Существует ли в православная молитва за род? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в сути греха. Грех – это поступок, мысль или состояние души, которые нарушают нравственный закон, заложенный Богом в человеке. Это противление замыслу любящего Всевышнего о Его высшем творении.
Бог не может насильно навязать Свою волю человеку, так как дал ему свободу выбора. Однако избрав грех, отпав от Творца, душа непременно переходит во власть тёмных сил и духовно гибнет. Чтобы помочь своему любимому творению, Бог дал ему Свои заповеди. Следуя заповедям, человек сохраняет в себе Божественный образ. После телесной смерти праведная душа обретает спасение в Вечности. Преподобный авва Филимон учил:
«Нет другого пути, возводящего на небо, кроме совершенного удаления от всего злого, стяжания всего благого, совершенной к Богу любви и сопребывания с Ним в преподобии и правде. Так что когда у кого будет сие, то он скоро востечет к небесному лику» («Добротолюбие», том 3).
Грех – это личная ответственность каждого человека. Она не распространяется на потомков грешника. Поэтому в Православии отсутствует понятие «родового греха». Соответственно, православная «молитва покаяния за весь род» просто не может существовать. Различные тексты, которые так именуются, не имеют ничего общего с христианством и являются суеверно-магическими. Иерей Андрей Чиженко отмечает:
«Понятие “родовой грех” – не православное. Это термин языческого мира, магии. Им могут пользоваться в надежде на финансовую выгоду или получение власти над человеком гадалки, колдуны, экстрасенсы, но отнюдь не православные христиане».
Нередко в пользу теории об ответственности детей за грехи родителей приводятся аргументы с отсылками к Священному Писанию. Однако здесь имеют место выдёргивания цитат из контекста, а также их неверные толкования.
Образное выражение о том, что «у детей на зубах оскомина, поскольку их отцы ели кислый виноград» в Ветхом Завете действительно присутствует. Однако оно приводится в контексте его критики самим Богом. Всевышний спрашивает у пророка Иезекииля, почему эта неверная пословица употребляется израильским народом. Бог опровергает её, говоря, что отцы и дети не отвечают за грехи друг друга, а «беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:20). Об этом говорится и во многих других местах Священного Писания (Иер.31:30; Втор.24:16; 4Цар.14:5-6).
Также широкую известность обрело следующее ветхозаветное выражение:
«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5).
Как же его соотнести со всем вышесказанным? Тем, кому нужна молитва за род, о прощении грехов предков, полезно обратиться к «Толковой Библии» А. Лопухина. В ней объясняется, что потомки грешников действительно могут понести наказание. Однако не безвинно, а за повторение грехов родителей. В указанной цитате очень важно не упускать из внимания слова «ненавидящих Меня». То есть она относится только к тем потомкам, которые продолжают совершать беззакония своих отцов. Вот что об этом говорит преподобный Ефрем Сирин:
«Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» («Творения», том 6).
Некоторые могут упрекнуть Бога в несправедливости. Ведь если у ребёнка грешные родители, значит, высока вероятность и его падения. И дело тут не только в дурном влиянии. Например, предрасположенность к алкоголизму может передаваться по наследству, без воли ребёнка. Однако важно понимать, что Господь безмерно любит всех людей и каждому желает спасения.
Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает, что врата Царствия Небесного открыты для каждого человека, независимо от его семьи и окружения:
«Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни был».
Господь видит, что люди находятся не в равных обстоятельствах. И где больше зла, там больше Божественная помощь и награда (Рим.5:20). Даже самое малое духовное усилие заложника греховного окружения будет щедро одариваться Божественной благодатью, которая отменяет власть любого греха (Рим.6:20). А вот воспользоваться этой помощью или нет – свободный выбор человека.
О том, что воздаяние Всевышнего неодинаково, говорили и святые отцы. Например, Авва Дорофей учил:
«Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового («Душеполезные поучения»).
Наконец, нельзя забывать, что грозные слова Бога из Книги Исход о наказании до третьего и четвёртого колена имеют продолжение. В противовес им Господь говорит, что творит милость
«до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6).
Итак, каждый человек отвечает только за собственные грехи. Поэтому православные христиане используют молитву не о «снятии родового греха», а о спасении души. В том числе о спасении душ усопших родителей и других сродников. Поминовение умерших родственников совершается как в церковной молитве (отпевание, панихида, проскомидия), так и в келейной, то есть домашней.
Существует множество различных молитв, которыми миряне могут самостоятельно поминать усопших. За душу недавно скончавшегося христианина читается Канон о единоумершем и Псалтирь. Очень важна молитва в первые 40 дней после смерти. Церковное Предание гласит, что в течение этого времени определяется участь души до Страшного Суда. Поминовения близких могут не только значительно облегчить загробную судьбу души, но и способствовать её полному помилованию на Страшном Суде.
Православная молитва за свой род может твориться и своими словами. За сродников, умерших без покаяния, а также за самоубийц и некрещёных нужно келейно молиться мученику Уару и преподобному Льву Оптинскому. Также для спасения души усопшего принято творить добрые дела. Например, подавать милостыню.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго раба Твоего (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца.
Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному (-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов.
Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего (рабу Твою) Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему (ей), имущему (-щей) судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго (-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.
(может также келейно читаться о некрещёных и самоубийцах)
Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу (имя), а́ще возмо́жно е́сть, поми́луй! Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне во гре́х сей моли́твы мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя.
Во́инством святы́х страстоте́рпец стра́ждущих зако́нне,/ зря о́нех, показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́./ И устреми́вся на страсть во́лею,/ и умре́ти вожделе́ за Христа́,/ И́же прия́л еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, Уа́ре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.