Мытарство это испытание или наказание?

Что такое мытарство?

«Мытарство – это образ частного Суда по смерти, на коем вся жизнь умершего пересматривается со всеми грехами и добрыми делами» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).

Земная жизнь каждого человека является самым важным и ответственным временем в деле спасения души. От того, как эта земная жизнь пройдет, зависит состояние души в вечности. После смерти для определения места пребывания души до Всеобщего Суда над всеми людьми происходит частный Суд. По учению Святых Отцов, душа умершего «проходит» мытарства. Это своего рода препятствия на пути к Небу. 

мытарство это
Древнерусское изображение «лестницы мытарств»

Мытарство — это реальность?

Многих людей волнует вопрос: мытарство — что это: реальность или миф? Учение о мытарствах не является догматом Православной Церкви. Это в большей степени воспитательный сюжет христианского богословия, имеющий педагогический характер. О воздушных мытарствах упоминали церковные писатели 4-5 веков: святитель Иоанн Златоуста (347-407), Ефрем Сирин (306-373), Макарий Великий (300-391), Кирилл Александрийский (376-444) и другие.

В 10 веке в «Житии преподобного Василия Нового» был помещен рассказ блаженной Феодоры Цареградский о мытарствах. В настоящее время имеется множество документальных свидетельств людей, переживших клиническую смерть. Все они единогласно утверждают о существовании препятствий на пути души после смерти. Однако существуют некоторые различия в описании конкретных мытарств, основная же идея у всех совпадает. Иеромонах Серафим Роуз (1934-1982) так поясняет различные повествования о мытарствах:

«Это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти. Всем также очевидно, что некоторые элементы в описаниях этих мытарств метафоричны или фигуральны. Но сами эти истории — не аллегории и не басни, а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке».

Мытарства души из жития Феодоры Цареградской

Наиболее подробным повествованием о воздушных мытарствах является рассказ преподобной Феодоры Цареградской. Она жила в Константинополе в 10 веке, была благочестивой вдовой, помогала бедным и странникам. После принятия монашеского пострига жила под духовным руководством преподобного Василия Нового (10 век). Преподобная Феодора окончила земную жизнь в преклонном возрасте. О ее загробной участи стало известно через ученика святого Василия Нового, Григория. Однажды Григорий во сне увидел прекрасный сад, где повстречал Феодору.

Григорий расспросил ее о расставании души с телом и загробной участи. Та поведала о явлении злых духов, которые имели толстые книги с указанием ее проступков за всю жизнь. Также предстали перед ней два Ангела, которые сопровождали ее душу при восхождении на небо. На пути она проходила мытарства, злые духи предъявляли содеянные ею грехи. Ангелы в противовес и в оправдание ставили ее добрые поступки. Когда для прохождения мытарств не хватало добрых дел, «откупались» дарами святого Василия Нового, данными в начале пути. Святые Отцы трактуют эти дары как молитвы святого Богу за умершую. После прохождения всех мытарств душа Феодоры вошла в райские врата и поклонилась Престолу Божию. 

Свое видение Григорий решил поведать святому Василию Новому. Однако тот сам опередил его своим рассказом, подтвердив, что это не бесовское наваждение. По благословению старца видение было записано для духовного воспитания многих христиан.

Какие бывают мытарства

В рассказе Феодоры четко выделены 20 мытарств. Каждое из них соответствует обвинению в определенных грехах и их искупление. Мытарства души после смерти в Православии признаются “предварительным расследованием” перед частным Судом, который совершается на 40-й день после смерти. На нем Господом выносится предварительный приговор о месте пребывания души до Страшного Суда. Окончательная участь каждого человека будет определена Христом во время Второго Пришествия.

Перечень мытарств

Первое — мытарство празднословия. На нем душа испытывается на произнесение праздных, бесстыдных и кощунственных слов. 

Второе — мытарство лжи. Душа человека испытывается на произнесение лживых слов, напрасного призывания имени Бога (например, в анекдотах), клятвопреступления, лжесвидетельства, на сокрытие прегрешений на исповеди, напрасных обещаний Богу. 

Третье — мытарство осуждения и клеветы. Душа умершего проверяется на совершение осуждения, клеветы, насмешки над людьми.

Четвертым является мытарство чревоугодия и пьянства. Чрезмерное употребление еды и спиртных напитков препятствует умственной и духовной деятельности. Оно расслабляет тело, делая его подвластным влиянию других страстей. 

На пятом мытарстве испытывается грех лености. Здесь душе предъявляется потраченное попусту время, которое она не использовала с пользой для спасения. 

Шестое — мытарство кражи и воровства, прямое нарушение седьмой заповеди (Книга Исход, 20:15).

На седьмом мытарстве обнаруживаются грехи сребролюбия, скупости. 

Восьмое — мытарство лихоимства. Этим грехом согрешают люди, дающие в долг под проценты. 

На девятом мытарстве душа проверяется на грех неправды и лицемерия. 

Десятое мытарство — испытание души на грех зависти.

На одиннадцатом мытарстве душа истязается на наличие гордости. 

На двенадцатом мытарстве душа проверяется на гнев и ярость. 

Тринадцатое — мытарство злобы. 

На четырнадцатом мытарстве испытывается грех убийства. Это нарушение пятой заповеди. 

Пятнадцатое — мытарство магии, колдовства и обращения к злым духам. 

Шестнадцатое — мытарство блуда. Здесь испытываются не только совершенное любодеяние, но и страстные помыслы. 

Семнадцатое — мытарство прелюбодеяния (супружеской измены). 

Восемнадцатое — мытарство содомского греха. Это грехи, совершенные против мужской и женской природы, когда  «естественное употребление» заменяется противоестественным.

Девятнадцатое — мытарство ереси (ложного вероучения). 

Двадцатое — мытарство немилосердия и жестокости. Милосердие является одним из свойств Господа. Поэтому на последнем препятствии к райским обителям испытывается причастность к Божьему милосердию. Ведь человек — образ и подобие Божие.

Как пройти мытарства

Для восхождения на небо необходимыми условиями является наличие добрых дел в земной жизни. Они могут перевесить чашу весов мытарств в решении участи умершего. 

«Самый лёгкий путь к спасению — это любовь и смирение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса. По этим отличительным признакам — по смирению и любви — святые Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).

Накапливающиеся во время земной жизни грехи прощаются человеку в Таинстве Исповеди. Только не следует откладывать это напоследок, можно банально не успеть.

«Если человек опоздает на встречу с другим человеком, то можно попросить у него прощения. Если вы опоздаете на работу, то можно написать объяснительную записку. Но если вы опоздали примириться с Богом, то эта трагедия будет иметь вечные последствия» (протоиерей Олег Стеняев).

Противоположные представления о мытарствах

Православное учение о мытарствах является важным в деле спасения христиан. В «Каноне на исход души», который читается у постели умирающего, даже имеется следующий тропарь:

«Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли» (песнь 4).

Так что нельзя отвергать суждение о реальности мытарств.

Однако люди, только что обретя веру, могут впадать в чрезмерную крайность. Чтобы миновать воздушные препятствия в будущем, они на исповеди начинают перечислять все возможные грехи, говоря, что согрешили во всем. Но для получения прощения от Бога важно осознавать свои грехи. Только после этого возможно принести истинное покаяние. 

«Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостаивается прощения благодатию Христовою через разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом» (преподобный Макарий Оптинский, 1788-1860).

Мытарство это главное после смерти?

Многие верующие слишком увлекаются учением о мытарствах, придавая своему спасению слишком юридический, формальный смысл. Принцип «столько-то добрых дел накоплю — столько-то мытарств проскочу» является неверным и даже опасным. Так забывается настоящее покаяние в грехах и упование на милосердие Божие. 

«Как мы не можем жить здесь без греха, единственная надежда на спасение заключается, во-первых, в исповеди, чтобы никто не почитал себя праведником и не возносил главу в глазах Божиих, затем, в любви, ибо она покрывает множество грехов (Первое Соборное послание апостола Петра, 4:8). Мы должны молиться о прощении грехов. Молясь, получаем [просимое] от Божьего милосердия» (святой Беда Достопочтенный, 672-735).

Предыдущая запись Схима монашеская — что это и для чего
Следующая запись Можно ли носить чужой крестик