Можно ли венчаться без свидетелей? Прежде чем узнать ответ на данный вопрос, следует разобраться в значении венчания. Это не просто красивая церемония, а одно из семи церковных Таинств наряду с Крещением, Исповедью, Причастием и другими. Всё это особо значимые священнодействия, в которых невидимо для нас участвует Сам Господь.
В церковных Таинствах верующим даётся Божественная спасительная сила – благодать. Она глубоко воздействует на человека, освящает и лечит его душу и тело. Все Таинства установлены не человеком, а Богом. Они неотделимы от Святой Церкви. Протоиерей Георгий Флоровский отмечает, что именно Таинствами христианская община становится Церковью.
Мужчина и женщина созданы Всевышним для соединения, гармоничного взаимодополнения и совместного совершенствования:
«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).
Во время же венчания брачный союз мужчины и женщины освящается Богом и Святой Церковью. Отношения супругов обретают высшее духовное измерение и становятся ступенью на пути приближения ко Господу. Таким образом, Таинство не подменяет брак, а дополняет его.
Церковь не считает блудом невенчанный зарегистрированный брак. Однако Православие призывает всех православных христиан к освящению своих супружеских отношений. Протоиерей Павел Великанов отмечает:
«Не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное».
Полученная на венчании благодать духовно преображает искренне верующих молодожёнов и помогает им в созидании семьи. Однако само по себе Таинство не гарантирует «автоматическое» семейное благополучие. Муж и жена должны прикладывать собственные усилия для построения семейных отношений. То есть им нужно на практике стремиться жить по-христиански. Преподобный Паисий Святогорец учит:
«Супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос» («Слова», том 4).
Необходимо заранее определиться с датой венчания, так как в определённые дни оно не совершается. Нельзя венчаться, например, в период постов. Ведь после венчания следует брачная ночь, а Церковь призывает воздерживаться от плотской связи в постные дни. По этой же причине не венчают по вторникам и четвергам. Брачная ночь в таких случаях выпадает на начало постного дня среды и пятницы.
Накануне великих церковных праздников и воскресных дней (в Сб) не венчают. Это необходимо, чтобы брачная ночь не совпала с началом праздничного дня. Это время нужно посвятить Богу, а не супружеским отношениям. Узнать подходящую дату для совершения Таинства можно с помощью календаря венчаний. Его легко можно найти на православных сайтах в Интернете.
Накануне венчания священник проводит с молодыми беседу. Он выясняет, нет ли каких-либо препятствий для церковного брака, объясняет смысл Таинства и помогает подготовиться к нему. Церковь не венчает близких родственников, некрещёных людей, атеистов (в том числе крещёных), иноверцев и лиц, состоящих в духовном сане. Также церковный брак не заключается с теми, кто уже дважды венчался или состоит в другом браке.
Молодожёнам перед венчанием необходимо принять участие в Таинствах исповеди и Причастия, чтобы чистыми вступить в семейную жизнь. Подготовка к Таинству включает также приобретение венчальных икон (Спасителя и Девы Марии), свечей и обручальных колец.
Венчание в Православии обычно предваряется обрядом обручения. Это даваемое перед Богом торжественное взаимное обещание молодых стать супругами. Священнослужитель трижды с молитвой благословляет жениха и невесту и даёт им зажжённые свечи – символ целомудрия и Божьей благодати. Молодые, в свою очередь, трижды совершают крестное знамение. Священник произносит тайную молитву и вручает будущим супругам обручальные кольца, которыми те должны трижды обменяться.
Венчание начинается с каждения всех присутствующих в храме. После этого жених и невеста становятся посреди храма и дают согласие перед священником на вступление в брак. Затем следуют ектения и особые молитвы на благословение брака. Жених и невеста целуют и надевают венцы – символы духовной чистоты над плотской похотью. Чаще всего венцы держат свидетели на венчании над головами брачующихся. Священник благословляет пару. Затем читается Евангелие от Иоанна (отрывок о чуде, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской) и ектения, поётся «Отче наш». Благословляется чаша с вином, из которой молодые совершают три глотка.
Священник соединяет и покрывает епитрахилью правые руки молодожёнов. Поверх он кладёт свою руку, что символизирует получение мужем жены от самой Церкви и их соединение во Христе. Священник поёт тропари, трижды обводя пару вокруг аналоя. С молодожёнов снимаются венцы, произносятся напутственные слова священника, читаются молитвы. Супруги подходят к царским вратам и поочередно целуют иконы Спасителя и Богоматери. Затем целуют крест и принимают из рук священника венчальные иконы.
В Российской империи венчание имело юридическую силу. Для православных христиан только венчанный брак считался законным. Гражданской процедуры «росписи в ЗАГСе» не было, как и самих ЗАГСов. В связи с этим вопрос, можно ли венчаться без свидетелей, был неактуален. Венчание обязательно должно было совершаться при поручителях (свидетелях). В просторечии их и по сей день именуют дружками или шаферами. Церковью же использовался термин «восприемники». Они оставляли свои подписи в приходской книге и тем самым свидетельствовали о совершении бракосочетания. Таким образом, свидетели играли важную роль в Таинстве. Они должны были хорошо знать брачующихся, чтобы поручиться за них.
В наше время Русская Православная Церковь отделена от государства. Молодые регистрируют брак в светских государственных учреждениях и только после этого могут повенчаться в церкви. Поэтому присутствие свидетелей является желательным, но уже не строго обязательным условием заключения церковного брака. Это устоявшаяся добрая традиция, но не каноническое правило.
Свидетели на венчании – кто может быть ими? Сегодня свидетели выполняют духовно-наставническую функцию. Они молятся за молодых и помогают им советами. Поэтому на роль восприемников лучше всего приглашать уже венчанных воцерковлённых людей. Протоиерей Дионисий Свечников отмечает:
«Как и крестные родители, опытные в духовной жизни, прилагают все силы для воспитания и руководства своих крестников в вере и благочестии, так и восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей».
Если же взрослых и опытных свидетелей найти не удаётся, то можно пригласить на эту роль верующих неженатых друзей и незамужних подруг молодожёнов. Также свидетелями могут быть родители будущих супругов.
Можно ли венчаться без свидетелей? Венчание без свидетелей тоже допускается. Однако на различных приходах могут быть собственные особые традиции и правила. Поэтому этот вопрос обязательно необходимо заранее обсудить со священником, который будет совершать Таинство. Бывают исключительные ситуации, когда паре разрешается венчаться тайно. Например, если родные одного из супругов агрессивно настроены против христианства. В таких случаях отсутствие свидетелей является вынужденной мерой.
Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении сподобивый в Кане Галилей стей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу, в мире и единомыслии сохрани; честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благослови и сподобия к старости маститей достигнути, чистым сердцем делающе заповеди Твоя. Ты бо еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Не бо́йся, ма́лое ста́до! А́з е́смь с ва́ми и никто́же на вы́». Влады́чице Преблагослове́нная, возьми́ под Сво́й покро́в семью мою́. Всели́ в се́рдца супру́га моего́ и ча́д на́ших ми́р, любо́вь и непрекословие всему́ до́брому; не допусти́ никого́ из семьи́ мое́й до разлуки и тя́жкаго расставания, до преждевременныя и внеза́пныя сме́рти без покая́ния. А до́м на́ш и все́х на́с, живу́щих в не́м, сохрани́ от о́гненнаго запале́ния, воровскаго нападе́ния, вся́каго зла́го обстоя́ния, разнаго страхова́ния и диа́вольскаго наважде́ния. Да и мы́ ку́пно и разде́льно, я́вно и сокрове́нно бу́дем прославлять и́мя Твое́ Свято́е всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.