Неусыпаемая Псалтырь — как, за кого и когда читается

Что такое Псалтырь

Молитва сопровождает христианина во всех его жизненных делах и обстоятельствах. Не случайно православный молитвослов содержит огромное количество различных молитв. Они составлены святыми в минуты особого душевного состояния. И особую роль занимает книга Псалтырь, в основном состоящая из молитвенных обращений ветхозаветного царя Давида. Неусыпаемая Псалтырь связана с чтением этой книги.

Она является одной из старейших богослужебных книг и нередко называется богодухновенной. Сам Святой Дух подсказывал Давиду проникновенные молитвословия псалмов.

«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно» (святитель Амвросий Медиоланский).

Неусыпаемая Псалтырь
Псалтырь, раскрытая на Псалме 56-ом

История и структура Псалтыри 

Псалтырь получила своё название от музыкального десятиструнного инструмента, псалтерия, который схож с современной арфой. Этот инструмент служил аккомпанементом, под который во время ветхозаветных богослужений исполняли псалмы. Само название «Псалтырь» переводится как «Книга Хваления», поскольку псалмы, как божественные гимны, прославляют имя Господа. 

Всего в книге насчитывается 150 псалмов. Кроме Давида (ему приписывают 73 псалма) их авторами были Соломон, Асаф и его потомки, Еман, Ефам, сыны Кореевы. Псалтырь содержит 20 разделов, так называемых «кафизм» (глав). Каждая из кафизм включает, как правило, от шести до девяти псалмов. Кафизма в свою очередь разделена на три «Славы». На каждой из них возносится славословие «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь» и т. д. 

Чтение Псалтыри имеет важное значение для православного христианина. Псалмы, словно камертон, настраивают душу на правильный духовный лад. Молится ли человек о прощении грехов, просит ли Божьего заступничества, славит ли Господа за Его проявленные благодеяния — вся глубина человеческих чувств и переживаний нашла своё отражение в богодухновенных словах псалмов.

«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны» (святитель Афанасий Великий).

Псалтырь как источник молитв во всех нуждах

Псалмами по причине их важности и глубины пронизаны все православные богослужения. Они могут читаться целиком, например, на шестопсалмии — особой части утреннего богослужения. Или отдельными стихами в так называемых прокимнах. 

Кроме того, по церковному Уставу вся Псалтырь по порядку должна быть прочитана в течение недели. В Великий Пост — дважды в неделю.

Большое значение имеет для христианина чтение псалмов в своём домашнем молитвенном правиле. Святые Отцы рекомендуют читать Псалтырь в различных сложных жизненных ситуациях и душевных переживаниях.

Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима…».

Святые Отцы объединили псалмы в определенные группы, указывающие нужды, в которых помогают молитвы. На основании этого составлена Псалтырь на всякую потребу. Например, для смирения духа полезно читать псалмы 5, 27,43, 54, 78. А в болезнях помощниками христианина станут 29, 46 и 69 псалмы. 

Преподобный Арсений Каппадокийский часто употреблял псалмы для благословения различных дел и нужд. Афонский старец Паисий Святогорец свёл это в единую Псалтырь преподобного Арсения. В ней по порядку под каждым номером псалма указана нужда, в которой его благословляется читать.

Псалмы — не магическое заклинание

Православный христианин прибегает к живоносной силе Псалтыри в самых разных житейских нуждах. Но важно понимать, что сами по себе они не являются некой магической формулой. Простое прочтение текста псалма в ожидании исполнения своего желания похоже скорее на  некий колдовской заговор. Это совершенно недопустимо для православного христианина.

По словам святителя Иоанна Златоуста:

«…Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих и некоторым святым заклинанием; оно не похоже на те заклинания, какие представляются в баснословии, но оно укрощает страсти, как диких зверей, обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь».

При молитве псалмами нужно иметь искреннюю веру и сердечное упование на Бога. Прославлять имя Господа и вверять себя в Его волю.

Неусыпаемая Псалтырь

Отчасти ответить на вопрос «что такое Неусыпаемая Псалтырь» помогает само название этого особого вида молитв. Слово «неусыпаемая» значит непрекращающаяся. То есть псалмы читают круглосуточно, без перерывов, и днем и ночью. Совершают эту молитву только монахи.

Все монастыри, несмотря на различный Устав и правила, объединяет Неусыпаемая Псалтырь. Как сказал блаженный Августин: «Любовь к псалмопению породила монастыри». 

Традиция непрестанного чтения Псалтыри насчитывает уже порядка 15 столетий. Ее основоположником был преподобный Александр, живший на рубеже IV-V веков. Основав монастырь на берегу реки Евфрат, подвижник долго размышлял, может ли человек пребывать в постоянном славословии Бога. И если это не под силу одному человеку, то может быть исполнено всей братией монастыря. По очереди каждый монах, сменяя друг друга, будет петь псалмы. Преподобный Александр долго в посте и молитве обращался к Господу за благословением на такой подвиг. И получил ответ: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». Так, эта обитель стала первой, исполняющей чин непрестанного псалмопения. 

На Руси в XI веке родоначальником чтения Неусыпаемой Псалтыри стал преподобный Феодосий Печерский. Будучи настоятелем Киево-Печерской лавры, он принял первый Устав обители. Его основой послужил Устав известного Студийского монастыря в Константинополе. И вот уже порядка 1000 лет на русских землях совершается эта особая монашеская молитва.

«Где читают Неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба» (старец Иероним Санаксарский).

Как читается Неусыпаемая Псалтырь

Несёт подвиг чтения Неусыпаемой Псалтыри, как правило,  вся братия монастыря. Настоятель обители заранее составляет график, в котором каждый имеет свою очерёдность чтения как днём, так и ночью. Такой порядок необходим, чтобы святая Псалтырь никогда не закрывалась. Происходит чтение в храме либо в расположенной рядом и специально отведённой для этого келье.

«Прошу и молю вас, возлюбленные, не оставляйте свой час чтения Неусыпаемой Псалтири и прилежнее молитесь друг за друга, за сродников, за всех знаемых и за весь мир, за всех усопших, жаждущих наших молитв, ибо это есть великая помощь для душ их» (схиигумен Савва (Остапенко).

За кого читается Неусыпаемая Псалтырь

Как видно из вышеуказанных слов схиигумена Саввы (1898-1980 гг.), заказать неусыпаемую псалтырь в монастыре можно равным образом за здравствующих и за отошедших ко Господу людей.

Все имена людей, о которых была заказана Неусыпаемая Псалтырь о здравии или упокоении, монахи записывают в специальные журналы. Это так называемые синодики, которые вычитываются на каждой «Славе» поочередно. 

Нужно сказать, что Неусыпаемая Псалтырь может читаться только о крещеных в православной вере людях. Если читается неусыпаемая псалтырь об упокоении, нельзя поминать тех, кто совершил самоубийство. 

Важность такого рода молитвы трудно переоценить. При непрестанном псалмопении христиане как бы присоединяются к Ангелам и всем Небесным Силам, которые по Преданию находятся в постоянном славословии Бога.

Вспоминаются слова архимандрита Антипа, которые приводил в своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон Шевкунов: 

«Только бы умереть так, чтобы тебя поминали в Церкви! Молитва за живых и умерших и на литургии и на кафизмах, когда читают Неусыпаемую Псалтирь, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада».

Предыдущая запись Признаки одержимости — отличия бесноватых
Следующая запись Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу