитве (отпевание, панихида, проскомидия), так и в келейной, то есть домашней.

Существует множество различных молитв, которыми миряне могут самостоятельно поминать усопших. За душу недавно скончавшегося христианина читается Канон о единоумершем и Псалтирь. Очень важна молитва в первые 40 дней после смерти. Церковное Предание гласит, что в течение этого времени определяется участь души до Страшного Суда. Поминовения близких могут не только значительно облегчить загробную судьбу души, но и способствовать её полному помилованию на Страшном Суде.

Православная молитва за свой род может твориться и своими словами. За сродников, умерших без покаяния, а также за самоубийц и некрещёных нужно келейно молиться мученику Уару и преподобному Льву Оптинскому. Также для спасения души усопшего принято творить добрые дела. Например, подавать милостыню.

Молитвы об усопших

Короткая молитва об усопшем

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное 

Молитва об усопшем

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго  раба Твоего (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца.

Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь. 

Молитва Богородице об усопших

Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному (-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов.

Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего (рабу Твою) Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему (ей), имущему (-щей) судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго (-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.

Молитва преподобного Льва Оптинского об умершем без покаяния

(может также келейно читаться о некрещёных и самоубийцах)

Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу (имя), а́ще возмо́жно е́сть, поми́луй! Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне во гре́х сей моли́твы мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя.

Молитва мученику Уару о некрещёных и самоубиенных

Тропарь, глас 4

Во́инством святы́х страстоте́рпец стра́ждущих зако́нне,/ зря о́нех, показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́./ И устреми́вся на страсть во́лею,/ и умре́ти вожделе́ за Христа́,/ И́же прия́л еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, Уа́ре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.

Молитва

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Предыдущая запись Молитва за родных и близких — о чем и как просить
Следующая запись Молитва на благословение детей