Разрешено ли в Православии крестить ребёнка без крёстных? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит рассказать про смысл таинства Крещения и роль крёстных родителей. В Православной Церкви существует семь особо важных священнодействий – таинств. К ним относятся Крещение, Евхаристия (Причастие), Исповедь, Венчание, Миропомазание, Священство, Елеосвящение. Таинства проводятся священнослужителями, но незримо Сам Господь совершает Таинство. Эти события призваны менять духовное состояние человека, приближать его душу ко спасению. Но участвовать в таинствах может лишь тот, кто является членом святой Церкви. Поэтому и важен вопрос, можно ли крестить ребенка без крестных родителей. Не случайно Таинство Крещения также называют рождением в Церковь.
Протопресвитер Михаил Помазанский отмечает, что Крещение
“служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах”.
В Крещении человек духовно перерождается. Он умирает для греха и становится христианином, призванным ко спасению и даже к святости. Взрослому человеку в этом таинстве прощаются все прежние грехи. Ему даётся благодать (дар от Бога) для борьбы со страстями. Крещение ребёнка становится основой его духовного развития в лоне святой Церкви. Так начинается его путь к Богу. Сразу после таинства Крещения следует Таинство Миропомазания. Святое масло символизирует Святого Духа, который преображает крещаемого человека. Также в знак посвящения Богу и Его воле у крестившегося состригают часть волос.
Родителям следует ответственно и сознательно отнестись к Крещению своего чада. Это не пустая формальность или дань красивым традициям. Не магический обряд, автоматически защищающий от тёмных сил и несчастий. Это великое Таинство, торжественная встреча человека и любящего Бога. Это начало совершенно новой жизни – со Христом.
Святитель Тихон Задонский в труде “Об истинном христианстве” пишет, что Крещением мы
“освобождаемся от смерти и дьявольской власти и приходим в царство Христа, Сына Божиего”.
Для взрослого человека разрешено крещение без крёстных. Он участвует в таинстве осознанно, по своей собственной вере. Дети же ещё не могут осознать значение таинства, поэтому их крестят по вере крёстных родителей. Последних ещё называют духовными родителями или восприемниками. Во время Крещения они принимают крестника из рук священника. Также во время таинства восприемники вместо ребёнка отрекаются от сатаны. Они во всеуслышание заявляют о желании приобщиться ко Христу и признают основные догматы Православной церкви.
В древности крёстным был опытный христианин, который поручался перед Церковью за её нового члена. Восприемник приводил желающего стать христианином к священнику и участвовал в таинстве.
«Поручитель» подтверждал, что новоначальный (неофит) искренен и твёрд в своих намерениях. Также наличие восприемника было гарантией, что желающий креститься человек не является тайным врагом. В те времена христиан преследовало государство, так что приходилось опасаться вражеских «шпионов».
В наше время духовные родители тоже поручаются перед Богом за ребёнка и постепенно «приводят» его в Церковь. Восприемники должны не только всю жизнь молиться за крестника. Их задача — на собственном примере учить его молитве, участию в церковных таинствах.
Крёстным нужно обеспечить достойное духовное развитие ребёнка в лоне Святой Церкви, помогать делать первые шаги навстречу Богу. Делать всё, чтобы в будущем крестник смог самостоятельно продолжить этот спасительный путь. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что восприемники «должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь» («Настольная книга священнослужителя»). Поэтому необходимо, чтобы духовные родители были ответственными воцерковлёнными людьми, которые серьёзно относятся к своим обязанностям.
Протоиерей Павел Гумеров подчёркивает, что крёстный должен хорошо знать свою веру и быть духовным ориентиром для ребёнка:
“Восприемник обязан знать Символ веры и читать его при крещении… И конечно, крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться”.
Приведём также слова протоиерея Алексея Уминского:
“Восприемник все-таки должен любить своего крестника прежде всего, и стараться показать свою любовь к нему. А через свою любовь к нему — показать любовь ко Христу”.
Восприемнику стоит подарить крестнику молитвослов и Евангелие, регулярно водить ребёнка в храм, знакомить с церковными Таинствами. И конечно же крёстный должен всю жизнь молиться за своего крестника. В этом и заключается важность вопроса, можно ли крестить ребенка без крестных родителей. Крестные должны быть и их обязанности отнюдь не формальные.
Протоиерей Михаил Воробьев говорит восприемникам:
“Вас не просто «записали» в крестные, на Вас возложили ответственность за правильное христианское воспитание крестника. Крестные родители ручаются перед Богом в том, что их крестный сын или дочь вырастет порядочным, достойным, верующим человеком. Что он или она будет испытывать потребность жить полноценной церковной жизнью”.
Можно ли крестить девочку без крестной матери? Стоит отметить, что при рассмотрении этой проблемы пол ребёнка и крёстного родителя не имеет значения. Поэтому на него можно ответить так же, как и на вопрос «можно ли крестить мальчика без крестного?».
Без восприемников можно крестить детей начиная с 14-летнего возраста. Они считаются уже достаточно взрослыми для осознанного участия в таинстве. Однако и такому ребёнку лучше иметь наставника в духовных вопросах. К тому же наличие крёстных стало в России устоявшейся традицией, скорее народной, чем церковной. Поэтому нередко духовных родителей приглашают даже для взрослых крещаемых.
Крещение маленьких детей всегда должно совершаться с восприемниками. Исключениями могут быть только те случаи, когда жизни ребёнка угрожает опасность, например, тяжелая болезнь. Его следует как можно скорее крестить, чтобы в случае смерти душа сразу вознеслась к Богу.
“Раньше на Руси детей крестили на 40-й день после рождения. Но бывали и исключения: если ребенок рождался слабеньким, больным, батюшка крестил его как можно скорее. Принято было в народе считать, что после совершения Таинства Крещения либо скоро отойдет к Богу (но отойдет уже членом Церкви Христовой), либо быстро поправится и окрепнет. В любом случае при совершении Таинства душа младенца вручалась Господу — на Его Промысл, под Его усмотрение” (“Вам поможет Иоанн Кронштадтский”).