Исторически почти в каждой религии существуют запреты на те или иные виды пищи. В основном пищевые запреты содержались в священных религиозных книгах. Со временем некоторые религии упрощали или отменяли религиозные пищевые запреты. Другие же до сих пор строго следят за соблюдением традиций. Поэтому вопрос о пищевых запретах в христианстве сохраняется. Например, можно ли православным есть свинину?
В Ветхом Завете весь животный мир был разделен на чистый и нечистый. Нечистых животных нельзя было употреблять в пищу и приносить в жертву Богу. Запрещено было даже прикасаться к ним. Закон о чистоте был установлен пророком Моисеем и входил в число заповедей. Запрет на употребление нечистых животных носил дисциплинарный, воспитательный характер. Его целью являлось ограждение иудейский народ от языческого влияния. Дело в том, что еврейский народ легко поддавался соблазнам и развращению. Иудеи неоднократно отступали от Единого Бога и поддавались языческому влиянию. Они перенимали языческие традиции и ритуалы. При этом многие из этих обычаев были связаны с едой и посвящением пищи идолам.
Поэтому пищевые запреты, с одной стороны, дисциплинировали иудеев. С другой — препятствовали свободным взаимоотношениям с язычками. Иудейский народ скрупулезно относился ( и относится до сих пор) не только к потребляемой еде. Это характерно и в общем к внешним проявлениям телесной чистоты.
“Учение о чистоте теснейшим образом связано с ветхозаветным пониманием святости. Те и другие законы обращены к человеку, составляющему единство тела и души. Напротив, всякая нечистота, имевшая прямое отношение к телу, ассоциировалась с грехом, нравственной немощью” (архимандрит Иов (Гумеров)).
Христианство корнями уходит в ветхозаветные времена. Так что закономерен вопрос: можно ли православным есть свинину и другие виды “нечистой” пищи?
Бог разрешил Моисею и всему еврейскому народу есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку (Лев.11:3). Нельзя было вкушать тушканчика, верблюда, зайца. Также нечистым животным считалась свинья:
“потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас” (Лев.11:7).
Из животных, обитающих в воде, запрещалась есть тех, “у которых нет перьев и чешуи” (Лев. 11: 10). Запрет также распространяется на ряд птиц. Среди них орел, гриф, сокол, ворона, чайка, филин, ибиса, лебедь, пеликан и другие (Лев.11:13-19).
Все пресмыкающиеся, крылатые животные, ходящие на четырех ногах (кроме животных, у которых голени выше ног), а также четвероногие животные, ходящие на лапах, считались нечистыми.
Однозначного ответа, почему Бог запретил есть именно эти категории животных, нет. Некоторые исследователи предполагают, что этот запрет основывался на исторически сложившихся вкусовых предпочтениях евреев. Другие считают, что оказали гигиенические и медицинские причины. Римский историк первого века Тацит утверждал, что закон о чистоте установил непреодолимую преграду между иудеями и другими народами.
Но ветхозаветные пищевые предписания потеряли свою актуальность в Новом Завете и были отменены апостольским Собором:
“Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите” (Деян. 15: 28-29).
С приходом Спасителя закон о чистоте изжил себя. Ведь Иисус Христос проповедовал соблюдение в первую очередь чистоты души, помыслов. Он отдавал главенствующее место духовности человека, а не слепому следованию ветхозаветным предписаниям. К тому же христианами становились не только евреи. Обращались в христианство и другие народы, которые никогда не жили по Законам Моисея.
Остро встал вопрос: нужно ли язычникам, принявшим христианство, соблюдать Законы Моисея. Был собран Собор, где апостолами было принято решение о снятии запрета на “нечистую” пищу. Если человек принял веру во Христа и не являлся иудеем, он может есть запрещенную в Ветхом Завете пищу. Так что вопрос, можно ли православным есть свинину, не актуален. Можно есть всё — кроме:
– идоложертвенного;
– крови;
– удавленины.
Идоложертвенное – продукты питания, которые приносились в жертву богам и идолам. Но с исполнением предписания апостолов не есть идоложертвенное первых христиан, возникли сложности. В продажу поступали продукты, которые были принесены в жертву божествам. Не всегда можно было узнать, является ли еда идоложертвенной или нет. С такой же ситуацией сталкивались верующие, пришедшие в гости к язычникам.
Поэтому апостол Павел указывал в посланиях, что купленную еду не нужно исследовать на предмет “нечистоты”. Но если христианин был уведомлен, что еда приносилась в жертву, от такого угощения нужно было отказаться (1Кор.10:25-28).
В наши дни к идоложертвенной пище можно отнести так называемую “пищу жизни”, которую раздают кришнаиты. Они всю приготовленную еду вначале предлагают божеству Кришне. Идоложертвенное также можно встретить в буддийских храмах.
Удавленина и мертвечина – мясо трупных животных, а также животных, которые были умерщвлены с помощью удавления. Животных, которые не были зарезаны и в них сохранилась кровь, употреблять в пищу было запрещено.
Запрет на такое мясо был зафиксирован также в 63 правиле святых апостолов:
“Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил (Деян. 15, 29). Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен”.
Протоиерей Андрей Ефанов:
“На своем Первом соборе апостолы обсуждали, нужно ли христианам соблюдать закон ветхозаветных пищевых запретов. И постановили, что для новообращенных из язычников (то есть для тех, кто принял Христа, до этого не будучи иудеем) нет необходимости в соблюдении пищевых запретов. Апостол Иаков, брат Господень, сказал об этом так: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20). Таким образом, пищевые запреты, актуальные для Ветхого Завета, в Новом уже не соблюдаются. То есть разделения на нечистых и чистых животных нет”.
Протоиерей Андрей Кордочкин
“В некоторых культурах есть свои барьеры. Однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20)”.