Изучая национальность Иисуса Христа, следует помнить, что Он воплотившийся Сын Божий. То есть Личность, обладающая Божественной и человеческой природами одновременно. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
«Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, не смотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого. И человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного» (Полное собрание творений, том 4).
Боговоплощение было необходимо для примирения падшего человечества с Творцом, для обновления испорченной людской природы. Зачатие Христа было непорочным и произошло при участии Святого Духа во чреве Девы Марии. Её формальным мужем (а значит и мнимым отцом Иисуса) являлся благочестивый плотник Иосиф. Говорить о национальности Богочеловека Христа можно лишь с точки зрения происхождения его земных родителей.
Кто по национальности Иисус Христос? Обратимся к первым строкам Нового Завета. Апостол Матфей называет Христа «Сыном Давида и Сыном Авраама» (Мф.1:1), что указывает на Его еврейское происхождение. Авраам – ветхозаветный пророк и родоначальник богоизбранного еврейского народа (через своего сына Исаака). Его потомок Давид – иудейский царь, ставший впоследствии правителем всего Израильского царства. Далее Матфей перечисляет родословную Спасителя от Авраама до Иосифа (Мф.1:1-16).
Почему апостол Матфей упоминает Авраама и Давида отдельно от других предков Христа? Именно этим двум ветхозаветным праведникам было дано Божественное обетование (обещание) о появлении Спасителя в их роду. Всевышний сказал Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22:18). И Давиду: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11). Епископ Мефодий (Кульман) объясняет, зачем Матфей называет Христа сначала Сыном Давида и потом Сыном Авраама:
«Давид особенно славился у иудеев по знаменитости его царственных деяний. Притом Давид жил спустя тысячу лет после Авраама, и обетование, данное Богом Давиду, как недавнее, было у всех Иудеев на устах. Обетование, данное Аврааму, можно было отнести ко всем коленам еврейского народа. Тогда как обетование, данное Давиду, прямо указывало не только на колено Иудово вообще, но в частности и на род Давидов, из которого надлежало ожидать обетованного Спасителя».
Почему же род Спасителя ведётся по Иосифу, который, согласно христианским догматам, не является Его отцом? Это объясняется тем, что Иисус долгое время воспринимался сыном Иосифа. Соответственно, наследником царского рода, к которому принадлежал Иосиф. При земной жизни Богоматери нельзя было говорить о Её безмужней беременности. Это неизбежно вызвало бы у людей недоверие. Вначале евреи должны были убедиться, что Иисус – обещанный Мессия и Сын Божий. Лишь после этого смогли бы принять факт Его рождения от Девы.
Также у евреев принято указывать происхождение именно по отцовской линии. Евангелист Матфей не мог нарушить этот обычай, чтобы не смутить своих соотечественников. К тому же Мария тоже была из рода Давида. Значит, изложенное в Новом Завете родословие во многом принадлежит и Ей.
Апостол Матфей писал Евангелие для евреев. Поэтому изложенное им родословие призвано в самом начале сообщить читателю, что Иисус Христос – еврей из рода Давида. То есть Тот, о Ком говорят древние пророчества. Протоиерей Олег Стеняев отмечает, что это было принципиально важно:
«Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия должен был родиться в том самом городе, где родился царь Давид [Вифлеем]».
Протопресвитер Михаил Богословский отмечает, что изложенное Матфеем родословие Христа имеет дополнительный духовный смысл. Оно словно повторяет историю приготовления избранного народа к пришествию Спасителя. Причём в этом перечне имён есть не только праведники, но и грешные представители рода. Священник Виктор Ильенко объясняет:
«Родословие убеждает нас в том, что Христос не гнушается грешниками… Что порочность родителей не обесценивает его добродетелей… Что даже для Господа Иисуса Христа в дохристианском человечестве не нашлось непрерывной линии праведников. Показывает, как трудно достижима была тогда праведность, а значит, пришествие в мир Сына Божия было необходимо».
Библия говорит нам, что Иисус Христос был иудеем не только этнически, но и с религиозной точки зрения. Вскоре после рождения (Лк.2:21) над ним совершили традиционные иудейские обряды обрезания и посвящения Богу (Лк.2:22-40). Иисус посещал синагогу (Лк.4:16) и чтил ветхозаветный Закон (Лк.2:39).
Итак, Евангелие от Матфея однозначно говорит о древнееврейском происхождении Христа. Но, как уже было сказано, этому апостолу нужно было убедить евреев в свершении пророчеств и приходе Мессии. Для современного же христианина гораздо важнее помнить не о национальности Господа, а о значении Его прихода в наш мир. Поэтому более актуальным для нас является родословие Христа, изложенное другим Его учеником – Лукой. Оно было написано не евреям, а иноземным язычникам, для которых иудейские пророчества не имели значения.
Лука ведёт родословную Христа к самому первому человеку в истории – Адаму (Лк.3:23–38). Таким образом, евангелист делает акцент не на национальности Христа, а на общем для всех людей происхождении. Господь не только сын Авраама и Давида, но и сын Адама, как и каждый из нас. Это Сын человеческий. И пришёл Он, чтобы спасти не одних лишь евреев, а все народы. Протоиерей Вячеслав Резников отмечает:
«Другие народы имеют полное право называть Иисуса Христа своим Царем, своим Господом и Богом. И одновременно – своим братом. Есть глубокая правда в том, что у разных народов икона Иисуса Христа имеет свои национальные черты. У японцев Он похож на японца, у чернокожих – чернокожий. Тем самым каждый говорит: Бог стал человеком именно ради меня, и поэтому уподобился именно мне».
Вместе с тем необходимо понимать, что Иисус Христос – Спаситель не только евреев, но и всего человечества – мог родиться только в избранном израильском народе. Его избранничество Богом заключалось именно в подготовке прихода Господа в наш мир. Ведь Боговоплощение могло произойти только во чреве Непорочной Девы. Она, в свою очередь, могла родиться лишь в народе, который был отделён от языческих племён и хранил веру в Единого Истинного Бога. Православный богослов Алексей Осипов отмечает:
«Нет избранничества без цели. Избранник тот, кто способен выполнить порученное дело. И еврейский народ был избран, как наиболее способный сохранить важнейшее Откровение человечеству о пришествии на Землю Спасителя мира – Христа, Который освободит человека от рабства греху».
Священник Вячеслав Резников напоминает, что Господь уподобился человеку ради нашего спасения. А не для того, чтобы дать кому-то преимущество перед другими. Перед Христом все равны, для Него нет «ни эллина, ни иудея… ни варвара, ни скифа» (Кол.3:11). Поэтому подлинное христианство несовместимо с расизмом и антисемитизмом. Национальность Христа нередко волнует приверженцев именно этих идеологий.
Например, некоторые националистические течения исповедуют псевдонаучную идею арийского происхождения христианства и стремятся очистить его от иудейского наследия. Другие же маргинальные круги (неоязычники и т.п.) и вовсе отвергают христианство, рассматривая его как чуждую славянам «еврейскую религию».
Возможно, задуматься о национальности Христа и Его близких будет действительно полезно тем, кто причисляет себя к Православию, но считает, что вся нация евреев виновна в распятии Спасителя. Приведём слова православного русского философа Владимира Соловьёва:
«Кровожадная толпа, собравшаяся у Голгофы, состояла из иудеев. Но иудеи же были и те три тысячи, а потом пять тысяч человек, которые по проповеди апостола Петра крестились и составили первоначальную христианскую церковь… И что больше и важнее всего, Он Сам, преданный и убитый иудеями Богочеловек Христос, Он Сам, по плоти и душе человеческой, был чистейшим иудеем».
Другой православный философ, Николай Бердяев, отмечает, что в каждом народе есть свои убитые пророки, праведники и другие великие люди. Поэтому не стоит обвинять всю нацию в преступлениях отдельных грешников. Мыслитель добавляет, что, преследуя иноплеменника за одно лишь его происхождение, христианин сам распинает Христа. Ведь при этом он попирает Его Истинное учение.