Обедня — это богослужение или молитва?

Обедня — это церковная служба или вид молитвы?

Каждый православный христианин знает, что главное центральное  богослужение — это Литургия. Однако подавая в храме записку о здравии или упокоении, можно услышать вопросы: «подаёте на Проскомидию? Может, закажите Обедню? Нет, Вам лучше Молебен» и т.д. Даже воцерковленному человеку легко растеряться. Обедня — что это такое? Это молитва или часть богослужения? Отличается ли она  от Литургии? Ответим на эти вопросы в данной статье.

обедня это
Православная Литургия

Литургия — основа христианской жизни

«Это — ось мира!» — так праведный Иоанн Кронштадтский восклицал о Божественной Литургии. И это действительно главное и древнейшее богослужение. Вокруг него, как колеса вокруг оси, выстраивается весь богослужебный цикл Православия.

Главное Таинство Православной Церкви совершается во время Божественной Литургии. Это Таинство Причащения или Евхаристия. Христиане вкушают хлеб и вино, которые мистическим образом превращаются во время богослужения в Тело и Кровь Иисуса Христа. 

Евхаристия была установлена Самим Господом накануне Его крестных страданий. Христос собрался в последний раз с учениками в Сионской горнице, чтобы отпраздновать ветхозаветную Пасху. Спаситель преломил хлеб и раздал его апостолам со словами:

«приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мк.14:22).

Затем подал чашу с вином и сказал:

«сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24).

И вот уже два тысячелетия по завету Христа верующие в Евхаристии принимают в своё тело, сердце и душу Самого Господа.

«Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь» (Праведный Иоанн Кронштадтский).

В Литургии можно выделить три части. Первая — Проскомидия — происходит невидимо для молящихся. За закрытыми Царскими Вратами священник подготавливает Святые Дары для Таинства Причастия, совершая молитвы за всю Церковь Христову. В храме в это время читаются Третий и Девятый Час.

Затем завеса Царских Врат открывается и начинается Литургия оглашенных. Оглашенный — человек, который ещё не является членом Церкви и лишь готовится принять Крещение. В древности такие люди могли присутствовать на службе при чтении Евангелия и Апостола. После ектении об оглашенных перед началом третьей части Литургии они должны были покинуть храм. Сегодня эта традиция почти утрачена из-за отсутствия самих оглашенных.

Затем начинается Литургия верных. В этой части службы читается древнейшая главная молитва — Анафора или Евхаристический канон. Именно в этот момент совершается главное Таинство Православия — превращение под действием Святого Духа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Что такое обедня 

Литургия — главное богослужение Православной Церкви. Но что такое Обедня и как она связана с Литургией? Данные названия — слова-синонимы.

Исторически слово Обедня берет своё начало ещё со времён первых христиан. Они приносили с собой хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии. По окончании Литургии из оставшихся даров устраивался совместный обед. Это и послужило основой для второго названия. 

Со временем традиция совместных трапез после совершения богослужения прекратилась. И в простонародье термин «Обедня» закрепился за Литургией по времени, в которое обычно совершается богослужение. То есть в первой половине дня, до обеда. 

Праведный Иоанн Кронштадтский связывал возникновение народного названия Обедня с тем, что Литургия — это званый Обед, на котором христиане удостаиваются принять Божественную трапезу: Тело и Кровь Христа.

«Литургия у нас еще называется обедней. Это Обед и Пир, на который Господь зовет через слуг Своих; слуги — это пастыри» (праведный Иоанн Кронштадский).

Кроме того, в народе нередко можно услышать словосочетания: «заказная обедня», «обедня о здравии» или «обедня об упокоении» и т.д. Так православные люди называют прочитывание священнослужителями церковных записок во время совершения Божественной Литургии. Такие молитвы совершаются во время Проскомидии, на сугубой или заупокойной ектении. А также по окончании Литургии во время молебна или панихиды (в зависимости от того, о здравии или упокоении была написана церковная записка).

Проскомидия — часть обедни 

Желая подать церковную записку, какую молитву выбрать: Проскомидию иди Обедню? Нужно разобраться, что такое Проскомидия и чем от неё отличаются молитвы Обедни. 

Проскомидия — это первая подготовительная часть Литургии. Священник берет пять специальных просфор, из каждой из которых вынимает частицы для Таинства Причастия и кладёт их вместе на специальное блюдо, называемое дискос.

Из первой просфоры вырезается часть в виде куба — Агнец, который символизирует собой Христа Спасителя. Именно этой Агничной просфорой будут причащаться верующие.

Из второй «Богородичной» просфоры достаётся часть в честь Пресвятой Девы.

Третья просфора имеет название «девятичинная», поскольку из нее достаются частицы в память о девяти святых. Это Иоанн Креститель, все ветхозаветные пророки, апостолы, святители, мученики, бессребреники (святые, отказавшиеся от своего имущества), родители Богородицы Иоаким и Анна, а также святитель Иоанн Златоуст или Василий Великий (в зависимости от того, чья совершается Литургия). 

Четвёртая просфора служит для поминовения всех живых православных христиан. Из пятой священник вынимает частицы в честь всех  усопших.

После этого священник начинает поминать каждого православного христианина, чьё имя указано в церковной записке. За каждое имя он вынимает частицу со словами «Помяни, Господи, (имя)» и кладёт ее на дискос к ранее вынутым частицам.

«Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос» (святитель Иоанн Златоуст).

В конце Божественной Литургии священник опускает вынутые за всех указанных в записках христиан частицы в Кровь Господню, произнося молитву:

«Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Записка на обедню — когда и как поминается

В разных храмах можно встретить различные названия церковной требы, связанное с Обедней: «заказная обедня», «обедня о здравии», «полное поминовение». Все это подразумевает поминовение имен несколько раз в течение Литургии. 

Первый раз во время Проскомидии — подготовительной части Обедни. В этот момент священник прочитывает каждое имя церковной записки, вынимая из специальных просфор частицы. 

Затем записки о здравии прочитываются во время молитвы, называемой «сугубая ектения». Слово «ектения» — греческого происхождения и означает буквально «протяжное моление». Во время такой молитвы на каждое прошение священника хор отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». 

“Сугубая” же означает усиленная, поскольку возглас «Господи, помилуй» каждый раз повторяется трижды. В момент сугубой ектении священник возносит прошение:

«О ми́лости, ми́ре, жи́зни, здра́вии, спасе́нии рабо́в Бо́жиих (и́мя) и все́х зде́ предстоя́щих и моля́щихся и о е́же умно́жити ле́та живота́ и́х».

В этот момент он гласно или тайно про себя (в зависимости от традиций прихода) перечисляет христиан, чьи имена указаны в записке о здравии. 

Если заказана обедня об упокоении, то имена из церковной записки поминаются во время заупокойной ектении. Одно из ее прошений гласит:

«О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся».

Здесь и перечисляются имена наших усопших близких и родных.

По окончании Литургии церковные записки, поданные на Обедню, прочитываются во время молебна о здравии или заупокойной панихиды.

Выбирая между Проскомидией и Обедней, не нужно думать, что какая-то из молитв сильнее и действеннее. Не нужно церковной записке приписывать магические свойства. Главное это наша добродетельная жизнь в лоне Церкви по заповедям Христа и искренняя молитва за родных. 

«Наша беда в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки и т. д. А я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч.» (профессор А.И. Осипов).

Правила подачи церковных записок

Обедня о здравии или обедня об упокоении требует правильного написания церковной записки. Существует ряд требований, которых нужно придерживаться при указании имён своих родных и близких.

Во-первых, молиться во время Литургии можно только за крещеных православных христиан. Люди другой веры, а также откровенные атеисты и богоборцы, даже если они крещены, не могут быть указаны в записке. Если речь об обедне за упокой, то нельзя писать имена людей, покончивших жизнь самоубийством. Исключение составляют отдельные случаи, когда на поминовение получено специальное разрешение архиерея.

Священник молится о здравии рабов Божьих, написанные имена должны стоять в родительном падеже. Имя, полученное при Крещении, имеет огромное значение, ведь так зовут его небесного покровителя. Поэтому недопустимо коверкание имени или указание его меньшительно-ласкательной формы, типа Иванушки или Маруси. Все имена указываются в полной церковной форме. 

Допускаются следующие подписи к именам: младенца (дети до 7 лет), отрока (дети с 7 до 14 лет), непраздной, то есть беременной, воина, болящего или путешествующего. В записках об упокоении можно применять следующие подписи: новопреставленного (до 40 дней со дня смерти), приснопоминаемого (в годовщину смерти, в день Ангела, в день рождения усопшего), убиенного. 

Первым в записке принято писать имя священника с полным указанием его сана, например, протоиерея, иеродиакона и т.д. Затем следует указать имя вашего духовного отца или наставника, если таковой имеется. После пишутся имена младенцев и отроков, затем имена других мирян. 

Подавая записку, важно помнить, что это не магический оберег или счастливый амулет. Отдав записку в свечной ящик, мы не перепоручаем заботу и молитву о наших близких священнослужителям. Мы должны стараться сами присутствовать на богослужении, приобщится Христовых Тайн и соборно помолиться со всей Церковью о спасении родных и близких. 

«Конечно, Господь слышит каждую молитву, но Он Сам сказал – где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Он сказал — собраны, а это требует от человека внутреннего усилия» (протоиерей Павел Кивович).

Предыдущая запись Могут ли быть крестными муж и жена
Следующая запись Мощи Спиридона Тримифунтского