Что означает нимб над головой или вокруг изображения Лика Бога и святых? И почему существует множество вариаций этого символа? Слово «нимб» имеет латинские корни и переводится как «облако» или «сияние». В русский лексикон этот термин пришёл из немецкого языка в конце 19 века. До этого на Руси нимб называли «окружком» или «венчиком».
В искусстве восточного христианства нимб изображается в виде вертикального круга. Это условное изображение сияния вокруг головы святого. Оно свидетельствует о святости человека, который преображён Божественной благодатью. В изображениях Бога нимб показывает изначально присущую Ему благодать.
Католическая традиция имеет несколько иное понимание нимба. В искусстве западного христианства он представлен в виде горизонтального кольца или диска над головой священной личности. Такой нимб может изображаться в разных ракурсах. Он символизирует венец или корону, которыми праведник награждается свыше. В Православии же нимб – это символ не награды извне, а идущего изнутри просветления лика святого, который соединился с Господом.
Нимб, как правило, ассоциируется только с христианской культурой. Однако этот символ уходит своими корнями далеко в античность, в эпоху эллинизма. Существует несколько теорий происхождения нимба. Согласно первой, этот символ происходит от менисков. Так называются круглые металлические пластины, которыми древние греки прикрывали стоящие на открытом воздухе статуи от дождя и птичьего помёта.
Другая версия гласит, что нимб обязан своим происхождением древней традиции вешать щит на спину героям. Согласно третьей теории, нимб изначально был атрибутом языческих божеств, которые олицетворяли небесные светила. Позднее этот символ начали присваивать другим божествам, а также людям, которые были достойны пребывать с ними на небе.
Наиболее вероятной является версия, согласно которой символ нимба берёт своё начало от конкретного народного верования древних греков. Они считали, что боги, принимая человеческий облик, излучают ослепительное сияние и пребывают в облаке небесного эфира. Эти народные представления отразились в античной поэзии и искусстве. Так как неземное сияние богов затруднительно передать живописными средствами (особенно в сложной композиции), художники ограничивались его условным изображением в виде нимба.
Из Древней Греции символ нимба перешёл в культуру Рима, Египта и эллинистической Азии. Поэтому нимб постепенно проник в художественные традиции многих цивилизаций. Например, в исламе с ним изображали многих личностей, не обязательно святых. В древности исламский нимб изображался в виде пламени вокруг головы или всей фигуры священной личности. Огненный ореол свидетельствовал о божественности и святости. Позднее в традицию вошли и плоские круглые нимбы, с которыми изображали правителей. Таким образом подчеркивалась официальность и торжественность портрета.
В Византии нимб использовали в изображениях царственных особ. В буддизме нимб символизирует духовную силу, он может быть голубым, жёлтым или радужным. Символ нимба также присутствует в индуизме. Божество Шива изображается в ореоле пламени, символизирующим космос.
Христиане начали изображать Спасителя с нимбом в 4 веке. В то время последователи Христа были вынуждены тайно проводить богослужения в катакомбах, так как подвергались гонениям со стороны язычников. Поэтому первые изображения нимбов относятся к катакомбной живописи. С 5 века этот символ используется в изображениях апостолов, а позднее и святых.
Прообразы христианского нимба, символически отображающего Божественное присутствие в праведниках, можно найти в Ветхом Завете. Например, в Книге Исход упоминается, что лицо Моисея после общения с Богом на горе Синай «стало сиять лучами» (Исх. 34:29).
В Новом Завете с сияющим ангельским ликом сравнивается лицо первомученика Стефана. Он был раннехристианским священнослужителем и проповедником. Иудеи обвинили Стефана в богохульстве, и разгневанная толпа забила его камнями. Подобно Спасителю, Стефан принял мученическую кончину в молитве за своих палачей (Деян. 7:60).
В христианстве древний символ нимба наполнен глубоким богословским содержанием. Например, нимб Господа содержит крест и греческие буквы «омикрон», «омега» и «ню» (ό ών). Они означают имя Бога – Сущий, которое свидетельствует о Его абсолютности, вечности и истинности. Крест же напоминает нам об искупительном для всего человечества страдании и воскресении Господа. Рядом с нимбом Спасителя расположено имя «Иисус Христос» в сокращённом виде (Ι ҃ Σ Χ ҃ Σ). Таким образом в нимбе заключено учение о Христе, как об истинном и безначальном Боге-Спасителе.
Крещатый нимб также присутствует в аллегорических изображениях Христа: в виде Доброго Пастыря и Агнца. Вместо креста иногда изображаются три пучка света, исходящих из середины нимба. Возле нимба Девы Марии обычно присутствуют древнегреческие буквы Μ ҃ Ρ Θ ҃ Υ, означающие «Матерь Бога». Также Богородичный нимб украшается звёздами, диадемой или сияющей короной.
Святые и ангелы изображаются с простым круглым нимбом. В случае с апостолами и мучениками он обычно золотого или желтого цвета. Если же изображён пророк или патриарх, то нимб серебристый. Образы ангелов и святых также могут иметь голубые, синие, красные и зелёные нимбы. У каждого цвета существует своё значение. Золотой цвет – Божественный, белый – райский, голубой – цвет Неба, красный – Жертвы и Воскресения, а зелёный – цвет вечной Жизни.
Существуют различные формы этого символа. С круглым нимбом изображают Троицу, Господа, Богоматерь, святых и ангелов. Треугольный и шестиугольный нимб долгое время являлся атрибутом Бога-Отца. Однако в 16 веке Русская Православная Церковь предписала не изображать Бога-Отца в человеческом облике, поскольку таковым Его не видел никто из смертных. С треугольным нимбом нередко изображали Святого Духа в виде голубя, а также Всевидящее Око.
Квадратный нимб над головой – что это? Такой символ чаще всего использовался в Западном христианстве для обозначения высокого статуса изображённых живых людей: Папы Римского, императора или церковного мецената. Последних на Западе называли донаторами, а на Востоке – ктиторами. Квадрат издревле считался символом земли и земной жизни. Круг же являлся символом Неба и духовного мира. В православной традиции не святых, но благочестивых людей изображали и с круглым нимбом. Одним из первых подобных изображений на Руси является образ московского князя Василия III в Архангельском соборе (16 век).
Шестиугольные нимбы в Западной Церкви свидетельствовали об аллегоричности изображения. Они присутствовали в персонифицированных образах пороков и добродетелей. Миндалевидный нимб-сияние называется мандорлой. Она полностью обводит фигуру Спасителя или Богородицы и таким образом передаёт их величественность и славу.
Сегодня существует ошибочное восприятие нимба как изображения «сильной ауры» святых личностей. Однако ни в Западном, ни в Восточном христианстве нет понятия «аура». Чаще всего оно употребляется в эзотерическом контексте как некое проявление человеческого духа, его собственного биополя. Такой взгляд противоречит пониманию нимба как свидетельства Божественной благодати. Священник Аркадий Северюхин отмечает:
«Нимб не только символизирует свет и святость, но и отображает суть, раскрывает тайну Божественного присутствия. Икона земными красками передает неземное. И золото на ней, обозначая свет, не испускает его, а лишь отражает. Как и свет, исходящий от святого – он по природе принадлежит не лично ему, а Богу».
Также приведём слова протоиерея Димитрия Шушпанова:
«Нимб – это вовсе не биополе, а сияние обожевающей человека благодати Святого Духа, нетварной Божественной энергии. Термин «биополе» – оккультного происхождения, и само это понятие Церковью и традиционной наукой отрицается. В оккультном мировоззрении, Бог – безликая космическая энергия. Для Христианства – Разумный, Личностный Творец мира. В оккультизме, для приобщения к энергии космоса, нужны лишь технические навыки: медитация, ритуалы. В Христианстве – нравственное преображение, выражающееся в победе над страстями и уподоблении Богу в любви и смирении».
Если же рассматривать ауру как некое материальное поле вокруг человека (электромагнитное и т.п.), то связь с нимбом тем более исключается. Ведь Божественная благодать – это проявление высшего, духовного мира, а не нашего вещественного. Любое физическое явление можно зафиксировать и измерить с помощью науки. Духовная же энергия постигается не рациональными размышлениями и научными средствами, а искренней верой и открытым сердцем.