Откровение Иоанна Богослова — тайны, толкования, заблуждения

Любимый ученик Иисуса Христа

Откровение Иоанна Богослова написано уникальной личностью. Апостол Иоанн Богослов имел особое место среди учеников Спасителя и был любим Господом. Он всегда сопровождал Иисуса Христа во время его странствий и проповеди. Иоанн являлся одним из самых приближенных учеников Спасителя. Так, он был свидетелем воскрешения дочери Иаира и присутствовал во время Преображения Господа. Во время Тайной Вечери апостол Иоанн занимал почетное место рядом со Спасителем.  Он не побоялся присутствовать при допросе Христа, следовать за Ним к месту казни. Он же единственный из апостолов не покинул уже распятого Господа. Христос поручил заботиться о Богородице именно Иоанну Богослову.

Откровение Иоанна Богослова
Пещера на острове Патмос, в которой Иоанн Богослов написал «Откровение»

После Воскресения Христа и Успения Богородицы апостол Иоанн направился с проповедью Слова Божия в Эфес. Повсюду он проповедовал Евангелие, совершал чудеса исцеления, изгонял бесов, обращал в христианскую веру множество людей.

Во время правления римского императора Нерона апостол был взят под стражу и приговорен к смерти. Но чудесным образом остался невредим, когда выпил чашу с ядом. Далее он выбрался совершенно здоровым из чана с кипящим маслом. Затем Иоанн Богослов был направлен в ссылку на остров Пампос.  Там и написал самую таинственную книгу Библии – Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.

Апостолом Иоанном также были написаны Евангелие от Иоанна и три послания, входящие в Новый Завет. Иоанн Богослов прожил долгую жизнь и скончался в Эфесе в преклонном возрасте (по некоторым оценкам, около 100 лет). Он единственный из всех апостолов умер естественной, не насильственной смертью.

Откровение Иоанна Богослова

Название “Откровение” (Апокалипсис) говорит само за себя. Это не просто набор мыслей обычного человека, даже апостола. Это именно приоткрытые Христом перед Иоанном Богословом тайны мироздания и грядущих событиях. В этой таинственной, мистической книге повествуется о временах человеческой истории, предваряющих Второе Пришествие. Говорится о том, что в мире будет установлено царствование антихриста.

Кто же такой антихрист?  Иоанн Дамаскин пишет:

“Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”.

Описывается, в каких бедствиях будут существовать верующие последних времен и как произойдет окончательная битва между силами добра и зла. Так закончится существование человечества, наступит конец света и Страшный Суд Бога над народами. 

Символы Апокалипсиса

Начинается Откровение с явления Сына Человеческого и послания ангелам 7 церквей: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской, Лаодикийской. Эти церкви действительно существовали в апостольские времена. Также послания можно отнести к семи периодам в церковной истории. Или же к семи духовным состояниям, которые свойственны христианам.

“После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе” (Откр. 4:1). Андрей Кесарийский разъясняет, что Бог не скрывает своих тайн и показывает, что будет происходить, когда дни земной Церкви подойдут к своему завершению. Описание изобилует символами и иносказаниями. 

24 старца

“И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы” (Откр. 4:4).

Андрей Кесарийский толкует старцев, как 12 колен Израилевых и 12 апостолов. Вместе они обозначают полноту Церкви ветхозаветной и новозаветной.

7 печатей

“И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями” (Откр 5:1)

Под книгой понимается Премудрость Божия, эта книга содержит в себе все судьбы человечества, а также Библию. Никто не имеет возможности снять с нее печати, кроме Иисуса Христа. Ориген (греческий христианский теолог) писал:

“Что за книгу видел Иоанн, написанную внутри и отвне? И запечатанную, так что никто “ни раскрыть сию книгу, ни посмотреть ее, ни снять печати ее” (Откр. 5:2) не может, а только “лев от колена Иудина, корень Давидов” (Откр. 5:5), имеющий ключ Давида, “который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит” (Откр. 3:7). Это означает, что все Писание явлено через эту книгу: написанное отвне – обычное его понимание, внутри – потаенное и духовное”.

Семь печатей одна за другой снимаются с книги Спасителем:

1-я пе­чать – конь бе­лый со всад­ни­ком-по­беди­телем, име­ющим в ру­ках лук (всадником является антихрист);

2-я пе­чать – конь ры­жий со всад­ни­ком, взяв­шим с зем­ли мир (второй всадник ассоциируется с войной);

3-я пе­чать – конь во­роной со всад­ни­ком, име­ющим ме­ру в ру­ке (голод);

4-я пе­чать – конь блед­ный со всад­ни­ком по име­ни «смерть»;

5-я пе­чать –уби­ен­ные за сло­во Бо­жие;

6-я пе­чать – день гне­ва Аг­нца;

7-я пе­чать – сде­лалось без­молвие на не­бе, как бы на пол­ча­са.

Страшный Суд и Царство Небесное после Суда

Суд Божий представляется в виде семи чаш гнева Господа, которые изливаются семью ангелами. 

Когда пролилась первая чаша, люди покрылись гноящимися ранами. 

Вторая и третья чаши, пролитые в море и реки, сделали воду кровью. Эти чаши толкуются как войны, которые будут сопровождаться огромными жертвами.

Четвертая чаша пролилась на солнце, что привело к сильному зною, солнце будет жечь людей. Но они не покаются, а в отчаянии начнут богохульствовать.

Пятая чаша пролилась на престол зверя. Власть антихриста пойдет на убыль и уже не будет так прельщать людей. Но в то же время последователи антихриста не раскаются и не вернутся к Богу.

Шестую чашу ангел вылил в реку Евфрат, и пересохла река. После чего из уст дракона вышли три нечистых духа (лжеучителя, которые прельстят верующих чудесами). 

Седьмая чаша вылилась на воздух и произошло великое землетрясение.

И пал Вавилон, затем антихрист и наконец дьявол.

“И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” (Откр. 21:1). 

Последние страницы Откровения самые светлые и радостные в Библии. В них описывается жизнь не предавших Бога людей в Царствие Божьем. Там Бог отрет слезы с глаз мучеников, где нет смерти, бед, страданий, болезней. 

Протоиерей Олег Стеняев пишет: “Последние главы Книги Откровение завершают апокалиптическое повествование и выходят за пределы времени Суда и больше говорят о времени Царства Славы. Вот было время Закона – это Ветхий Завет, Новый Завет – это Царство Христово, Царство Благодати, это Царство до сих пор продолжается, потом будет время Суда, и потом – Царство Славы. Царство Славы – это наименее изученный период, о нем очень мало говорится в нашей догматике, в нашей эсхатологии. Потому что это тайна. И это будет оставаться тайной, пока мы живем в этой жизни, потому что тот мир принципиально будет отличаться от мира, в котором мы живем сейчас”.

Трудности толкования

Откровение Иоанна Богослова во все времена вызывало неподдельный интерес не только среди христиан, но и “светских” людей. Эта книга пропитана таинственностью, символичностью, иносказательностью. Она сложна в понимании, трудно верно истолковать значение и смысл тех или иных символов. Поэтому не существует общепринятой интерпретации, которая могла бы упорядочить и разъяснить, какие именно исторические события будут происходить в последние времена.

В Православии имеет место лишь одно святоотеческое толкование Апокалипсиса. Это труд святителя Андрея Кесарийского, который датируется VI веком. В настоящее время активное богословское изучение Апокалипсиса возобновлено. Среди толкований книги Откровения можно выделить труд архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю», отражающую характерное для современной Церкви прочтение Апокалипсиса. Очень интересен текст протоиерея Сергия Булгакова “Откровение: опыт догматического толкования”. Можно порекомендовать также книги «Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования» протоиерея Николая Орлова и «Свет Откровения: Размышления над Апокалипсисом» Николая Пестова. Интересны для изучения “Беседы на Апокалипсис” протоиерея Олега Стеняева.

Современные искажения в понимании Апокалипсиса

Глобализация – это факт, не зависящий от наших желаний. Она ведет к разрушению традиционного уклада жизни, культур. Происходит унификация культуры — в частности, в электронизации нашей жизни: электронные деньги, электронные документы. Жизнь человека оказывается под тотальным контролем. Но при этом не нужно думать, что завтра наступит царство антихриста. Христиане неоднократно испытывали на себе гонения. Как сказал диакон Андрей Кураев: “не надо каждого чекиста в степень антихриста возводить”. Нужно иметь серьезное богословское дерзновение, чтобы объявить, что кризис глобализации является свидетельством последних времен.

Паспорта, ИНН, электронные документы не могут сами по себе нанести вред человеку. Навредить душе может только грех. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил:

“Паспорт – это человеческое, а Богу нужно только наше сердце. Так, если мы живем в обществе среди людей, то и должны подчиняться законам общества. Получайте и паспорт, и пенсию – это ведь тоже забота о Вас Господа, чтобы Вы на старости, когда ослабнете, имели подкрепление… Наше хромание духовное на оба колена: по-Божьи жить не могу, а часто и не хочу – дает простор той печати, которой все боятся. Но печать эта не внешняя, а ум, сердце, душа грехом печатается, так что ничто Божье уже не войдет в душу. А паспорта, карточки – это все кесарево. И по слову Господа Богу Богово дайте, а кесарю кесарево… Современные компьютерные налоговые документы ничем пока не отличаются от старых наших документов. Вопроса о том, како веруем, в них нет… На последнем этапе мы должны будем дать ответ „Како веруем”. 

До тех пор, пока при получении всевозможных электронных документов от нас не требуется отречение от Христа, бояться этого не нужно. Поэтому любые самовольные трактовки Апокалипсиса недопустимы. Равно как и буквальное накладывание слов Откровения на современную жизнь. При этом источником таких аналогий может быть лишь мнение “авторитетной” и воцерковленной бабушки из соседнего храма. Если сомневаетесь, то посоветуйтесь со священником, которому доверяете (или с несколькими разными священниками).

Пророчества Иоанна Богослова

“И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть <…> И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. <…>

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть” (Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18).

Зверь с семью головами – антихрист, который будет иметь власть над человечеством. Зверь с рогами “подобные ангчим” – это лжепророк или лжемессия, о котором соблазнятся многие люди. Он будет принимать вид Христа и совершать чудеса. Он предваряет приход антихриста.

Так “любимое” многими число 666 или “печать антихриста” будоражит умы верующих. 666 символизирует имя антихриста. Кто-то из толкователей пытался складывать эти цифры и искать ответ в алфавите: “Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666” (Лопухин А.П.). Епископ Примасий перекладывал цифры на греческий алфавит, отыскивая в нем имя антихриста. Свт. Андрей Кесарийский толкует так: “Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное сие имя”. 

Зачем читать Апокалипсис

Недаром Апокалипсисом завершается Библия, как и оканчивается история человеческого существования. Многие сюжеты из книги становятся понятными лишь в настоящее время. Люди живут в мегаполисах, где граничат грехи и святость, бушуют страсти и возносятся молитвы, где звуки громыхающей музыки заглушают священные слова Литургии. Откровение Иоанна Богослова обязательно к прочтению современному человеку. Чтобы понять, где мы живем и отрезвить голову, занятую миллионом ненужных мыслей.

“Апокалипсис – его нужно читать. Варсонофий Оптинский говорил, что «горе нашему времени: сегодня Апокалипсис не читает никто» – перед революцией. Никому не интересно это, все думают, что сказка, а между тем именно это и совершается. Поэтому, когда мы читаем это, мы погружаемся в суть времен, и многие вещи вокруг нас становятся понятными. Апокалипсис должен быть настольной книгой человека, живущего в большом городе. У берега моря можно читать псалмы. В горах можно тоже псалмы читать. И на полях живя, можно тоже читать псалмы.

Но, живя в большом городе, среди летающих геликоптеров, среди подземных поездов метро, среди неоновых реклам, среди сумасшедшей молодежи, среди святой молодежи, среди стариков, бедных, богатых и тех всех, нужно читать Апокалипсис, и ты поймешь, где ты живешь. Вот именно желание понять, где я живу, оно и родило, в общем-то, желание объяснить свой взгляд на то, что Господь говорит семи Церквам. В Апокалипсисе – это голос воскресшего Господа, это голос Евангелия, но уже после Воскресения” (протоиерей Андрей Ткачев).

Предыдущая запись Молитва от зубной боли — кто поможет?
Следующая запись Канон Пресвятой Богородице — история, структура, содержание