Рождение ребенка реализует чувство полноты семьи, муж и жена становятся еще и родителями. Своей любовью и заботой они оберегают младенца. Но маленький ребенок нуждается еще и в Божьей благодати. Поэтому крещение младенца является весьма ответственным шагом для православных родителей. Для этого важно выбрать ребенку подходящих крестных родителей. И для многих это составляет немалую сложность. Где найти настоящих крестных? Что делать, если нет православных знакомых? Может ли бабушка быть крестной у внучки или внука? Или вообще можно обойтись без крестных?
«Очень важно понимать, что Крещение — это начало духовной жизни и в дальнейшем необходимо заботиться о своей душе, соблюдая ее чистоту и спокойствие от различных страстей, которые есть в каждом человеке. Поэтому важно иметь духовного наставника. Крестный родитель — это и есть духовный наставник в вере» (иерей Димитрий Глухарев).
Ритуальные очистительные омовения существовали с древнейших времен у многих народов, в то числе у ветхозаветных израильтян. Но омовение в реке Иордан, которое совершал Иоанн Предтеча, принципиально отличалось от прежних обрядов. Совершить его можно было лишь после раскаяния в собственных грехах. Поэтому крещение Иоанна Предтечи назвали «крещением покаяния». Оно готовило людей к пришествию в мир Спасителя. От Иоанна Предтечи получил крещение Иисус Христос. В божественном смирении Безгрешный Богочеловек погрузился в воды реки Иордан, чтобы этим обновить человеческое естество. Так Он очистил его от скверны первородного греха, освободил от проклятия и осуждения за прародительное неповиновение Создателю.
«На Иордане Святой Дух в виде голубином показал, что в крещении рождается духовный человек и он должен быть незлобив, прост и невинен» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).
Господь заповедал своим апостолам совершать Крещение над другими людьми (Евангелие от Матфея, 28:19). Современное значение Таинство Крещения приобрело в день основания Церкви, то есть со дня Пятидесятницы (50-й день после Пасхи, когда на апостолов сошел Святой Дух). С тех пор христианами становились только те, кто прошел Таинство Крещения. По словам святителя Иоанна Златоуста (347-407), «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных».
Для многих важным вопросом является, может ли бабушка быть крестной у внучки. Но главная суть Таинства Крещения заключается в том, что после его совершения крещаемый вводится в Церковь. Только через Крещение, мистически став ее частью, можно обрести спасение. Плодом крещения является изменение жизни человека. То есть новокрещенный перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. После Крещения верующий и становится способным воспринимать Божественную благодать.
«Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина» (святитель Димитрий Ростовский, 1651-1709).
Крещеный человек может участвовать в других церковных Таинствах, за него можно подавать записки о поминовении. Крещение служит важным условием для достижения Царствия Небесного. Об этом недвусмысленно свидетельствуют слова Иисуса Христа:
«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна, 3:5).
После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человеческая природа изменилась. Она стала быть подверженной действиям греха, страстей, болезней, смерти. Такую пораженную грехом природу наследуют теперь все люди при рождении. Однако после Жертвы Иисуса Христа, Сына Божия, принесенной на Кресте, произошло «исцеление» испорченной природы человека, искупление от греха.
«Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству падшему посредством крещения. Крещение, не уничтожая естества, уничтожает состояние падения; не делая естества иным, изменяет его состояние, приобщив человеческое естество естеству Божию» (святитель Игнатий Брянчанинов, 1807-1867).
В истории человечества открылась новая страница — появились христиане.
Нужно понимать, что христианами не рождаются, а становятся. Преображенная Христом человеческая природа не наследуется автоматически. Согласно Православному Учению, получить залог для преображения возможно только при совершении Таинства Крещения.
«Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились, ибо оно вновь творит нас и образует» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).
Само преображение человек совершается собственными усилиями, но возможно лишь при Божией помощи. Таинство Крещения означает духовное рождение человека, его смерть для греха и воскресение для вечной жизни. У крещеного человека появляется реальная возможность и способности для противостояния греху и победы над ним.
«Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес – категории жизни сей, временной, земной. А Господь прежде всего печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному» (священник Константин Пархоменко).
В Православной Церкви Таинство Крещения совершается при наличии веры человека в христианские догматы. Человек должен засвидетельствовать веру в Бога (Отца, Сына и Святого Духа) и что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира. Поэтому для первых христиан характерно осознанное принятие Крещения взрослыми людьми. Впрочем, уже тогда были известны случаи, когда крестилось все семейство с детьми. Впоследствии широкое распространение получила практика совершать Крещение над младенцами в первые дни или месяцы после рождения. В дореволюционной России крестили почти исключительно младенцев.
От ребенка, тем более в младенческом возрасте, невозможно ждать осознанной веры. В силу этого Таинство Крещения над детьми совершается по вере родителей и крестных. Восприемники (крестные принимают на руки крещеных детей из купели) приносят за младенцев крещальные обеты. Также они обязуются воспитывать ребенка в духе Православия.
Когда над младенцем совершается Таинство Крещения, он не может сам осознать, что с ним происходит. Но по Православному Учению душа новокрещенного воспринимает благодать Святого Духа, которая начинает действовать на подсознательном уровне в душе ребенка.
«Человеку на все его органы чувств ставится печать Святого Духа. Это своего рода замки, через которые не может пройти сатана. Во время крещения он изгоняется и не может пройти через эти печати до тех пор, пока человек сам ему не откроет, как это сделали козлята серому волку» (священник Дмитрий Николаев).
При Крещении Божия благодать дается младенцам в залог будущей веры. Чтобы это «семя» проросло и принесло плоды, необходимы воспитание и усилия самого ребенка по мере его взросления.
«Крещение – как второе рождение, духовное. Оно является дверью в Церковь. Человек, принимающий крещение, становится членом Церкви, оказывается на ее пороге. Это начало пути. В дальнейшем уже от него зависит – пройдет ли он вперед. Конечно, дорога предстоит трудная, но Господь не обещал нам легкого пути… При погружении в купель человек освобождается от всех грехов, в том числе и от первородного. И в дальнейшем от человека зависит, совершать новые грехи или вести борьбу с ними. И ответственность родителей и крестных очень большая: они должны научить ребенка жить по-христиански, по заповедям Божиим. Если восприемники не сделают этого, грех нарушения клятвы ляжет на них» (иеродиакон Паисий Щурухин).
Как родные родители после рождения младенца берут чадо на руки, так и крестные родители первыми принимают крестников на руки от священника. Сложилась традиция, что для мальчиков достаточно иметь восприемника — крестного отца, а для девочек — крестной матери. В России принято иметь 2-х крестных для каждого ребенка.
При Крещении крестные дают обеты (обязательства) перед Господом в воспитании крестника в Православной вере.
«Крестные — это не просто друзья семьи, это не какие-то «свадебные генералы», стоящие при совершении таинства с лентой «Почетный свидетель», как это бывает на свадьбах. Нет, крестные — лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими на аналое, дают обещание Самому Богу. Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокрещенный младенец вырос верующим, православным человеком. Их обязанность теперь — молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться» (протоиерей Павел Гумеров).
Не каждый человек может стать крестным. В Православии существуют определенные критерии для избрания восприемников. Основное требование — исповедование Православной веры. Огромное значение имеет участие в церковной жизни — в Исповеди и Причащении. При Таинстве Крещения появляется духовное родство (первая степень) между крестными родителями и крестником, как между родными родителями и их ребенком.
Родители с восприемниками также получают родственную связь между собой (вторая степень). В связи с этим Церковью запрещается вступать в брак крестным и крестникам между собой. Также нельзя восприемнику жениться на овдовевшей матери крестника, а восприемнице выходить замуж за овдовевшего отца крестницы (53 Правило 6 Вселенского Собора). Вопрос, может ли бабушка быть крестной у внучки, обычно не возникал.
«Духовное родство основывается на понятии о новом рождении крещеного младенца и на отношениях, в какие он вступает с своим духовным отцом Эти отношения, в виду долга, который принимает на себя восприемник, по духовно-воспитательной части, заменяя новокрещенному родного отца, считались равными отношению между родным отцом и его ребенком; оттуда развилась мысль о родстве духовном, которое важнее, чем родство по крови» (священноисповедник Никодим Милаш, 1845-1915).
Формальное требование гласит, что крестными родителями не могут выступать физические родители — мама и папа ребенка.
Очевидно, что абсолютно посторонние для ребенка и его семьи люди не могут стать хорошими восприемниками. Например, сердобольная бабушка-соседка, согласившаяся просто «подержать» младенца во время Крещения. Также не рекомендуется просить быть крестными знакомых или родственников,не соответствующих духовным требованиям и не способным способствовать православному воспитанию ребенка.
Все чаще встречается вопрос: может ли дедушка быть крестным у внука, а бабушка быть крестной у внучки? В Православии этому ничто не мешает, нет никакого противоречия церковным канонам. Главное, чтобы они были православными. С одной стороны это хорошо, такие крестные могут много времени уделить на духовное воспитание крестника.
Однако в этом можно разглядеть и минус. Например, зачастую можно встретить, что крестная называет свою крестницу дочкой. А если крестная — это бабушка, то называние внучки дочкой создает некоторую путаницу, к тому же это может раздражать мать ребенка. Бабушка всегда должна быть для внучки бабушкой.
Ведь дедушка и бабушка, как любящие родные, и так могут заниматься с детьми. А при наличии посторонних (не родных) крестных за ребёнка будет больше людей молиться Богу.
«Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает» (епископ Иона Черепанов).