Огласительные беседы — смысл и содержание

Узнайте все самое интересное и полезное об огласительных беседах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Для чего нужны огласительные беседы перед Крещением

Огласительные беседы – это важная часть подготовки к Таинству Крещения. Через нее должны пройти родители и крестные (при крещении ребенка). Либо человек, желающий принять Православие в сознательном возрасте. Во время бесед священник (на некоторых приходах – катехизатор) разъясняет основы христианского вероучения. Он объясняет в чем заключается и как проходит Таинство Крещения. Также батюшка призывает к развитию духовной жизни и участию в Таинствах Исповеди и Причастия.

огласительные беседы
Огласительная беседа перед Таинством Крещения

Как показывает практика, такие беседы крайне необходимы и важны. Многие родители не осознают важности Крещения и не понимают сути Таинства. Они крестят детей из-за красивого обряда либо по настоянию родственников. Наиболее распространенный мотив крещения – “так положено”. И подобная беседа с батюшкой перед Крещением зачастую является единственным способом объяснить родителям и крестным всю серьезность и ответственность за совершаемое Священнодействие. Родители и крестные должны не только один раз совершить положенный обряд. Их долг — постоянно заниматься непосредственным воспитанием ребенка и его духовной жизнью. Это же касается и взрослого человека, желающего принять Православие.

Кто такие оглашенные

У многих родителей и крестных необходимость собеседования перед Крещением вызывает недовольство. У кого-то времени нет, у других — желания слушать “проповедь”. Но если углубиться в историю христианства, то в первые века всё было гораздо строже. Человек, желающий креститься, должен был не просто выслушать несколько бесед о сути вероучения. Ему предстояло провести несколько лет за изучением догматики. А затем убедить священника в серьезности и обдуманности своего решения. Именно убедить, желающий креститься умолял об этом священника. Только после этого ему разрешали принять Крещение.

Человека, который получил наставления и занимался изучением вероучения, называли оглашенным (оглашаемым, то есть “научаемым”, учеником). Он мог входить в притвор храма и участвовать в Литургии до определенного времени. До момента, когда дьякон призывал всех оглашенных покинуть богослужение. Спустя длительное время и углубившись в суть веры Христовой оглашаемый мог креститься. 

Содержание беседы

Постепенно институт оглашенных изжил себя по причине того, что закончились гонения на христиан. Целые государства становились христианскими, крестились не только взрослые, но и маленькие дети. Количество взрослых людей, которые не были крещены, резко сократилось. Длительный период оглашения первых веков преобразовался в несколько бесед со священником непосредственно перед Таинством.

В наши дни, после долгих десятилетий безбожия, огласительные беседы вновь стали обязательными. Во время таких встреч священник знакомиться с крещаемым человеком, родителями и будущими крестными. Он выясняет мотивы, которые побудили принять Православие. Батюшка объясняет что такое грех, как должна быть построена жизнь верующего человека, в чем заключается Крещение и как оно проводится. На второй беседе чаще всего разбирается “Символ веры”, читаются важные отрывки Евангелия. Тем самым священник разъясняет суть православного вероучения. Обычно в храмах проводятся 2-3 такие беседы. Но если возникает необходимость, то возможны дополнительные занятия.

Собеседование крестных перед крещением – мнение священников

Иерей Вадим Духанин:

“Когда человек не желает послушать в храме беседы перед крещением, этим самым он показывает, что и после крещения его уже никто в храме не увидит. Он относится к Таинству как к сложившемуся обычаю или какому-то защитительному ритуалу, но не видит в крещении главного – сочетания со Христом – и соответственно не видит необходимости следовать за Господом. Он воспринимает храм как место услуг, поэтому недоумевает, зачем готовиться к принятию услуги, и если услуга выполнена, то зачем вообще задерживаться там. Вспоминаются слова Спасителя: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9: 62)”.

Протоиерей Павел Гумеров:

“Давайте вспомним, что говорит Евангелие о крещении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Последовательность такая: вы сначала научите, а потом уже крестите, а не наоборот – сначала крестим всех подряд, а потом уже будем учить. И дело не в том, потеряем мы или нет каких-то людей, – важно не количество крестившихся, а их «качество». Думается, что из тех, кто пришел в Церковь в 1990-е годы, когда после празднования 1000-летия Крещения Руси был духовный подъем, когда открывались храмы, когда, бывало, крестилось по 150 человек в день, многие ушли.

Конечно, тогда просто невозможно было проводить катехизацию: мы на подъеме людей принимали. Но если бы проводилась такая же серьезная катехизация, которую ввел патриарх Кирилл: не меньше двух бесед перед крещением, то, думаю, сейчас бы в Церкви было больше людей даже количественно и не было бы такого, что люди хотят пройти обряд раскрещивания, срывают с себя кресты, объявляют себя атеистами. Конечно, сейчас сложно говорить об ошибках, возможно, допущенных тогда, но то, что не было вообще никакой катехизации или она проводилась в виде одной беседы батюшки перед толпой жаждущих принять крещение, это очень большой пробел”.

Предыдущая запись Молитва о здоровье ребенка — как и кому молиться
Следующая запись Молитва перед экзаменом — как набраться ума?