Сегодня внимание к суевериям обращают многие люди даже из церковной среды. Влиянию суеверных представлений подверглись праздники и различные религиозные атрибуты. В связи с этим распространены «важные» вопросы: можно ли носить чужой крестик? Что делать с найденным крестиком? Не перейдут ли грехи или судьба другого на того, кто будет носить его?
Чтобы дать на них верные ответы, следует разобраться в истинах христианской веры, ее истории.
«Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Без воли Божией ничего не происходит, в мире нет никаких случайностей. И воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию. Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились. Для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия — чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде» (профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов).
В Римской империи опасные преступники подлежали распятию на кресте. Это была позорная и мучительная казнь. Сын Божий, пошедший на добровольную смерть для искупления грехов человечества, был казнён именно так. Но Воскресение Христа из мертвых превратило крест в символ победы над смертью.
В условиях гонений на первых христиан отсутствовала возможность прямого написания имени Спасителя или Его изображения. Благодаря этому среди верующих стали применяться символические мотивы. Среди единоверцев широкое распространение получили зашифрованные тексты (криптограммы) и образы. Например, акроним ИХТИС (с греческого расшифровывается как «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель»). Римские катакомбы 2-3 века имеют изображения рыб — по гречески слово «ἰχθύς» (ИХТИС) означает «рыба».
Христа могли символически изображать в образе агнца:
«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна, 1:29).
В раннем христианстве не использовалось изображение креста. Его широкое почитание началось в 4 веке. Он был обретен стараниями царицы Елены, матери византийского императора Константина. К этому же времени относится зарождение обычая носить нательный крестик верующими.
Нательный крестик надевается на каждого православного христианина во время совершения Таинства Крещения. Священник возлагает на новокрещенного белую одежду как символ «правды и спасения». На грудь помещает крест, свидетельствующий о готовности идти за Господом:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).
Это должно напоминать, что жизненные трудности нужно принимать без ропота, полагаясь на волю Божию.
«Каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греху и воскреснуть в духе. Это, конечно, не значит, что себя нужно истязать. Нужно принимать все скорби и болезни с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьёт, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскалённое железо под ударами молота. Если увильнёшь от ударов, то останешься бесформенным куском металла. А если потерпишь — будешь дивным произведением Божиих рук. Так что терпи…» (протоиерей Василий Ермаков).
Нательный крестик может быть металлическим, деревянным, костяным или выполненным из других материалов. Размером он обычно не превышает несколько сантиметров. Его носят на веревочке (гайтане) или цепочке на груди. Нательным крестик называется потому, что носят его непосредственно на теле, а не поверх одежды. Православная Церковь учит, что ношение нательного креста охраняет душу и тело христианина. Крест отгоняет злых духов. Поэтому православные носят свой нательный крестик на протяжении всей жизни, не снимая.
«Христианин без креста — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его» (схиигумен Савва Остапенко, 1898-1980).
С ветхозаветных времен существовала традиция освящения рукотворных религиозных предметов. Освящались СкинияЗавета (Книга Исход, 40:34) и храм Соломона (Вторая книга Паралипоменон, 7:1). У первых христиан не было установленного чина освящения креста. Оно появилось первоначально в Западной Церкви (о точном времени сведения отсутствуют). В Русском Православии чинопоследование освящения креста прослеживается с 17 века. Именно тогда оно появилось в Требнике Петра Могилы 1646 года.
Освящение нательного креста совершается священником во время специального чина. Следует чтение псалмов, поются тропарь и кондак Кресту, тайные священнические молитвы. При окропления креста святой водой священник произносит:
«Освящается крестное сие знамение благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Освящением нательного креста призывается Божье благословение
«во отгнание же всякаго зла сопротивнаго, и во исцеление душевных, и телесных недугов» (молитва на освящение креста).
Нательный крест, носимый как амулет или украшение, не способно магическим образом спасти человека, оградить от зла. Обязательное условие для этого — осознанное исповедование христианского вероучения. Иисус Христос, Сын Божий, Сам хранит от различных бед и напастий людей, которые верят в Него и уповают на Него.
«Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — обращается к людям святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) и объясняет причину: — По неверию вашему».
Что делать, если нашел крестик? Можно ли носить найденный крестик? А почему же нет? Грехи других не способны механически и автоматически перейти на человека, нашедшего чужой крест. По Православному учению, за плохие поступки, слова и мысли, действия и бездействия каждый сам будет отвечать. Грех — это не микроб, который переходить от предметов через прикосновение к ним. Грех исходит от самого человека:
«Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Евангелие от Матфея, 15:19).
Для христиан важным является «смотрение» за состоянием сердца, за произнесенными словами и сделанными поступками, за отношением к другим. Если нательный крест потерялся и его нашли, вопрос, можно ли носить чужой крестик, излишен. Его достаточно освятить в православном храме.
В современном мире можно наблюдать, как вера в Бога сочетается с суеверными приметами и обычаями. Чаще всего причиной тому особое психологическое состояние человека. Еще святитель Иоанн Златоуст (347-407) говорил, что суеверие является плодом незрелого, детского восприятия мира, называя эллинов детьми.
«Суеверные ритуалы вообще — не про веру. Они — про незрелость эмоциональной сферы человека. Каждый подобный случай раскрывает во взрослом человеке испуганного ребенка, по-прежнему ставящего себя в центр мира… И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменять. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом» (православный психолог Александр Ткаченко).
Поэтому, чтобы побороть веру в народные и прочие приметы, следует молить Господа о духовном просвещении, изучать Священное Писание. Тогда уже никого не будет волновать, можно ли носить чужой крестик. И Создатель как Любящий Отец наполнит сердца истинной верой.
«Все зло в мире происходит от того, что нет божественного просвещения. Когда божественного просвещения нет, человек находится во мраке. Тогда один говорит «Пойдем сюда», другой говорит. «Нет, я хорошо знаю, лучше сюда пойдем», третий: «Туда», четвертый: «Сюда».
Каждый думает, что правильно идти туда, куда считает он. Иными словами, все хотят добра, но находятся в помутнении и не могут прийти ко взаимопониманию. Если бы помутнения не было, то они бы не ругались: ясно видели бы, какой путь лучше, и вместе шли бы к нему…
По крайней мере, в Церкви у большинства нет злых намерений, но отсутствует божественное просвещение. Борются за доброе, а чем в конце концов заканчивают?.. Поэтому будем просить у Бога, чтобы Он дал нам хотя бы немного божественного просвещения, ибо иначе мы будем спотыкаться, как слепые. Добрый Бог дает Свое божественное просвещение тем, у кого есть благое произволение» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству, щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду.
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Крест Твой святы́й,ьи́мже нас спа́сл еси́ от рабо́ты вра́жия.
О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит.
Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́?
Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние!
Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.