Непраздная женщина в Православии

Кто такая непраздная женщина в Православии?

Что значит выражение «непраздная женщина» в Православии? Чтобы полноценно ответить на этот вопрос, нужно иметь представление о значении женщины в православном мировоззрении. Также необходимо разобраться в понятии «праздность». В этом нам помогут Священное Писание, труды Святых Отцов и ответы современных священников.

непраздная женщина в православии
Беременная женщина на фоне храма

Значение женщины в Православии

Женщина представляет собой противоположную мужчине ипостась человеческой природы. Соединяясь в благословлённом Богом браке, они дополняют друг друга, образуют «единую плоть» (Быт. 2:24). В таком состоянии мужчина и женщина должны духовно возрастать и продолжать род (Быт. 1:28). Но только женщина имеет высокое призвание носить и хранить в себе другую жизнь:

«Женщина… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2:15).

Протоиерей Андрей Ткачёв называет семью святыней и алтарём женщины. Зачастую это незаметное, рутинное служение, которое не всегда оценивается должным образом. Но именно семья является осью мира, вокруг которой всё вращается:

«Женщина-мать, женщина-хозяйка, женщина-любящая супруга – это существо, держащее весь мир в своих ладонях. Мне очень нравится английская пословица: “Миром правит рука, качающая колыбель”. Ведь подумайте: все ньютоны, шекспиры, наполеоны рождены женщиной, вскормлены женщиной, женщиной воспитаны».

Священник Дмитрий Соколов называет любовь и самопожертвование потребностью женской души, законом её бытия:

«Какое чувство стало образцом любви чистой, живой и глубокой у всех народов и на всех языках? Любовь женщины, любовь матери, которая, после всех страданий, потрудившись день, прободрствовав ночь, считает для себя достаточным вознаграждением одну улыбку, ласку дитяти».

Брак – лестница к Богу

Следует помнить, что деторождение – важная, но и не главенствующая функция брака. Находясь в супружеском союзе, мужчина и женщина прежде всего призваны к усердному духовному совершенствованию. Его ступени ведут к высшей цели – единению с Богом, спасению во Христе.

Апостол Павел учил, что любовь является главной добродетелью, без которой все остальные духовные достижения лишены смысла (1Кор.13:1). Святая Церковь понимает брак как идеальную школу подлинной жертвенной любви. Протоиерей Глеб Каледа отмечает:

«В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого, избавляется от собственного эгоизма и эгоцентризма, погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. В какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих. Любовь, которую мы получаем от супруга и детей, дает нам полноту жизни, делает нас мудрее и богаче».

Священное Писание уподобляет брак союзу Христа и Церкви (Еф. 5:22-25). Как Церковь почитает Господа, так и жена должна чтить мужа. Она создана верной помощницей, подругой для него. Протоиерей Дмитрий Соколов отмечает:

«Жена должна, по побуждению любви, трудиться для его блага и преимущественно для блага вечного… Не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной».

А муж призван любить и хранить жену, как Христос, взошедший ради Церкви на крест. Отношение к супруге должно быть благоразумным и трепетным, словно к хрупкому сосуду (1Пет. 3:7). Когда супруги трудятся над собой, возделывают добродетель любви, совместно посещают храм, участвуют в молитве и Таинствах, то они, по словам преподобного Паисия Святогорца, неразрывно сливаются воедино и освящаются присутствием Третьего – Сладчайшего Христа («Слова», том 4).

Понятие «праздность»

Чтобы лучше понимать слово «непраздная», вначале следует рассмотреть значение понятия «праздность». Православие понимает праздность как противоположность труда и усердия. Это безделье, леность, пустые слова или действия. Протоиерей Фёдор Повный отмечает, что через праздность мы попусту растрачиваем духовные силы, посланные нам от Бога. Господь предостерегает нас от этого греха:

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).

Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что праздным является и то слово, которое не подкреплено личным трудом и опытом. Когда человек учит других тому, чего сам не познал. Когда он является мудрым не подлинно, а лишь внешне («Слова»).

Также праздность – это расслабленность души, невнимание к своему духовному состоянию. Этот грех отравляет и разлагает человеческое естество, непременно влечёт за собой многие другие страсти. Святитель Тихон Задонский наставляет:

«Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности. Всегда пребывай в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или буди в богомыслии, или ручное какое дело делай» (Творения).

Непраздная женщина в Православии – что это значит?

Непраздная женщина в Православии – это та, которая носит в себе ребёнка. Такое наименование издревле использовалось на Руси. Даже сегодня в церковных поминовениях беременных женщин принято указывать с добавлением этого прилагательного. Почему же их так называют?

Беременная женщина не может пребывать в безделье. Даже отдыхая, она непрестанно трудится, взаимодействуя с плодом, поддерживая его жизнь. Каждое мгновение беременности наполнено смыслом. Вынашивание ребёнка и роды – великий подвиг, сопряжённый с различными испытаниями физического и психологического характера. Поэтому «непраздные» женщины нуждаются в активной поддержке и молитвах окружающих. Протоиерей Фёдор Бородин отмечает:

«Редко кто из женщин в положении не меняется: трудно рано вставать, тошнит, одолевает слабость. Беременная становится психически значительно более уязвимой, нервозной… К беременной нельзя подходить с обычными мерками. Жизнь семьи меняется; муж должен по-другому себя вести, больше терпеть, и снисходить, и нести значительно большую нагрузку».

Священник напоминает, что ребёнка ещё до рождения нужно знакомить с Божьей благодатью. Матери следует освящать себя и свой плод молитвой, посещением богослужений, участием в Таинствах Исповеди и Причастия. Преподобный Порфирий Кавсокаливит учит:

«Женщины должны осознавать, как высоко почтил их Бог, сподобив стать матерями. С момента зачатия плода они носят в себе вторую жизнь… Они должны с любовью молиться о своих детях. Святые чувства матери и её святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия».

Существуют специальные православные молитвы за «непраздных» женщин. Их главной покровительницей является Дева Мария, которая выносила и родила Спасителя мира. Есть даже особая богородичная икона «Непраздная», перед которой принято молиться о благополучной беременности и удачных родах. Также об этом традиционно просят перед иконами «Поможение родам» и «Феодоровская».

Молитвы за непраздных (беременных) женщин

Молитва Господу

Господи Иисусе Христе Боже наш, от превечнаго Отца рожденный Сыне прежде век, и в последния дни, благоволением и содействием Святаго Духа, изволивый рождену быти от Пресвятыя Девы яко младенцу, повиену и положену во ясли, Cам Господи, в начале сотворивый человека и жену спрягий ему, заповедь дав им: раститеся и множитеся и наполните землю, помилуй по велицей милости Твоей рабу Твою (имя), готовящуюся родити по заповеди Твоей. Прости ей вольныя и невольныя грехи, благодатию Твоею даруй ей силу благополучно разрешитися от бремене своего, сохрани сию и младенца во здравии и благомощии, огради я ангелы Твоима и сохрани от неприязненнаго действия лукавых духов, и от всякия вещи злыя. Аминь.

Молитва Богородице

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.

Предыдущая запись Копты – египетские христиане и уникальный народ
Следующая запись Национальность Иисуса Христа